Индивидуальные особенности ощущений

У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Однако они должны пройти значительный путь функционального развития.

Самым органом познания ребенка является рот, поэтому вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховая и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни она начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор.

У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Особенно чувствительность к цветов, острота зрения, общая чувствительность к световому раздражители.

Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующее звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связан по овладению языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон простирающегося к ней языка, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей.

И. М. Сеченова подчеркивал большое значение кинестезичних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка, дифференцирование ее движений, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

М. М. Кольцова выдвинула идею единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и заканчивая кинестезиею языка. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность.

Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении жизни человека и составляют ее сенсорную организацию.

Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают в сталеваров, художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Следовательно, деятельность влияет на развитие значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментально подтверждено, что можно в десятки раз увеличить чувствительность к распознания человека.

Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайно ограниченном сенсорный основе, даже при условии потери двух ведущих чувствительности - зрения и слуха. Тогда ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога - убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение.

Развитие ощущений Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения — более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов. Например, человек может обладать высоким порогом слуховой чувствительности, но не уметь различать в сложных звуковых раздражителях их составные части: музыкальный аккорд воспринимается этим человеком генерализован-но, он не выделяет в нем отдельных тонов. Этот недостаток может быть исправлен: путем целенаправленной тренировки человек может развить свою способность ощущения, научиться различать музыкальные тоны. Спортсмен, впервые совершающий прыжок с трамплина на лыжах, плохо разбирается в своих мышечно-двигательных ощущениях, хотя и может обладать большой чувствительностью двигательного анализатора. После первого прыжка он может рассказать о нем только в самом общем виде, не выделяя отдельных ощущений. Однако в процессе тренировки его двигательные ощущения становятся более ясными, вследствие чего он может дифференцированно отметить отдельные элементы своих движений. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок. Этот процесс, как говорит И. П. Павлов, есть не что иное, как «постепенное заглушение сначала широко возбужденного мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю». У человека этот процесс имеет активный характер. Та или иная деятельность для лучшего своего выполнения требует сосредоточения внимания на отдельных элементах работы. В связи с этим происходит выделение этих элементов и их лучшее отражение в ощущениях. Занятия физическими упражнениями, связанные с сознательным выполнением очень точных движений, в высшей степени содействуют развитию мышечно-двигательных ощущений. Опытный спортсмен может точно дифференцировать тончайшие мышечно-двигательные ощущения, связанные с тем видом спорта, в кото-ром он тренируется. Нет ни одного вида ощущений, который нельзя было бы развить в процессе тренировки. Большую роль при этом играет вторая сигнальная система. Ощущения становятся более ясными и отчетливыми, если они связываются с их словесными обозначениями. Развитие ощущений, имеющих значение в том или ином виде деятельности, стоит в прямой связи с наличием дифференцированной терминологии и ее правильным применением. Едва ли можно было бы хорошо развить ощущения музыкальных тонов, если бы эти тоны не обозначались соответствующими терминами. То, что не обозначается словом, плохо выделяется из общего комплекса.  

6.В психопатологии выделяют следующие нарушения ощущений, к которым относятся:

1. Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

2. Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

3. Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

4. Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина-Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.

5. Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода. Я ощущаю, говорит пациентка С., что ... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.

6. Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

7. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в экспериментальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после перерезки на экспериментальном участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатическая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основном с измерением порогов чувствительности и предполагают наличие специальной аппаратуры.

Наши рекомендации