Психические вирусы, приносящие прибыль

Вирусы, созданные с мыслью о прибыли, многие из которых действуют легально, происходят из так называемой системы Понзи (Ponzi)1. Чарльз Понзи был итальянским эмигрантом, который в 1919 году основал в Бостоне институт под названием «Товарищество по Обороту Ценных Бумаг (Securities Exchange Company). Понзи обещал возврат начальной инвестиции на протяжении девяноста дней с пятидесятипроцентной прибылью: ты инвестируешь десять долларов, через три месяца имеешь пятнадцать.

Своих клиентов Понзи убеждал, что покупает в Европе международные почтовые купоны, а колебания курсов валют дают ему возможность их продажи с прибылью в Америке. Люди начали что-то подозревать, когда в одной газете объявили, что за восемь месяцев, за которые в фирму Понзи было инвестировано 15 миллионов долларов, ценность проданных почтовых купонов составляла чуть менее трехсот шестидесяти долларов — и это по всему миру!

Система Понзи была проста: пока его фирма привлекала новых инвесторов, до тех пор имелись деньги на выплаты для старых. Когда газета разворошила все дело, люди перестали платить деньги. Тогда оказалось, что Понзи имеет семь миллионов долларов долга и только 4 миллиона актива. Последние инвесторы оказались не у дел.

Вирус ума, задействованный в системе Понзи, не имел ничего общего с придуманной им системой. Настоящий вирус распространял мем-стратегию «инвестируй с Понзи». В Системе Понзи переплелись такие мощнейшие мемы, как подвернувшийся шанс, материальная выгода, объединяясь в мем быстрого обогащения. Нет ничего удивительного, что он заинтересовал очень многих и быстро распространился в обществе Массачусетса и соседних штатов.

Это было явное мошенничество: Понзи врал, говоря людям, во что вложит их деньги. (Интересную интерпретацию системы Ponzi и некоторых других вирусоподобных явлений представляет Joseph Bulgatz в книге «Ponzi Schemes, Invader from Mars. More Exstraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Системы Понзи, нашествия марсиан и другие интересные фантазии, а также групповые заблуждения), изд. Harmony Books, 1992).

Мемы родственной структуры, называемой пирамидой,более честны — система действует без необходимости обмана инвесторов. В типичной пирамиде создается схема в виде треугольника; на вершине вписывается одна фамилия, под ним две другие, под каждой из этих двух — две следующие, что дает четыре фамилии в третьем ряду сверху и удвоенное их количество, то есть восемь, на четвертом, последнем уровне пирамиды.

Игрок, фамилия которого находится на самом верху, организовывает «пирамидальный прием» для новых участников. Восемь мест в основании пирамиды — пустуют; наш хозяин надеется их заполнить. Поэтому он предлагает потенциальным игрокам купить участие в игре за, скажем, тысячу долларов. Из этой квоты пятьсот получает главный организатор, а остальные 500 предназначены для человека, находящегося непосредственно над новым игроком. Этим способом можно быстро вернуть вложенные деньги, вербуя только двух новых участников. Когда основание пирамиды заполнится, человек, находящийся на вершине и получивший свою тысячу, будучи еще на третьем уровне сверху, выходит из игры, имея чистой прибыли 4000 долларов. Тогда пирамида разделяется на две части, а игроки, находившиеся до сих пор во втором ряду, становятся хозяевами, имеющими шансы набрать по 4 тысячи. Неплохой бизнес!

Схема пирамиды основывается на раздражении тех же чувствительных пунктов, что и система Понзи, но дополнительно использует мем обращения. Так как зараженные им люди заинтересованы во втягивании в игру новых участников, обещанное вознаграждение не обязано быть таким же большим, как у Понзи. Инициатор игры не обязан приобретать инвесторов: за него это делает армия желающих, которые обдуманно заражают людей новым вирусом-изобретением.

Поскольку механизм распространения этих вирусов отличается в двух случаях, то обе схемы быстро перестают действовать. А так как спрос на новых участников растет с геометрической скоростью, через короткое время начинает не хватать желающих поиграть. Инициатору игры надо найти четырнадцать игроков, чтобы заработать свои четыре тысячи. После десятого распада пирамиды новым хозяевам надо было бы втянуть в игру 14336 человек, которые должны были бы вложить вместе 14336000 долларов, чтобы каждый человек на верху мог получить свои четыре тысячи долларов.

