Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, элементы анализа

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории рус­ской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник познакомится со следующими понятиями:

- детская литература, история детской литературы, темы произведений детской лите­ратуры;

- пролог и эпилог в художественном произведении;

- автобиографические произведения, воспоминания (мемуары);

- басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл);

- баллада - рассказ в стихах;

- фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести;

юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся

На основе литературных произведений, развитие устной и письменной речи

Выпускник научится:

- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествователь­ного текста с элементами описания или рассуждения;

- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного мате­риала;

- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказ­чика, с продолжением, с включением элементов авторского описания;

- выполнению письменных творческих работ (переводы с древнерусского на совре­менный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений).

Выпускник сможет научиться:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы; выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в четвертом классе являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относить­ся ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совер­шенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к пред­почтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произве­дений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом классе является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не­плотной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ос­тавлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных универсальных учебных действий служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом пассе является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух\

- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

- самостоятельно находить ключевые слова;

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов втору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу гения);

- формулировать основную мысль текста;

- составлять простой и сложный план текста;

- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., IX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

- видеть языковые средства, использованные автором.

КОНТРОЛЬ УУД.

Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 классы.-М.:Баласс, 2012.-48с. (Образовательная система «Школа 2100»). Данная диагностика разработана для учащихся 3-4-х классов, включает в себя четыре итоговые проверочные работы, каждая представлена в двух вариантах. Первая работа включает 8 заданий на выявление познавательных УУД. Вторая работа включает 5 заданий на выявление коммуникативных УУД. Третья работа включает 5 заданий на выявление регулятивных УУД. Четвертая работа включает 5 заданий на выявление личностных результатов.

Учебно-методическая литература для учителя

Название пособия Виды пособия
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2011.Учебник для 4 класса - М.: Баласс, 2013. Учебник для 4 класса
2. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М.: Баласс, 2012 Тетрадь по литературному чтению Пособие по литературному чтению
3. Соболева О.В. Толковый словарик к учебникам литературного чтения для 3-4 класс.-М.: Баласс, 2013. Толковый словарик Пособие по литературному чтению
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с. Сборник программ Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
5. Бунеева Е.В., Смирнова О.В. «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2012. Методические рекомендации Бунеева Е.В., Смирнова О.В. «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2012.

Учебная литература для учащихся

Наши рекомендации