Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

 
 
 
   
     
       
         
           
               

Типы:

I тип–»руководитель».Обычно это люди, имеющие склон­ность к руководящей и организаторской деятельности, ориен­тированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на вы­соком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта­цией в социальной сфере, доминирование над другими удер-живают в определенных границах. Такие люди обычно выби­рают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901,910, 802,811, 820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – 703, 712, 721, 730; при-воздействии речью на людей – вербальный руково­дитель или «преподавательский подтип» – 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне разви­тия, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в про­фессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характери­стикам.

II тип– «ответственный исполнитель»– обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чув­ством ответственности и требовательности к себе и другим, вы­соко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувстви­тельностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенап­ряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип– «тревожно-мнительный»–характеризуется раз­нообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хоб­би, которое по сути является второй профессией.

Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликту­ют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ра­нимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под­бадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно пло­хо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо рабо­тать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре­альности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое пове­дение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и слож­ную координационную работу; 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологичес­кими дисциплинами, медициной.

Представители этого типа часто встречаются среди лиц, за­нимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, те­атрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают силь­ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемое™ от одной деятель­ности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об­ разным воображением, что дает возможность заниматься техни­ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочита­ют самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, ка­сающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 1280. Подтип 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 – обладает способностью к литературному творче­ству; 217 --обладает способностью к изобретательской деятель­ности; 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудитори­ей; 118 – тип с наиболее выраженными конструктивными воз­можностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип – обладает противоположной тенденциейэмо-тивному типу.Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давле­ние на людей. Если это хороший специалист, то он может заста­вить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен­ных проблем.

Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406,307,208,109.

Комментарий к тесту

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, методика может служить хорошим посредником в процессе об­щения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая ин­дивидуально-типовую характеристику, можно на основании осо­бенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

– при наличии шеи – «Являетесь ли Вы ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?»

-– ушей – «Вас считают человеком, умеющим слушать?»

– кармашка на теле человеке: «У Вас есть дети?»

–- на голове «шляпы» в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступ­ку и досадуете на это?»; при наличии «шляпы» во всех трех изоб­ражениях: «Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете «поло­су скованного положения?»

· полностью прорисованного лица: «Считаете ли Вы себя общительным человеком?»

· одного рта на лице: «Любите ли Вы поговорить?»

· одного лишь носа: «Чутко ли Вы улавливаете запахи, любите ли духи?»

· изображение кружка на теле: «В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».


Рисунок 1. Виды изображений к тесту: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Наши рекомендации