Методические рекомендации по подготовке студентов к внеаудиторной

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Белово

Рассмотрены на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол №……..от……………………

Рекомендованы к изданию МС ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Протокол №………..от…………………..

Этика и психология делового общения. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов[Текст]:для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» / Составитель: Пушкарева А.Б.- Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», 2013.- 13с.

Содержание

Пояснительная записка…………….…………………………….………..…………...........4 Методические рекомендации по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе…..……………………………………………………..….....…....6 Самостоятельная работа №1. Трансактный анализ делового общения (2 ч.)………………..8 Самостоятельная работа № 2. Невербальные средства в деловом общении. (3 ч.) …….. .9 Самостоятельная работа № 3. Подготовка конспекта: «Типы ораторов. Типы собеседников» (2ч.)………………………………………………….……...……………...…..9 Самостоятельная работа № 4. Составление текстов резюме, рекомендаций для устраивающегося на работу (3ч.)..............................................................................................9 Самостоятельная работа № 5 Составление рекомендаций по формированию имиджа делового человека; (3 ч.)...........................................................................................................10 Самостоятельная работа № 6. Составление рекомендаций по адаптации в новом коллективе (2ч.)……………………………………………………………………………….10 Самостоятельная работа № 7. Составление рекомендаций для представителей разных социотипов по оптимизации общения в деловой среде (2 ч.)...…….....…………………10 Самостоятельная работа № 8. Изучение конфликтных ситуаций в ходе социального взаимодействия (4ч.) ………………………………..……………...………………………11 Самостоятельная работа № 9. Подготовка рекомендаций «Как завоевать авторитет в новом рабочем коллективе?» (3ч.)………………………….…………….. ………………11 Самостоятельная работа № 10. Подготовка эссе по проблемам общения педагогов в профессиональной среде (3ч.)……………………………………………………………….11 Самостоятельная работа № 11. Подготовка памяток этикетных формул поведения в общественных местах и в деловой среде (4 ч.)……………………………………………...11 Список информационного обеспечения…………………………………………………..13    
   
   
   
       

Пояснительная записка

Одна из основных задач современного педагога – учителя начальных классов - решение психологических задач, возникающих в процессе общения с учениками, их родителями, коллегами, начальством. Поэтому целью учебной дисциплины «Этика и психология делового общения» является формирование у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности. Дисциплина поможет будущим специалистам-педагогам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения.

Деловое общение – это межличностное общение партнеров, но складывается и развивается оно в сфере деловых контактов под влиянием их определенных психических свойств — индивидуальных и таких, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам (классам, национальным общностям, профессиональным, демографическим группам и т.д.).

Указанные психические свойства личности являются предметом изучения общей и социальной психологии. На них и опирается дисциплина «Этика и психологии делового общения». Данная дисциплина базируется прежде всего на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение по сути с этих же позиций.

Основой современного образования является самостоятельная работа студента, именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного саморазвития. Самостоятельная работа способствует приобретению навыков самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, рефлексии. Студент становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Этика и психологии делового общения» студент должен овладеть:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;ОК 3. Оценивать риски и принимать решение в нестандартных ситуациях;ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

При выполнении самостоятельных работ по дисциплине «Этика и психологии делового общения» студент должен:

должен знать:

- о психологических основах делового общения; - об этических ошибках делового общения; - о правилах делового этикета; - о прикладном аспекте делового общения применительно к деятельности специалиста – педагогадолжен уметь: - применять знания этики делового общения в своей деятельности специалиста; - строить межличностные отношения в деловой сфере с учетом цели общения и индивидуально - психологических качеств партнера; - строить деловые отношения на базе знаний об этикете;- проводить деловые беседы, дискуссии, переговоры в соответствии с нормами этики;- определять индивидуально-психологические свойства личности и особенности неречевого поведения партнеров по общению; - использовать знание психологии для предотвращения и разрешения конфликтов в деловом общении;- использовать приемы саморегуляции для выхода из стрессовой ситуации, возникшей в процессе делового общения.

В соответствии с учебным планом и рабочей программой, на проведение внеаудиторной самостоятельной работы по общепрофессиональной учебной дисциплине «Этика и психология делового общения» на специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» выделяется 31 час.

