Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, элементы анализа
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев.
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник познакомится со следующими понятиями:
- детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы;
- пролог и эпилог в художественном произведении;
- автобиографические произведения, воспоминания (мемуары);
- басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл);
- баллада - рассказ в стихах;
- фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести;
юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся
На основе литературных произведений, развитие устной и письменной речи
Выпускник научится:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания;
- выполнению письменных творческих работ (переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений).
Выпускник сможет научиться:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы; выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в четвертом классе являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом классе является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; неплотной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (оставлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных универсальных учебных действий служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом пассе является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух\
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов втору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу гения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., IX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
КОНТРОЛЬ УУД.
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 классы.-М.:Баласс, 2012.-48с. (Образовательная система «Школа 2100»). Данная диагностика разработана для учащихся 3-4-х классов, включает в себя четыре итоговые проверочные работы, каждая представлена в двух вариантах. Первая работа включает 8 заданий на выявление познавательных УУД. Вторая работа включает 5 заданий на выявление коммуникативных УУД. Третья работа включает 5 заданий на выявление регулятивных УУД. Четвертая работа включает 5 заданий на выявление личностных результатов.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Название пособия | Виды пособия | |
1. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света» в 2-х частях. – М.: Баласс, 2011.Учебник для 4 класса - М.: Баласс, 2013. | Учебник для 4 класса | |
2. | .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М.: Баласс, 2012 | Тетрадь по литературному чтению | Пособие по литературному чтению |
3. | Соболева О.В. Толковый словарик к учебникам литературного чтения для 3-4 класс.-М.: Баласс, 2013. | Толковый словарик | Пособие по литературному чтению |
4. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с. | Сборник программ | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с. |
5. | Бунеева Е.В., Смирнова О.В. «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2012. | Методические рекомендации | Бунеева Е.В., Смирнова О.В. «Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2012. |
Учебная литература для учащихся