Приведем пример такой тренировки.
Тренировка двусторонняя. Каждый боец (подразделение) действует с назначенным ему в пару бойцом (подразделением), ведя бой по заданию на 1-5 уколов (на 1-2 минуты) на винтовках или палках с мягким наконечником.
Вначале (3-5 минут) тренировка (проводится на учебном поле, на ровной площадке. Выполняя задание, один из бойцов каждой пары только атакует, а другой защищается. Затем бойцы в парах меняются ролями; по. сигналу или команде командира они переходят на другое место (к какому-либо препятствию), и следующие 3-5 (минут каждая пара в таком же порядке ведет бой с двух сторон у препятствия (изгороди, поваленного дерева, МЗП); далее командир продвигается с подразделением к окопам, и следующие 4-б минут тренировка продолжается в условиях, когда бойцы действуют, находясь сначала с двух сторон окопа, а затем поочередно (один боец в окопе, а другой у окопа).
После этого по внезапному сигналу командира все бойцы прыгают в окоп и ведут в течение одной минуты бой в окопе; затем по следующему сигналу они выскакивают из окопа и продвигаются 200-300 м до опушки леса, кустов, и тренировка продолжается в кустах, среди деревьев и т.п.
В данном примере обстановка для тренировки в одном приеме в течение 20-30 минут менялась 6 раз, причем бойцы в парах менялись 8-10 раз и каждый из них, находясь в беспрерывном действии, получал достаточную физическую нагрузку, вырабатывающую нужную ему для боя выносливость.
На занятиях по подготовке к рукопашному бою, при перебежках, переползании, во время преодоления препятствий, при гранатометании и в штыковом бою нужно обязательно вводить элементы стрелковой подготовкитренировку в изготовке к стрельбе из различных положений (на месте и на ходу «навскидку») с открыванием и закрыванием затвора, прицеливанием по появляющимся указкам и спусков курка (одиночно и залпом).
Замаскированные бойцы с указками (2—3 человека) должны быстро и внезапно действовать по условным сигналам, знакам, или указаниям командира. Указка то появляется на 3-4 секунды, то исчезает; она появляется в кустах, из-за дерева, из-за препятствия в окопе или из-за поворота хода сообщения, над окопом; она то удаляется от бойца, то приближается к нему.
При передвижениях на поле боянадо тренировать бойцов в переползании на боку с грузом (боеприпасы, миномет, ПТР и т. п.), на получетвереньках и по-пластунски в гору, под гору, в снегу, вползать в окопы, ходы сообщения; при перебежках и переползаниях надо учить передвигаться не только по командам, но и по свистку или знакам, подаваемым командиром.
При преодолении препятствийполезно тренировать бойцов выбираться из глубоких окопов и ходов сообщения с опорой о стенки и с помощью товарища; при преодолении проволочной сети, забора, кустов и деревьев, оплетенных проволокой, применять частые жердевые лестницы и другие приспособления, облегчающие преодоление этих препятствий; при преодолении круч обледенелых скатов, эскарпов применять шесты, жерди, веревки, при помощи которых учить бойцов быстро взбираться и преодолевать указанные препятствия; тренировать бойцов (особенно разведчиков и автоматчиков) взлезать и перелезать через высокие стены, заборы, снежные валы, передвигаться по бревну, дереву, на значительной высоте.
При тренировке в гранатометаниинадо учить способу бросания гранаты из положения лежа с вставанием на левое колено, метать гранаты по высоко подвешенным целям, по двигающимся и внезапно появляющимся целям, а также тренировать бойца в забрасывании гранат в траншеи и ниши из положения лежа.
В штыковом бою основными приемами следует считать:
а) изготовку к бою и повороты в изготовке;
б) укол штыком короткий (без изменения положения рук на винтовке) и длинный (со скольжением винтовки по ладони левой руки); тот и другой выполняются без выпада и с выпадом;
в) отбивы (как прием нападения и защиты) вправо, влево, вниз, направо и уколы вслед за ними;
г) удары прикладом сбоку, вперед и защита вверх;
д) парные и групповые бои на винтовках или на палках с мягким наконечником.
После изучения уколов следует начинать тренировку бойцов в парных боях на винтовках или палках с мягким наконечником, сочетая применение уколов и отбивов. Бои лучше всего проводить одновременно со всеми бойцами подразделения, разбитыми на пары, на учебном поле, в кустах, у канавы, среди препятствий, на склонах, в траншеях и т. п. После этих простейших боев надо тренировать бойцов в выполнении отбива укола на винтовках и у чучел с боевым штыком. Для вызова бойца на отбив (удар по оружию) тренировочную палку необходимо держать в изготовке к бою (как винтовку), стоя сбоку чучела и закрывая его палкой так, чтобы боец для поражения чучела уколом вынужден был произвести отбив, или в момент подхода бойца к чучелу обозначать палкой укол, чтобы боец его отбил и только после этого поражал чучело уколом. Время от времени, стоя у чучела, держать палку в изготовке к бою, не закрывая палкой чучела и не обозначая укола, чтобы тренировать бойца в нанесении укола и без отбива.
Удары прикладом применять как самостоятельные приемы нападения на противника. Для вызова бойца на такие действия тренировочную палку подставлять для ударов на месте и в движении прямо перед бойцом, сбоку, сзади, то набегая, то отбегая от бойца.
Парные и групповые «бои» проводить на местности, в населенных пунктах, среди разрушенных строений, среди густой сети окопов, траншей и ходов сообщения.
Для тренировки волевых качеств при ведении боя на винтовках с мягким наконечником на ровной травянистой или снежной площадке можно применять подножки, броски на землю и борьбу лежа. Нужно также разрешать бойцам, действующим в различной обстановке (в окопах, ходах сообщения и др.) тренировочными палками или невооруженным, нападать вдвоем на одного бойца, вооруженного винтовкой или автоматом, сваливать его я вынуждать действовать лежа «ножом» руками и ногами.
При обучении бою малой лопатой против вооруженного винтовкой надо учить бойцов нападать с лопатой первыми, не дожидаясь, пока боец с винтовкой будет наносить укол. Кроме того, следует тренировать в применении ударов лопатой.
В бою невооруженного с вооруженным следует применять нападение на вооруженного одного и двух бойцов, связывание, тягу волоком, переноску и конвоирование пленного; в занятиях бойцу, обозначающему часового, при нападении на него одного или двух бойцов разрешать сопротивляться и вести бой винтовкой с мягким наконечником. Тренировку захвата «языка» проводить с соблюдением мер маскировки, подкрадывания и т. п. Указанные методические и технические приемы подготовки к рукопашному бою далеко не полны, но при их внимательном изучении и широком применении на практике они принесут несомненную пользу офицерам и сержантам Красной Армии, которым выпала честь готовить к бою сильных, ловких и выносливых бойцов, способных в дни Великой Отечественной войны громить и уничтожать врага в любой обстановке.