Развитие личности подростка
Вопрос
Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.
С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:
- игра перестает быть ведущим видом деятельности;
- дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
- наблюдаются физические изменения.
А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.
Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.
Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.
Особенности психики и поведения подростков
Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:
- Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
- Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
- Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
- Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
- Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
- Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
- Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, психоактивные вещества, религиозные убеждения.
- Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.
Психологические новообразования подросткового возраста
Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.
Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:
- появление формально-логических операций – видов мыслительной деятельности без акцента на эмоции, с использованием целого ряда понятий;
- избирательность восприятия – подросток часто слышит, видит и чувствует то, что ему действительно интересно или нужно;
- способность к переключению внимания и действий;
- опосредованность памяти логическими операциями;
- формирование самооценки;
- способность к самоанализу и саморегуляции;
- самостоятельность.
Развитие личности подростка
Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.
Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:
- благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
- негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.
Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.
Причина этого в стремлении подростка не принимать на веру все педагогические идеалы. Само понятие идеала меняется в корне. Призывы к справедливости и добру меняются осознанием значимости денег и богатства. Стремление к интеллектуальному развитию и образованию может смениться другими жизненными эталонами.
При всей сложности подросткового периода, нужно отметить что, подростковый возраст — это гибкий период. В это время возможна коррекция личностных особенностей и даже психических отклонений, при условии правильной их диагностики и своевременном обращении к специалисту.
Вопрос