Когда ты прочел название «Психические вирусы, приносящие прибыль», не подумал ли ты сразу об Amway? Эта организация получает самый большой успех во все более многочисленной группе доходных вирусов, объединенной общим названием многоуровневый маркетинг (multi-level marketing — MLM). Это действует по другому принципу, нежели пирамида, и является деятельностью легальной. Вместо того, чтобы продавать участие, которое уполномочивает исключительно на продажу дальнейших участий, MLM создает иерархически выстроенную сесть дистрибьютеров реального товара. Дистрибьютеры, стоящие выше в иерархии, получают определенный процент от завербованных ими дистрибьютеров низшего уровня.

Чтобы система MLM могла работать слаженно и честно, его участники должны быть вознаграждаемы как за набор новых членов, так и за продажу товара. В этой системе наибольшую пользу получает стойкое, владеющее искусством продажи меньшинство, под крыльями которого появляются большие и ловко действующие организации. Финансовый успех этих людей зависит от усилий многих людей, которые вступают в организации, вкладывают немного энергии и приходят к выводу, что они к этому не пригодны.

В таком предприятии шансы равны, а выигрыш достается самым приспособленным. Если можно так выразиться, в некотором смысле MLM стоит морально выше, чем традиционные, достаточно жесткие в плане организации фирмы. В типичных предприятиях структура власти изменяется медленно: те, кто вверху, остаются там годами, обогащаясь за счет работников низшего уровня, имеющих относительно малые шансы на повышение.

Многоуровневый маркетинг имеет великое будущее. Воздействие на клиента с помощью средств массовой информации все более усложняется, становится более дорогостоящим и крикливым, что увеличивает привлекательность дешевых непосредственных способов продажи.

Вирус, призванный приносить прибыль, должен склонять зараженных людей обращать или вербоватьновых участников.

Телекоммуникационная кампания МСІ ввела в обращение очень эффективный вирус, называемый «Друзья и семья МСІ». Подписчики новой программы получали большие скидки на разговоры с друзьями и семьей, если вербовалиих для участия. Прекрасный шаг! Скромной рекламной кампании оказалось достаточно, чтобы зародыши вируса упали на благодатную почву и начали развиваться самостоятельно.

Программа «Друзья и семья МСІ» недавно попала в переплет ввиду замедленной реакции, доминирующей на рынке AT & Т. Телекоммуникационный гигант потратил наверное десятки миллионов долларов на интенсивную рекламную кампанию, описывающей негативный образ MCI, и предлагающий способ действия AT & Т, которая не ставит установленные скидки в зависимость от рекрутации новых абонентов.

Наверняка кампания MCI готовит новый шаг в ответ на атаку AT & Т, но если бы она знала принципы меметики, то наверняка бы решила поддерживать установленный курс, а может быть, даже дополнить программу «Друзья и семья MCI» новыми, более эффективными мемами. Несложно заметить, что AT & Т должна рекламировать себя до бесконечности, чтобы уравновесить действие самоускоряющегося вируса MCI. Лучшее отношение к клиентам ненадолго поможет, если AT & Т не поведет себя как конкурент и не научится использовать геометрическое возрастание, самой мощной силы во Вселенной.

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ ВЛАСТИ

Я однажды слышал, что культ — это религия, которая не набрала еще соответственного количества сторонников. Я не согласен с этим определением. Что я имею в виду? Может быть, тебя ошарашит, если я скажу, что, по-моему, культ не имеет с религией ничего общего. Чтобы признать, что какое-то явление носит черты культа, необходимы всего лишь два элемента:

— Люди посвящают себя выполнению какой-то миссии или реализации высшей цели, независимо от того, что это не является следствием их сознательного решения.

— Попытка уйти влечет за собой серьезные последствия.

Эти два мема-посвящения и последствия ухода — оказываются достаточными, чтобы превратить людей в рабов культа. Если прибавить к этому мем обращения, возникает мощный психический вирус, вирус власти, который без чьего-либо участия распространяется в обществе.

