Самооценка умения управлять работой класса

Задания по психологической части педпрактики для студентов

Курса исторического факультета заочной формы обучения

Уч.г.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Самооценка умения управлять работой класса

Цель: изучить своё умение управлять работой класса с помощью самонаблюдения и опросника.

Для желающих получить «9» и выше, предлагается сравнить свои управленческие умения до начала практики и после ее окончания. Сделать выводы, что изменилось и почему.

Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственной педагогической деятельностью в процессе проведения уроков и организации внеклассных мероприятий, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения (форма записей свободная). При самонаблюдении можно ориентироваться на список базовых управленческих умений учителя, приведённых в опроснике. В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о своих умениях управлять работой класса с помощью предложенного опросника. Подсчитать проценты по каждому блоку после заполнения.

Инструкция: «Оцените свои управленческие умения отдельно в каждом из трех блоков управленческих умений. Сравните результаты. В каком из блоков Ваши оценки выше? Оцените себя по 10-балльной системе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Например, 10 баллов – в 100% случаев, до 0 – не умею».

Базовые умения учителя Балл
Мне удается поддерживать деловую атмосферу на уроке, в классе практически нет проблем, связанных с дисциплиной  
Я добиваюсь занятости на уроке каждого ученика делом  
Мне удается устанавливать оптимальный темп урока  
Я тщательно продумываю первые недели ведения класса  
Я использую разнообразные формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников предметом  
Я устанавливаю ясные критерии достижения целей обучения  
Я имею тщательно разработанную полную программу обучения  
Я имею хорошие знания предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом  
Я ясно излагаю материал, хорошо знаю методику преподавания  
Я организовываю взаимопомощь, сотрудничество между учениками  
Умения учителя, ориентированного на сотрудничество
Я проявляю теплоту и доброжелательность в общении со всеми учениками  
Я признаю и вижу достижение каждого, а особенно слабого ученика  
Я открыто и ясно выражаю свою позицию так, что при этом не снижается самоуважение учеников  
Я создаю условия для свободы выражения позиций, в том числе критики  
Ученики сообщают мне об ошибках или непонимании учебного материала  
Ситуация урока и опроса знаний не воспринимаются учениками в качестве личной угрозы  
Я показываю ученикам, чему они научились за урок, какие умения приобрели для себя  
Я поощряю ситуации, когда ученики спорят и обсуждают между собой на уроке проблемы, связанные с темой урока  
Я выслушиваю и проявляю внимание ко всем предложениям и идеям учеников  
Я создаю условия для проявления инициативы учеников на уроке  
Умения учителя, ориентированного на развитие самостоятельности учеников
Я начинаю работу с классом с того, что сразу устанавливаю необходимые правила и процедуры  
Я согласую с учениками правила и процедуры совместной деятельности  
Я разделяю зоны ответственности между собой и учениками, побуждаю их брать на себя ответственность  
Я делаю цель урока целью учеников  
Я стремлюсь научить учеников управлять собой, ставить реалистичные цели, планировать свою деятельность  
Я ставлю учеников в ситуацию выбора, например, свободы выбора задач, способов действий  
Я побуждаю учеников оценивать собственную деятельность  
Я стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить ощущение его компетентности  
Я веду дискуссии на уроке. Мои функции при этом: создавать связь каждого выступления с общим руслом размышлений, подводить итоги  
Я использую разные системы для поурочного и итогового оценивания  

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

ОТЧЁТ

по психологической части практики

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

Наши рекомендации