Каково психологическое воздействие алкоголя?

Слепые тесты с алкоголем

Выполненные с алкоголем тесты - источник ошибок - в нашей культуре все участники имеют представления об алкоголе. Позже мы рассмотрим самый лучший метод исключения внушенных эффектов - изучение действия алкоголя в иных культурах. Но сначала рассмотрим слепые тесты, которых с алкоголем было выполнено намного больше, чем с нелегальными наркотиками.

Чтобы ввести людей в заблуждение о том, употребляли они алкоголь или нет, должны быть выполнены два условия: Во-первых, вкус не должен показывать присутствие алкоголя. Влияние алкоголя на вкус напитков намного меньше, чем полагает большинство людей (см. часть 8). Эксперименты показали, что присутствие алкоголя едва различимо в напитках крепостью 6-8 % и в обычном пиве (3-5 %). Поэтому эти напитки использовались в ряде слепых тестов. Использовались и более крепкие напитки. Исследователи из Нью-Джерси и Монреаля использовали напитки крепостью 13-15 %, а некоторые другие - 20-30% алкоголя (!). Это делает их выводы менее надежными.

Во-вторых, внутренние связи не должны обнаруживать присутствие алкоголя в крови.

• Концентрация алкоголя в крови, которую люди могут определить, различна у разных людей и в разных ситуациях. Целью одного из слепых тестов было обнаружение тех внутренних связей, которые наиболее надежно информируют человека о присутствии алкоголя в крови.

Пивших различные напитки участников попросили заполнить вопросник, где были упомянуты различные внутренние связи. Для некоторых связей даже немного более одной выпивки (примерно 10 г алкоголя) приводило к небольшим различиям - умеренная, но статистически значимая тенденция, где ответы чаще были правильными, чем ложными. Но неопределенность была правилом при таком уровне алкоголя в крови. Это показывает, что даже немногим более одной выпивки может быть определено при оптимальных обстоятельствах. Но участники знают, что часть из них не получила алкоголь, их проинструктировали, чтобы они были внимательны к своим чувствам и им даже сказали, за какими внутренними связями наблюдать. Они концентрировались на вопроснике вместо того, чтобы участвовать в обычной для питейной ситуации деятельности.

Большинство слепых тестов с алкоголем использовали его в дозах, соответствующих 2-3 выпивкам (20-30 г. чистого алкоголя). Такие дозы алкоголя потребляются чаще всего, и к ним относятся наиболее приятные психологические эффекты. Но при таких дозах вызываются внутренние связи, которые могут быть определены, и поэтому существует опасность, что в таких "слепых" тестах эффекты приписываются алкоголю, тогда как в действительности обусловлены идентификацией вызванных алкоголем связей.

Так как обман экспериментаторов может быть раскрыт подопытными, этот метод, возможно, не может доказать поведенческие эффекты алкоголя, но может, вероятно, определить случаи, когда эффекты ожидания могут быть достаточны, чтобы вызвать изменения в поведении обычно приписываемые алкоголю.

Метод Марлатта

В слепых тестах алкоголь подается в концентрациях и дозах на пределе, который люди могут обнаружить. Поэтому условия для эксперимента приобретают критическую важность.

Наилучшая процедура была разработана группой исследователей во главе с Аланом Марлаттом - профессором психологии Вашингтонского университета в Сиэтле. Группа опубликовала свои первые данные в 1973-1974 гг. и с тех пор совершенствовала свою методику.

Участники разбиваются на 4 группы:

  Половине сказали, что они пьют смесь водка-тоник Половине сказали, что они пьют чистый тоник
Половина получила смесь водка-тоник Сказано об алкоголе и реально пили его Сказано о тонике, но пили алкоголь
Половина получила чистый тоник Сказано об алкоголе, но пили тоник Сказано о тонике, и реально пили его

Напиток каждого участника определялся броском монеты. Но монета была поддельной – обе стороны одинаковы! Участники наблюдали за тем, как смешивались напитки. Смирновскую водку и тоник наливали из настоящих бутылок. Для тех, кто получил чистый тоник, но кому было сказано, что они получают алкоголь, в бутылке был дегазированный тоник.

