Упражнение 5.2. Фазы освоения упражнения с одновременным выстукиванием ритма

5.2.1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. В течение 2–3 дней читать с выстукиванием 2–3 газетные статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнения).

5.2.2. В течение 2–3 дней читать с выстукиванием различные тексты, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).

5.2.3. Прочитать с выстукиванием статью в газете или журнале объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

5.2.4. Прочитать контрольный текст № 5 с выстукиванием ритма и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнения.

Контрольный текст № 5

Объем 3400 знаков

НЕ ЖМЕТ ЛИ ВОРОТНИЧОК?

На японских улицах, в метро, электричках по внешнему облику отчетливо выделяются две группы: служащие в неизменных серых костюмах и школьники в черной или синей форме. И те и другие вносят в повседневную суету оттенок серьезности и деловитости. Чаще всего большие группы учеников встречаешь в конце ноября и июля, когда школы организуют коллективные поездки-экскурсии по Японии. По правилам все обязаны ехать в школьной форме. Она, кстати, ни разу не менялась с довоенных времен. Считается, что форма приучает детей (да и взрослых) к дисциплине: чем меньше выделяешься, чем лучше умеешь подчинять свое «я» мнению большинства, тем быстрее у тебя пойдет работа. Такой склад общинного, группового мышления присущ, по словам современных социологов, всем японцам во всех ситуациях от поведения в школе до японских принципов международной политики.

В некоторых школах установлены ограничения на длину юбок для девушек, на прически для ребят, кое-где строго определены даже образцы портфелей. Если кто-то попробовал тайком покурить, его отстранят от учебы на неделю. Каждый день на нескольких страницах нарушитель будет писать сочинения о своем нехорошем поведении, а по вечерам преподаватель будет проверять написанное на предмет грамматических и прочих ошибок. Если же и после этого не отпадет охота курить, дело могут передать в полицию.

Что ни говори, дисциплина довольно жестокая. В 16–18 лет хочется самоутвердиться, а тебя загоняют в рамки, стягивают горло воротничком, бреют затылок…

Впрочем, дисциплина и порядок — это скорее внешняя сторона обучения. Каково же «внутри»? Школа имеет три ступени: начальная шестилетка, средняя и полная средняя (по три года). Каждая из них обычно расположена в отдельном здании. В полной средней школе, как и в университете, есть обязательные и факультативные предметы. Преподаватели в основном молодые и процентов 70 из них — мужчины. Обязательный атрибут преподавателя — белый халат (чтобы не запачкать костюм мелом). Каждый школьник сидит за отдельной партой. Опрос проводится в письменном виде в конце семестра, которых в учебном году три. А урок — это лекция-беседа, в ходе которой используются учебники, карты, ксерокопии и прочие вспомогательные материалы Ученики не стесняются задавать вопросы (при этом вставать с места не обязательно). Можно и посмеяться, пошутить над учителем, а он не сорвется на крик. Вообще «нервные срывы» со стороны преподавателей исключены: если даже такой инцидент произойдет, достаточно жалобы учащихся — и преподаватель прощается с должностью.

Всем известны японские компьютеры и видеомагнитофоны. Но, как ни странно, в школе здесь ими практически не пользуются. Есть, конечно, видеоклассы, где иногда показывают учебные видеофильмы, есть компьютеры, но занятий по программированию и практических тренировок нет. В Японии проанализировали опыт США, где из-за слишком широкого внедрения в процесс обучения компьютеров и видеомагнитофонов упал общий уровень подготовки школьников и студентов, и пришли к выводу: лекция лекцией, компьютер компьютером.

После окончания полной средней школы часть выпускников пополняет ряды рабочего класса. Например, идет на автомобильный завод «Ниссан», где роботизация составляет 97 процентов. Как сказал официальный представитель завода, японские рабочие — самые квалифицированные в мире. Лучше даже английских и французских: гонясь за прибылью, в Западной Европе нанимают дешевую рабочую силу из развивающихся стран, в итоге страдает технология. Благодаря же высококвалифицированным, дисциплинированным ра-бочим японские предприятия вышли на более высокий по сравнению с другим!;

развитыми странами уровень.

М. Григорьев // Собеседник.-1988. — № 28.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ

ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ

Наши рекомендации