Примерный перечень вопросов к зачету

Понятие общения. Формы общения, стили.

Виды общения (познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.).

Особенности невербального общения (кинесические, проксемические и др.).

Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи.

Общение как обмен информацией (коммуникативная цепь).

Эффекты межличностного восприятия (эффекты ореола, порядка, проекции, первого впечатления, края, бумеранга).

Общение как взаимодействие. Способы организации взаимодействия.

Транзактный анализ Э.Берна.

Время, как фактор успешности установления контакта.

Деловая беседа: этапы и принципы проведения.

Создание благоприятного психологического климата беседы.

Поведение в эмоционально напряженных ситуациях: техники, снижающие и повышающие напряжение.

Слушание в деловой коммуникации: возможные трудности, виды.

Обратная связь в процессе слушания.

Постановка вопросов и техника ответа на них.

Логические правила аргументации.

Способы опровержения доводов собеседника.

Деловое совещание (цели, процедуры, правила конструктивного поведения).

Групповые методы принятия решений: дискуссия, «мозговой штурм», интервью.

Деловые переговоры: основные стадии, порядок ведения, методы ведения, типы, принимаемых решений.

Характеристика вербальных средств коммуникации и основные коммуникативные барьеры.

Виды критики. Правила позитивной критики.

Классификация видов публичной речи.

Этапы подготовки публичного выступления.

Виды спора. Формально-логические и психологические основы убеждения.

Технология сократовского спора.

Пси­хо­ло­ги­че­ская струк­ту­ра об­ще­ния. Функ­ции об­ще­ния. Ин­фор­ма­ци­он­ная функ­ция об­ще­ния.

Проблемы искажения и потерь ин­фор­ма­ци­и при вер­баль­ном об­ще­нии.

Об­ще­ние как вос­при­ятие людь­ми друг дру­га.

Ти­пич­ные ошиб­ки об­ще­ния и их кор­рек­ция.

Основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Противодействие ей.

Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана. Признаки словесного обмана

Наиболее распространенные голосовые признаки обмана. Причины проявления голосовых признаков обмана.

Типы телодвижений, которые могут быть признаками обмана.

Позы как косвенный признак утечки информации или обмана.

Лицо как непроизвольная эмоциональ­но-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора.

Мимика как источник ложной информации.

Двойная роль лица в отражении произвольных и непроизвольных мимических реакций.

Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных пе­реживаний.

Многообразие различных выражений лица и их отличия друг от друга.

Соотношение эмоций и выражения лица.

Способы передачи информации с помощью глаз.

Проблемы расшифровки мимических признаков обмана.

Признаки фальсифи­кации эмоций.

Возможности научения распознаванию признаков не­которых видов обмана.

Формы контроля: в течение семестра студенты сдают письменные эссе (рефераты), проходят 3-4 промежуточных тестирования, по окончании курса – сдается зачет по вопросам, прилагаемым к программе.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: зачет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2007.

Горянина В.А. Психология общения. М.: Academa, 2007.

Пиз А. Язык телодвижения. М., 2008.

Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2004.

Леонов Н.И. Психология делового общения. М.:МПСИ, 2002.

Дополнительная литература

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1993.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

Коган М.С. Мир общения. М., 1989.

Кронник А. Методики диагностики взаимопонимания в общении.

Кронник А., Кронник В. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. М., 1989.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. С-Петербург: изд-во "Питер", 2001.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1999.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: изд-во "Академия", 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: изд-во "Смысл", 1999.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. С.-Петербург, 1999.

Психология и этика делового общения (ред. Лавриненко В.Н.). М., 2000.

Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. М., 2001.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992.

Наши рекомендации