Когда водка и тоник смешиваются в пропорции 1:5, риск, что участники обнаружат алкоголь по вкусу, мал. Но для уверенности участники перед питьем получали дозу прысканья в рот. Уровень алкоголя в крови как бы измерялся по выдоху в электронный алкометр. Но алкометр был поддельным и только подтверждал то, что было сказано о содержании напитка.

Так как алкоголь подавался в дозах, которые могут быть замечены по внутренним связям, Марлатт и его сотрудники хотели избежать искусственной ситуации, когда участники прекращают обычную деятельность, чтобы сосредоточиться на внутренних связях. Избегая вопросников, участникам предлагалось принять участие в социальном общении, тогда как ассистенты осторожно наблюдают за поведением и измеряют реакции.

По окончании опыта успех с манипуляцией напитками проверялся путем опроса каждого участника о том, сколько алкоголя, по его мнению, он выпил.

Чтобы сделать питейную ситуацию как можно реалистичнее, Марлатт и его группа сделали даже "поддельный бар". По меньшей мере, для посетителя разницу между поддельным и настоящим баром было трудно заметить.

Это наиболее убедительный метод для слепых тестов с алкоголем. Но, несмотря на вводящую участников опыта в заблуждение методику, источники ошибок все же существуют, так как участники знакомы с испытуемым веществом. Участники могут узнать вкус или эффекты алкоголя и подумать, что "Я знаю, что не получал алкоголя, но мои чувства точно такие же". Внушенные эффекты могут также действовать на подсознательном уровне через внутренние связи. Вот почему слепые тесты со знакомыми с алкоголем участниками не могут полностью исключить все внушенные эффекты.

Многие из слепых тестов, результаты которых опубликованы, использовали далеко не столь убедительную, по сравнению с описанной здесь, методику. Отдельные слепые тесты использовали метод "Стоп, садись и сосредоточивайся на внутренних связях" (вопросник). Это не соответствует реальной питейной ситуации и уменьшает ценность опытов. Многие исследования не включали проверку манипуляций с напитками. В других исследованиях проверка показала, что манипуляции были недостаточны.

На последующих страницах дан обзор большинства слепых тестов, результаты которых были опубликованы. Из обзора исключены только эксперименты с крупными методологическими ошибками.

Алкоголь и секс

Цитата из Шекспира говорит, что алкоголь "увеличивает возбуждение, но затрудняет исполнение". Некоторые люди заявляют, что умеренное количество алкоголя увеличивает потенцию. То же самое говорят курильщики марихуаны.

Для исследования этой проблемы были выполнены многочисленные слепые тесты. В большинстве исследований сексуальное возбуждение измерялось объективными методами. На участниках, смотрящих фильмы или слушающих записи с сексуально-стимулирующим содержанием, располагались небольшие измеряющие реакцию приспособления. У мужчин это было маленькое резиновое кольцо, измеряющее диаметр полового органа, а у женщин - приспособление, измеряющее кровяное давление и объем вены в половом органе.

Эксперименты убедительно показали, что алкоголь сам по себе ослабляет сексуальное возбуждение. Два эксперимента с женщинами показали уменьшение возбуждения после потребления алкоголя. В опытах с мужчинами принятая доза алкоголя ослабила возбуждение в 4 экспериментах и не показала изменений в 5. В одном из опытов мужчинам было сказано подавлять сексуальную реакцию. Опыт показал, что алкоголь уменьшает способность контролировать ее.