Таким образом, культы — есть вирусы власти. Какая власть имеется в виду? Так вот вирусы получают деньги, девушек и/или руки для работы на своих создателей — лидеров культа.

Проект, которому члены культа посвящают жизненную энергию, укрепляется.

Слова культили секта обычно запрещены для организаций, о которых говорят, что они деморализующие и вредны. Вирусы власти однако действуют идентичным образом независимо от того, плохи ли цели организации, хороши ли или же морально нейтральны.

Целью культов вообще является выполнение какой-либо миссии, святого послания. Членов религиозных сект убеждают, что миссия — это верховная цель их жизни, которой они должны посвятить все. Усвоение этого мема равнозначно попаданию в рабство культа.

Может быть, ты убежден, что главная цель Твоей жизни состоит в выполнении миссии или служении высшей цели? Если да, то попробуй испытать свою преданность, ответив на 3 вопроса:

— Если бы тебя спросили: «Чему бы ты хотел посвятить жизнь?», назвал ли бы ты свою миссию?

— Есть ли у тебя какие-нибудь доводы за то, что участие в этом движении — это самый лучший способ реализации послания?

— Дает ли тебе ежедневное участие в делах движения чувство самореализации?

Если хотя бы на один вопрос ты ответил отрицательно, то зачем ты вообще этим занимаешься? Если вопросы вызвали у Тебя озабоченность, можно сказать, что с Тобой все еще не так уж плохо. Если же ты без раздумий ответил «да» на все три вопроса, значит, ты несомненно запрограммирован и должен по крайней мере на некоторое время забросить это дело и вдохнуть свежего воздуха.

Разрастающиеся корпорации — также вирусы власти. Чтобы увеличить свою силу, эти институты начинают применять психотехнологии создания вирусов. У нас — свободный рынок, поэтому нас не должно удивлять, что конкурирующие между собой фирмы ищут самые успешные мемы, которые помогли бы им исправить баланс прибылей. Эволюция мемов, как мы знаем, способна обойтись без никакой злорадной интенции.

Стратегия, которая использует соответствующие мемы, приносит фирме успех и копируется другими фирмами.

Большие корпорации зачастую требуют, чтобы их работники подписали так называемое свидетельство миссии— простую и безобидную по содержанию декларацию соблюдения важных для данной фирмы ценностей, типа: «забота о качестве» или «точное обслуживание клиента».

Чему служит свидетельство миссии? Оно направлено на то, чтобы все служащие стремились к общей цели, чтобы их действия взаимно суммировались. Без этой координации целей люди склонны двигаться в противоположных направлениях — тогда часто оказывается, что их усилия взаимно нейтрализуются вместо того, чтобы аккумулироваться и создавать какую-то ценность.

. Концепция единообразия человеческих устремлений принесла прекрасные результаты, что привело к размножению институтов, занимающихся исключительно организацией такого рода курсов. Однако возникает вопрос, когда такие курсы перестают быть курсами и становятся усвоением, программированием, промыванием мозгов. Если ты с головой ушел в субкультуру, секс или предприятие, то тебе трудно определить, является ли послание группы для Тебя действительно целью жизни. Что это собственно говоря значит для Тебя. Это хороший вопрос, на который ты должен осознанно себе ответить.

Психотехнологическая меметическая стратегия, используемая корпорациями — это так называемые золотые наручники.Фирмы пытаются связать с собой людей на долгие годы, обещая им финансовое вознаграждение, которым обычно является возможность дешево выкупить акции предприятия.

Золотые наручники — это разновидность мема последствий ухода,того самого, с помощью которого секты задерживают своих членов.

Методом привязывания людей к организации являются также обряды посвящения, призванные вызывать когнитивный диссонанс в уме участника. «Вливание» может иметь двоякие последствия: либо кандидат уйдет, не сумев вынести унижения, либо останется, вооруженный мемом принадлежности к организации.

После инициации кандидаты становятся лояльными членами института, осознающими свою принадлежность. Связь с организацией не была бы так сильна, если бы не надо было проходить испытания, чтобы к ней добраться.