Цель сборника заданий для внеаудиторной самостоятельной работы - систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать справочную, учебную и научную литературу; развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы включает пояснительную записку, методические рекомендаций по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, тематику и содержание заданий, список информационных источников. По каждой теме указаны: количество часов, цель, перечень формируемых компетенций, задание, требования к отчёту, технология работы, список информационных источников. Выполнение самостоятельных работ предполагает:

• глубокий анализ рекомендуемой литературы,

• обращение к материалам сети Интернет,

• оперирование профессиональной терминологией,

• опору на практический опыт.

Основными формами отчётности самостоятельных работ по дисциплине «Этика и психология делового общения» являются устные ответы на вопросы, самостоятельно подготовленные сообщения, конспекты, рекомендации для разных ситуаций делового общения.

Методические рекомендации по подготовке студентов к внеаудиторной

Самостоятельной работе

Приступая к выполнению заданий, внимательно ознакомьтесь с их содержанием, рекомендациями по выполнению, требованиями к отчёту.

Продумайте этапы деятельности по выполнению задания.

Изучите рекомендуемую литературу, пользуйтесь дополнительными источниками, обращайтесь к словарям, энциклопедиям, материалам журналов, ресурсам сети Интернет.

Самостоятельная работа №1

Тема: Трансактный анализ делового общения

Количе­ство часов: 2 часа

Цель: знакомство с трансактным анализом и выделение стиля общения своего и партнера.

Перечень компетенций : ОК 1-5, ОК9, ПК3.1

Задание:

1. Выполнить тест.

2. Выявить наиболее эффективные способы общения своего и партнера.

Технология работы:

  1. Опираясь на рекомендованные источники, подберите информацию о трансактном анализе и его элементах.
  2. Используя предложенный тест, попробуйте оценить, как сочетаются три Я в вашем поведении. Письменно обоснуйте свои результаты.

Тест

1. Мне порой не хватает выдержки

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко

6. Мне бы понравилось быть воспитателем

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9. Каждый должен выполнять свой долг

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16. Я – увлекающийся человек

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – “дитя”);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – “взрослый”);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – “родитель”).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса.

Пример: Если у вас получилась формула ВДР, то значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям.

3.Выявите особенности общения партнеров в позиции «Родитель – Дитя», «Родитель – Родитель», «Дитя – Дитя», «Взрослый-Дитя», «Взрослый – Родитель», «Взрослый – Взрослый». Какой тип общения из предложенных выше будет оптимальным в ситуации делового общения?»

Требования к отчёту: тематический конспект, выполненный в тетради для самостоятельных работ, выразительное чтение фрагмента произведения К.И.Чуковского.

Информационное обеспечение: ОИ1,2,6 ; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №2

Тема: Невербальные средства в деловом общении.

Количе­ство часов: 3 часа

Цель: Закрепление знаний невербальной коммуникации, умения определять внутреннее состояние и отношение человека с помощью невербальных знаков.

Перечень компетенций: ОК 2 – ОК5, ПК 4.3

Задание: Составить перечень эмоций и их отображение с помощью кинесики, мимики и пантомимики.

Технология работы:

1. Проанализировать дополнительные информационные источники.

2. Подобрав соответствующий материал, оформите фотоальбом эмоций, жестов, поз с указанием передаваемой информации. Данное задание может быть выполнено как индивидуально, так и в малой группе.

Требования к отчету: Творчески оформленный отчет в виде фотоальбома эмоций, жестов, поз с указанием передаваемой информации

Информационное обеспечение: ОИ1,2,6; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №3

Тема: Подготовка конспекта: «Типы ораторов», «Типы собеседников»

Количе­ство часов: 2 часа

Цель: Изучение типов ораторов и собеседников.

Перечень компетенций : ОК 2 – ОК5, ОК 9

Задание: Составить опорный конспект «Типы ораторов. Типы собеседников»

Технология работы:

1. Проанализировать дополнительные информационные источники.

2. Составить опорный конспект «Типы ораторов. Типы собеседников»

3. Результаты самостоятельной работы оформить в тетради.

Требования к отчету: Опорный конспект, оформленный в соответствии с типовыми требованиями к составлению конспекта.

Информационное обеспечение: ОИ1,2,8,9; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №4

Тема: Составление текстов резюме, рекомендаций для устраивающегося на работу

Количе­ство часов: 3 часа

Цель: Расширение представлений о способах самопрезентации и оформлении их в жанрах официально-делового стиля

Перечень компетенций: ОК 2 – ОК5, ОК8, ОК 9

Задание: Составить текст резюме и рекомендации для устраивающегося на работу

Технология работы:

1. Проанализировать информационные источники.

2. Подобрать образцы различных резюме.

3. Составить рекомендации для устраивающегося на работу

4. Результат представить в виде буклета или оформить в тетради для самостоятельных работ.

Требования к отчету: текст резюме, оформленный в соответствии с типовыми требованиями к составлению данного вида документа; рекомендации для устраивающегося на работу.

Информационное обеспечение: ОИ1,4,6,9; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №5

Тема: Составление рекомендаций по формированию имиджа делового человека

Количе­ство часов: 3 часа

Цель: Выявление основных составляющих имиджа делового человека.

Перечень компетенций: ОК 1 - ОК7

Задание:

1. Составить рекомендации по формированию имиджа делового человека

2. Подготовить реферат на тему «Элементы делового имиджа»

Технология работы:

1. Проанализировать информационные источники по теме.

2. Выделить основные составляющие имиджа делового человека.

3. Составить рекомендации по формированию имиджа делового человека. Результат самостоятельной работы представить в виде буклета или листовки.

4. Подготовить реферат на тему «Элементы делового имиджа».

Используя знания информационной культуры, представить реферат в печатном виде, формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14. Титульный лист должен содержать информацию об образовательном учреждении, авторе работы и преподавателе, проверяющем работу.

Задания 3,4 выступают как вариантные, студент должен выполнить только одно из них.

Требования к отчету: рекомендации по заданной теме, реферат, выполненный в соответствии с общими требованиями.

Информационное обеспечение: ОИ1,9; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа № 6

Тема: Составление рекомендаций по адаптации в новом коллективе

Количе­ство часов: 2 часа

Цель: Знакомство с основами корпоративной культуры.

Перечень компетенций: ОК 2 - ОК7, ОК 9

Задание: Составить рекомендации по адаптации в новом коллективе

Технология работы:

1. Проанализировать предложенные информационные источники.

2. Познакомиться с понятием корпоративной культуры.

3. Составить рекомендации по адаптации в новом коллективе.

Требования к отчету: рекомендации по заданной теме

Информационное обеспечение: ОИ1,2,4,5,6; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №7

Тема: Составление рекомендаций для представителей разных социотипов по оптимизации общения в деловой среде

Количе­ство часов: 2 часа

Цель: Изучение различных психотипов людей, их проявления в работе, бизнесе, общении.

Перечень компетенций: ОК 2 - ОК7, ОК 9; ПК3.1, ПК4.4

Задание: Составить рекомендации для представителей разных социотипов по оптимизации общения в деловой среде.

Технология работы:

1. Проанализировать конспект лекции и дополнительные информационные источники.

2. Определить особенности различных психотипов людей.

3. Составить рекомендации для представителей разных социотипов по оптимизации общения в деловой среде.

4. Результат самостоятельной работы представить в виде буклета или конспекта.

Требования к отчету: рекомендации по оптимизации общения в деловой среде.

Информационное обеспечение: ОИ1,2,4,5,6; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №8

Тема: Изучение конфликтных ситуаций в ходе социального взаимодействия

Количе­ство часов: 4 часа

Цель: Выявление конфликтных ситуаций в ходе социального общения.

Перечень компетенций: ОК3- ОК10, ПК 3.1, ПК 3.5 -3.8, ПК 4.3

Задание: Подготовиться к устному опросу по теме.

Технология работы:

1. Повторить материал конспекта лекции и проанализировать дополнительные информационные источники.

2. Изучить конфликтные ситуаций в ходе социального взаимодействия, проанализировать способы выхода из конфликтных ситуаций..

3. Результат самостоятельной работы будут выявлены в процессе устного опроса.

Требования к отчету: Развернутые устные ответы на вопросы, включающие примеры конфликтных ситуаций.

Информационное обеспечение: ОИ1,2,4,5,6; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №9

Тема: Подготовка рекомендаций «Как завоевать авторитет в новом рабочем коллективе?»

Количе­ство часов: 3 часа

Цель: Выявление особенностей роли руководителя и подчиненного и психологические требования к ним.

Перечень компетенций: ОК 2 - ОК7, ОК 9

Задание: Составить рекомендации «Как завоевать авторитет в новом рабочем коллективе?»

Технология работы:

1. Проанализировать предложенные информационные источники.

2. Выявить типы лидеров и подчиненных, роль руководителя и психологические требования к нему.

3. Составить рекомендации «Как завоевать авторитет в новом рабочем коллективе?».

4. Результат самостоятельной работы представить в виде буклета, презентации или развернутого конспекта.

Требования к отчету: рекомендации по теме, представленные в одной из предложенных выше форм

Информационное обеспечение: ОИ7,9,10; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №10

Тема: подготовка эссе по проблемам общения педагогов в профессиональной среде

Количе­ство часов: 3 часа

Цель: Изучение основ профессиональной этики.

Перечень компетенций: ОК 2 - ОК7, ОК 9, ПК4.3

Задание: Написать эссе о проблемах общения педагогов в профессиональной среде.

Технология работы:

1. Проанализировать информационные источники.

2. Подготовить эссе «Проблемы общения в профессиональной среде».

3. Результаты самостоятельной работы представить в письменном виде в рабочей тетради.

Требования к отчету: эссе по проблемам общения в профессиональной среде.

Информационное обеспечение: ОИ4,7,8; ДИ1-3; И-Р1-4

Самостоятельная работа №11

Тема: Подготовка памяток этикетных формул поведения в общественных местах и в деловой среде.

Количе­ство часов: 4 часа

Цель: Изучение основ ситуативной и деловой этики.

Перечень компетенций : ОК 2 - ОК7, ОК 9

Задание: Составить памятки этикетных формул поведения в общественных местах и в деловой среде.

Технология работы:

1. Проанализировать информационные источники.

2. Составить памятки этикетных формул поведения в общественных местах и в деловой среде.

3. Результаты самостоятельной работы представить в письменном виде в рабочей тетради.

Требования к отчету: памятка формул поведения в общественных местах и в деловой сфере.

Информационное обеспечение: ОИ4,7,8; ДИ1-3; И-Р1-4

Список информационного обеспечения

Основные источники (ОИ):

  1. Батаршев, А.В. Психология личности и общения. [Текст]/А.В. Батаршев, – М.: ВЛАДОС, 2010. – 248 с
  2. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Горянина, – 2-е изд., стереотип.– М.: «Академия», 2010. – 416 с.
  3. Культура профессионально-педагогического общения [Текст]: учебно-методическое пособие/ АВТ.-сост. О.С. Рапоцевич. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 101 с.
  4. Леонов, Н.И. Психология делового общения [Текст]: Учеб. Пособие/Н.И. Леонов, – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2011. – 256 с.
  5. Рогов, Е.И. Психология общения[Текст]/Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 336с.
  6. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций[Текст]/М.И. Станкин – 2-е изд., испр.– М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – 336 с.
  7. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми[Текст]: Учебное пособие/ М.И.Станкин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 400 с.
  8. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений[Текст]/Л.Д.Столяренко – Изд. 2-е, доп. И перер. -Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 512 с.
  9. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения[Текст]: учебник для сред. проф. Образования /Г.М. Шеламова. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2012. – 160 с.
  10. Борисов, В. К. Этика деловых отношений: учебник. [Текст] /В. К. Борисов, , Е.М. Панина, М. И Панов. и др. – М.: «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. — 176 с.

Дополнительные источники (ДИ)

1. Конфликтология[Текст]: Хрестоматия / Сост. Н.И.Леонов. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 368 с.

2. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения[Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Заведений/А.А. Лобанов – М.: «Академия», 2007. – 192 с.

3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения. [Текст]/И.И. Рыданова – Мн.: Белорусская наука, 2006. – 319 с.

Интернет-ресурсы (ИР):

И-Р1 Психология межличностного и межгруппового взаимодействия [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://kpip.kbsu.ru/ps/glava12.html

И-Р2 Этика делового общения [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://delovoi-etiket.ru/etika-v-biznese/obshenie.html

И-РЗ Этика делового общения [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ref.by/refs/66/14746/1.html

И-Р4. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html

Наши рекомендации