Вывод из исследований очевиден: алкоголь снижает сексуальное возбуждение и доз, используемых обычно в эксперименте (20-30 г алкоголя) достаточно, чтобы продемонстрировать это снижение. Когда объективные измерения не проводятся и участникам вместо этого предлагают сосредоточиться на внутренних связях, ответ может быть основан на истолковании этих связей. Как можно ожидать, этот метод дает более разноречивые результаты. В двух опытах участники заявили, что, получив алкоголь, они испытывали большее сексуальное возбуждение, тогда как сделанные одновременно объективные измерения показали, что дело обстоит как раз наоборот.

В двух других опытах участники заявили, что испытали большее сексуальное возбуждение, когда действительно выпили алкоголь. Неясно, однако, было ли это отражением явно недостаточных манипуляций с напитками.

Алкоголь и торможение

Ряд слепых тестов был проведен для изучения проблемы алкоголя и торможения. Некоторые исследования по сексуальным реакциям пролили свет на эту проблему.

Исследования показали, что у людей возрастает сексуальное возбуждение, когда они верят, что пили спиртное, причем в наибольшей степени, если эротическая стимуляция имеет характер табу. Это служит признаком того, что обычно чувство самоуважения сдерживает возбуждение.

В одном исследовании стимулирующим материалом служили гомосексуальные картинки, а также сцены изнасилования или иных сексуальных преступлений. Опыт показал, что наибольшее возбуждение при этом испытали те, кто думал, что принял алкоголь и действительно выпил его, чуть меньше - те, кто думал, что принял алкоголь, а реально его не получил, значительно меньше - те, кто думал, что не получил алкоголь и действительно был трезвым; меньше всех - те, кто думал, что не пил, а реально получил алкоголь. Исследование позволило пролить свет на то, почему многие сексуальные преступления совершаются выпившими людьми. Когда люди думают, что пьяны (и, как правило, являются таковыми), они дают волю своим тайным импульсам. Отчет показал, что алкоголь сам по себе не снимает торможение.

Группа из университета Висконсина использовала иные методики, чтобы изучить действие алкоголя на сексуальный интерес. 72 молодых мужчины были разделены на 4 группы по методу Марлатта. Вокруг были разложены порнографические картинки и участникам было предложено записывать, до какой степени, по их мнению, картинки являются сексуально возбуждающими. Те, кто полагал, что пил алкоголь, решили, что картинки явно более стимулирующие, чем те, кто полагал, что не получал алкоголя. Алкоголь сам по себе значения не имел. Исследователи скрыто измеряли, сколько времени участники опыта держали у себя картинки, прежде чем передать их другому. Те, кто считали себя выпившими, держали картинки в среднем на 2,4 секунды дольше. Алкоголь сам по себе различий не показал. Два дополнительных эксперимента пришли к выводу, что участники выражали больший сексуальный интерес, когда они верили, что пили алкоголь, безотносительно к фактическому содержанию алкоголя в стаканах.

Еще одно исследование, основанное на личных сообщениях, показало, что уровень расторможения варьирует в зависимости от ожиданий и социальной обстановки, но не от содержания алкоголя в напитке.

Одно исследование также показало, что алкоголь ослабляет торможение: Частота рисования на стенах была измерена в слепых тестах с малой дозой алкоголя (менее 10г). Среди 29 участников рисовали на стенах 8, причем 7 из них пили алкоголь.

Недавний эксперимент изучал тенденцию к рискованному поведению у людей, склонных к риску ("искатели острых ощущений") и более осторожных людей. Они реагировали по-разному, полагая, что приняли алкоголь, хотя он сам не влиял на рискованное поведение.

Участники занимались на тренажере водителя автомобиля. Любители острых ощущений вели себя еще раскованнее, когда верили, что выпили. Осторожные люди становились еще осторожнее, когда думали, что пьяны. Потребление алкоголя как такового не дало значительного эффекта.

Тогда как слепые тесты дают лишь намек об отношении между алкоголем и торможением, изучение пития в различных культурах дает для этого гораздо больше материала.

Наши рекомендации