Хотя фирмы редко применяют ритуалы инициации в буквальном смысле этого слова, во многих профессиях можно встретить понятие «вливания».Новый сотрудник выполняет тяжелые и неприятные обязанности до тех пор, пока ему не разрешат заниматься чем-нибудь другим. Это хорошее промывание мозгов, благодаря которому люди начинают ценить свою работу более, чем она того заслуживает.

Инициация (посвящение) кандидатов в члены молодежных банд требует совершения какого-либо серьезного преступления. Это имеет целью две вещи: во-первых, вызвать когнитивный диссонанс, то есть вступительная промывка мозгов, во-вторых, подтверждение, что вновь прибывший станет, как и другие члены банды, разыскиваться правоохранительными органами.

Когда-то я часто смотрел телевизор. Теперь у меня нет такой привычки, но я помню, что мне нравился сериал Family Ties, в котором Алекс, молодой человек с определенно консервативными взглядами, влюбляется в активистку либерального движения. Чтобы сблизиться- с ней, он начинает ходить на собрания ее организации и даже готовит выступление, в котором отрекается от всего, что до сих пор считал истинным.

К счастью, Алекс вовремя открыл правду своей возлюбленной. Я только задумался, как много из нас становятся политиками по той же причине.

Убеждения — не что иное, как тропинки, по которым ходит скот. Чем чаще мы по ним ходим, тем более они нам подходят.

Предположим, ты много лет думаешь и ведешь себя как либерал. Вдруг бах! И ты либерал. Намного сложнее подходить к каждому вопросу без предубеждений и на самом деле над ними раздумывать, чем подстраивать их под существующую систему убеждений.

И здесь снова приходит на помощь высказывание Ральфа Уальдо Эмерсона: «Глупая последовательность — пугало для малых умов». Люди часто удивляются, когда замечают непоследовательность в моих взглядах. Это здорово! Это означает, что я держусь подальше от тропинок быдла!

Я задумался, что сделали бы люди пошиба Эдварда Кеннеди или Роберта Доула, если бы получили пожизненное место в Сенате и не обязаны были бы вставать на сторону левых или правых. Это вовсе не надуманная ситуация. Многие члены Верховного Суда шокировали общественное мнение своими приговорами, вынесенными после получения ими пожизненного правления: они были далеко не так консервативны или либеральны, как предполагали президенты, которые выдвигали их кандидатуры. С того времени, как судьи смогли отбросить стесняющие их идеологии, исчезли препятствия к тому, чтобы они начали мыслить самостоятельно.

Достаточно склонить людей принять какую-либо систему убеждений, одновременно делая невозможным избавление от нее, чтобы навязать определенное направление их деятельности и воспользоваться их энергией. Если же еще привить им мем провозглашать повсюду эти свои убеждения, то возникает вирус власти, который будет самостоятельно распространяться, используя людей для определенных целей.

Единообразие намерений вовсе не обязательно плохая штука. Прежде, чем подвергнуться таким махинациям, следует убедиться, соответствует ли общая цель Твоей собственной цели: сознательно ли ты принимаешь ее, действительно ли она — то, зa что ты ее принимаешь, а также принесет ли Тебе удовлетворение ее реализация. Фирма Майкрософт, в которой я долгое время работал, имела с самого начала четкую цель, определенную одним из ее создателей, гениальным визионером Биллом Гейтсом: компьютер на каждом столе и в каждом компьютере — программа Майкрософт. Все сотрудники фирмы признали также и другие ценности: профессионализм, нетерпимость к посредственности, высочайшее качество, ну и конечно же стремление к ведущей позиции в мире. Я бы не хотел быть на месте их конкурентов.

Долгие годы мне хорошо работалось в Майкрософт поскольку ценности фирмы соответствовали моим собственным убеждениям. Мне нравилась роль агента по специальным поручениям, который входит в действие и спасает ситуацию. Когда фирма достигла небывалого успеха, у меня было чувство, что раз все складывается так хорошо, моя помощь будет не нужна. Утрата чувства цели привела к тому, что я потерял интерес к дальнейшей работе в фирме и принял решение изменить профессию: я стал писателем и учителем. Однако перед уходом я раздумывал, не перейти ли во вновь открывающийся отдел обслуживания клиентов, где у меня вновь был бы шанс создавать от основания нечто важное.

Наши рекомендации