Общее представление о психологии. Классификация
Психология (psiho – душа, logos – учение) – научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.
Психологи делятся:
Теоретиков. Наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке. Стараются интерпретировать полученные данные, чтобы создать схемы, объясняющие поведение, психические явления.
Практиков. К ним непосредственно обращаются люди, которые с трудом приспосабливаются к окружающим сторонам современности.
Виды практиков: клинический психолог; психолог-консультант; сексолог;борьба с суицидами; борьба с наркоманией;борьба с алкоголизмом;школьный психолог;юридическая психология; военная психология;психология спорта;психология религии;психология катастроф;зоопсихология.
По аспектам развития психология делится на:
возрастную: детская;подростковая;юности;взрослого человека; пожилых людей;психология аномального развития
социальную – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия в общественных групп
2. Представления о психологии во времена античности и в СредневековьеГиппократ: учение о темпераментах. Выдвигал версию о четырех темпераментах, в зависимости от того, какая жидкость преобладает у человека в организме (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
сангвиническим (когда преобладает кровь); флегматическим (слизь); холерическим (желтая желчь); меланхолическим (черная желчь).
Гален. В труде "О частях человеческого тела" он, опираясь на множество наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада, в том числе александрийских, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.
Гален в своих учениях о темпераментах выдвигал версию, как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков"Темперамент с преобладанием "теплого сока" он называл мужественным и энергичным;Темперамент с преобладанием "холодного сока" – медлительным и т.д.Большое внимание Гален уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что, например, гнев можно объяснить либо межличностными отношениями (стремление отомстить за обиду), либо "кипением крови" в организме. Гален утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме ("повышение сердечной теплоты"); стремление же отомстить вторично.
Алкмеон: мозг – орган души. к мысли о том, что мозг есть орган души, Акмеон пришёл в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, рождается знание.я
Средневековье Фома Аквинский. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).Работу души Аквинский представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.
Августин Блаженный. Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Воля индивида действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт
.Авиценна (Ибн-Сина). Созданный Ибн-Синой "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков".Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.
Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах, психических травмах, деятельности воображения – глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.
Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок