Советы по страховке и самостраховке

Советы почти все очевидные, но выполнение этих простых правил наверняка кому-то поможет.

Практически все советы из личного катамаранного опыта.

Часть советов каякерам вообще не нужна — советы рассчитаны в большей степени на катамаранщиков. При наличии сильного каякера в группе проблема страховки должна сильно упроститься.

Снаряжение.

Гидрокостюм.

Плавайте в мокром гидрокостюме. В 99% случаев он лучше сухого.

Спасжилет.

Если вы плаваете на катамаране, я не советую ограничиваться спасжилетом каячного объема (эскимосских переворотов вам на катамаране делать не придется), но и надувную гору надевать на себя не стоит — в спасжилете большого объема вы не сможете бороться и поплывете по течению в следующий порог. На мой взгляд, правильный объем спасжилета составляет порядка 20 литров. И при покупке спасжилета подумайте: переживет ли он тот момент, когда его начнет рвать рамой перевернутого катамарана.

Обратите внимание на обвязку спасжилета — каково вам будет, когда вас будут тащить за спас на страхующий катамаран. И подумайте, как вы брошенный в вас спасконец к себе пристегнете, если уже не будет сил за него держаться.

Еще одно ключевое слово — стропорез. Любой хороший "швейцарский" ножик с незаостренным концом и "волнистым" лезвием (последнее - обязательное условие, он любую стропу режет гораздо лучше). Ножны к нему - берете автомобильный ремень (кусок такой стропы), нашиваете пару точек крепления, складываете этот кусок спропы, сшиваете. Внутрь вкладываете соответствующий кусок пены, разрезанный вдоль. И нож не выпадает, и достать легко (только ручка должна торчать, конечно).

Каска.

Она должна сидеть плотно — иначе сорвет. И обратите внимание на застежку — лучше прикладывать усилия при ее расстегивании, чем позволить ей расстегнуться в самый неподходящий момент.

Каска должна быть либо специализированная водная, либо западная хоккейная.

Спасконец.

В сложном походе нелишне иметь спасконец на каждого члена группы. Носится он всегда с собой, пристегивается специальным образом вокруг поясницы (так, чтобы ты не чувствовал его при движении, и чтобы он без твоего желания не отстегивался). Очень полезная вещь.

И очень помогает специальная веревка для спасконца — она не тонет.

Ботинки.

Лучше плавать на серьезные реки в прийоновских башмаках. Хотя это на любителя. Но при осмотрах порогов ноги целее будут.

Собственно страховка.

Самостраховка.

Главный принцип — спасение утопающих дело рук самих утопающих. Вы боретесь за выживание один, все остальные виды страховки есть лишь иногда полезное дополнение.

До киля.

Если вы плаваете на катамаране, не поленитесь при стапеле сделать по всему периметру катамаранных баллонов обвязку из 5-6-миллиметрового репшнура с жестким креплением к баллону (раме) через каждые 0.7-1.0 м. И с таким расчетом, чтобы эта веревка оказалась над водой после киля (учитывайте и киль на загруженном катамаране). Это тоже очень полезная вещь.

После киля.

Первое — постарайтесь попасть при киле внутрь катамарана. Хотя обычно это получается только у одного баллона.

Второе — вынырнув, быстро оценивайте ситуацию (на берег плыть или забираться на катамаран) и не паникуйте. Если все-таки запаниковали, то см. третье.

Третье — в 90% случаев правильное решение — быстро хватайтесь за обвязку катамарана (чаще всего это можно сделать) и старайтесь по этой обвязке быстро попасть внутрь ката. Просто перебирая руками. Выберетесь на раму — тогда и оцените ситуацию. Только перебирайте руками по обвязке и вылезайте на раму с умом — если в этот момент вас бросает в бочку лучше на секунду схватиться за обвязку покрепче и переждать, иначе вас в этот момент от катамарана и оторвет. Однако бывают случаи (хоть и редко), когда от катамарана лучше отцепиться.

Четвертое — ну а если за обвязку не уцепились или вас от нее оторвало, тогда самосплав. Наверное помните где страховка стоит и куда в этом пороге (хуже если каскаде) попадать не стоит? Потренируйтесь только заранее плавать с веслом.

Еще спорный совет — Упоры на катамаране. В результате переворота гребец при сильно затянутых упорах не вылетает из упоров при перевороте, он выбирается из них уже под водой. А там времени вполне хватает сориентироваться и вылезти внутрь катамарана. Совет спорный. В любом случае, не стоит этот совет использовать на реках ниже сильной 5 международной к.с.

Спасконцы.

Довольно надежный способ для отлавливания людей в сознании, только:

Первое — когда вы вынырнете из-под перевернутого катамарана или большой бочки, некоторый (небольшой) промежуток времени вам понадобиться на ориентировку. И если вам спасконец бросили раньше, то толку от него никакого — вы уже проплыли мимо. Тщательно подбирайте места для страховки.

Основная страховка спасконцами обязательно должна стоять именно на сравнительно спокойном отрезке.

Второе — не создайте по неопытности проблем уже висящему на спасконце человеку. Думайте еще в момент постановки страховки куда его на вашем спасконце прибьет маятником.

Третье — ставьте спасконцы последовательно. Брошенный спасконец по возможности не должен мешать следующему. Опутанные со всех сторон спасконцами пловцы посередине струи не редкость при неграмотной постановке страховки.

Четвертое — попасть точно в пловца спасконцом часто трудно. Выручают спасконцы с плавающей веревкой — тем самым область "поражения" значительно увеличивается.

Живец.

Из общих соображений один из самых надежных приемов страховки. Там, где вся струя прижимается к берегу — всех в сознании выловят спасконцы, остальных живец.

Страхующий катамаран.

Плюсы очевидны — чаще всего самая надежная страховка в чисто катамаранном походе. Основной минус — катамаран же надо в точку страховки доставить. Стандартная дилема при тяжелом обносе — где грань между безопасностью и маразмом.

Тандем.

Иногда очень помогает, иногда нет. Обычно помогает, когда один из катамаранов идет путем попроще. Если кого-то отрывает далеко от катамарана или сильно ударило при киле, тандемный катамаран сыграет свою роль.

Дополнение

Цель этих заметок не научить страховке/самостраховке, а обратить внимание на некоторые важные детали.

Что касается дилеммы "бросать катамаран иль не бросать". Есть случаи по сложным походам, когда катамаран лучше было бросить. Например на Башкаусе переворот перед Капканом.

Случаев же спасения именно из-за сплава с судном можно привести гораздо большее количество (на порядок большее).

Вот и получается у меня эмпирический факт, что судно бросать почти никогда не нужно. Нужно только быстро обезопаситься от двух вещей: во-первых, от возможности оказаться между катамараном и камнем при навале — для этого надо как можно скорее оказаться внутри катамарана на раме; во-вторых, постараться обезопаситься от смыва с перевернутого судна — при смыве сплав просто снова перейдет в самосплав.

Поэтому я и советую — если не можешь сразу оценить обстановку и начинаешь паниковать, хватайся лучше за обвязку и быстро лезь внутрь на раму, там спокойнее, там обстановку и оценишь. А когда же нужно катамаран бросать? Порог, за ним плес, потом начало жесткого и длинного каскада. Катамаран ложится в пороге, ты на нем остался один, страховка не сработала. Вот и выбирай — либо безопасно прыгнуть на берег, либо уйти с катамараном в каскад.

Наши рекомендации