Упражнение 3. Гимнастика для глаз. Гигиена зрения

В самом начале нашей книги в разделе «динамика чтения», давая определение процессу чтения, мы писали о том, что чте­ние - это процесс использования наших глаз и сознания....

Для Вас, видимо, будет удивительным узнать, что движения глаз не существенны для быстрого чтения, что глаза человека, читающего быстро, вовсе не двигаются быстрее, чем у того, кто читает медленно.

Подробно о технике движения глаз вы узнаете из урока 5. Здесь же нам хотелось бы привести фундаментальное заключе­ние специалистов в области физиологии зрения: глаза - это вынесенный вперед мозг. Из этого следует очень важный для вас вывод. Создавая в процессе чтения благоприятные или, на­против, неблагоприятные условия для зрения, мы тем самым задаем соответствующие условия и для деятельности нашего мозга. Вот почему вопросы гигиены зрения и специальные упражнения для развития зрительного анализатора - это не столько забота о сохранении нашего зрения, сколько главным образом забота и о нормальной деятельности нашего мозга.

В последние годы много говорят об ухудшении зрения у школьников и студентов. Наши постоянные контакты с ведущими специалистами в области зрения убедили нас в необходимости ввести в программу освоения быстрого чтения простые и эф­фективные упражнения, снимающие зрительные утомления Глаз и предупреждающие многие неприятные последствия Разных заболеваний и ослабления зрения. Настоятельно со­ветуем выполнять эти рекомендации.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ ЛЕЖА

На одном из первых занятий по освоению быстрого чтения я задал вопрос: «Кто из вас читает лежа?»

К моему глубокому удивлению, подняли руки 40 человек из 50 слушателей.

Это заставило нас обратиться к специалистам в области зрения, которые заявили примерно следующее: чтение лежа по своим негативным последствиям занимает третье место после привычек употреблять алкоголь и курить. Нет ничего более вредного, ухудшающего ваше зрение, чем чтение лежа.

А все-таки, почему нельзя читать лежа? Есть три основных фактора, доказывающих справедливость этого утверждения:

1. При чтении лежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, которое должно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижает остроту зрения.

2. При чтении лежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритм дыхания. Как известно, ин­теллектуальная деятельность в значительной степени зависит от правильного ритмического дыхания. Не случайно йоги так много внимания уделяют технике правильного дыхания.

3. При чтении лежа затрудняется циркуляция крови вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Очень часто приходится слышать, что от школьников, долго читающих лежа, поступают жалобы на боли в затылочной части мозга. Спе­циалисты считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых на старинных гравюрах и фото­графиях. Как правило, они работают стоя за специальной на­клонной конторкой. Я вспоминаю, как папа одного из наших 13-летних учеников сразу отучил своего сына читать лежа, смасте­рив ему наклонную доску с изменяемой высотой. Сыну настолько понравилось работать за ней, что он делал за ней все уроки и только так читал книги. Хотя письменный стол также стоял у него в комнате. Впоследствии мальчик освоил все семь ступеней нашей программы. Школу он закончил с золотой медалью, а в институте получил диплом с отличием. Оригинальное рабочее место, изготовленное отцом, служит ему и поныне. Как мне рас­сказал папа, недавно они опустили наклонную доску на нижнюю отметку и сын спросил отца: «Неужели я был такой маленький?».

Дорогие друзья!

Надеюсь, изложенное убедило Вас. Итак, безоговорочно мы принимаем еще одно правило быстрого чтения - НИКОГДА НЕ ЧИТАТЬ ЛЕЖА.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение. Выполнять их следует примерно в те­чение 10 мин ежедневно.

1 Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с откры­тыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 – 2 мин.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком рас­стоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упраж­нение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз - 33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, бас­кетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, про­верять зрение.

(Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз, М.: ФИС, 1988.)

Домашнее задание

1. Заполнить тест № 1 «Анализ чтения» (см. приложение 5).

2. Выполнить задание 3 и записать результат в графе «до обучения».

3. Изучить первое правило быстрого чтения - читать без ре­грессий. Записать его на отдельном листке в двух экземплярах. Один укрепить над рабочим столом на экране мысленного взора. Второй экземпляр постоянно носить с собой.

Главное — тексты читать без регрессий.

4. Приступить к выполнению упражнения «Созерцание зе­леной точки».

5. Никогда не читать лежа.

6. Приступить к ежедневному выполнению гимнастики для глаз. На весь период вашей работы рекомендуем установить сле­дующую последовательность выполнения упражнений и заданий:

7. Каждое занятие начинать с начального сеанса AT. Напо­минаем, формулы для достижения состояния аутогенного погружения приведены в приложениях 2 и 3.

Тем, кто имеет магнитофонную запись, включить и прослу­шать начальный сеанс AT.

- Выполнять упражнения и задания в соответствии с лич­ным планом.

- Непосредственно перед сном провести заключительный сеанс AT и выполнить упражнение «Созерцание зеленой точки».

Это упражнение обладает эффектом последствия. Чувство покоя, расслабленности, которое вы внушили себе, основные правила программы техники быстрого чтения будут закреп­ляться, входить в ваше сознание, в подсознание в состоят из эффективного, полноценного ночного сна. Вы заметите, как это упражнение с каждым днем все более благоприятно влияет на вашу психику, самочувствие, настроение.

Обратите особое внимание на слова в тексте страницы с зе­леной точкой: «Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спо­койствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий...». Читая вслух эти слова ежедневно вместе с диктором в сеансе AT или самостоятельно, старайтесь как можно ярче предста­вить себе эти ощущения. С каждым днем вы будете все больше и больше убеждаться в эффективности этих слов самовнушения.

Часто спрашивают:

- Можно ли при созерцании зеленой точки моргать глазами? Да, можно.

- Можно ли выполнять это упражнение не только вечером, а также утром и днем?

Можно утром, днем, но только один раз в сутки. Наибольший эффект достигается при его выполнении вечером - перед сном.

- Как быть, если появляется усталость при выполнении этого упражнения и клонит ко сну?

Отдохнуть, нормализовать сон и только потом продолжать систематически выполнять упражнение.

Итак, мы разобрали с вами подробно все трудности выпол­нения заданий и упражнений урока 1. Выполняя задания урока, вы изучили недостатки своего чтения, определили его началь­ную скорость, провели анализ количества и качества своего чтения, освоили упражнения созерцание зеленой точки и гимнастики для глаз.

А теперь, приобретя некоторые навыки, сделаем следующий шаг на нашем совместном пути к освоению высот быстрого чтения.

Переходите к уроку 2 в соответствии с вашим личным планом.

Наши рекомендации