Разрешение и профилактика конфликтов
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
Конфликт– это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста. Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.
"Что такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Работа в микрогруппах
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
Условия возникновения конфликта, мотивы сторон в конфликте, стадии протекания конфликта.
• что такое «конфликт», насколько одинаково мы понимаем это слово и состояние; при каких условиях возникает конфликт, как с минимальной ошибкой спрогнозировать вероятность возникновения конфликта; что движет людьми при возникновении конфликта – явные и скрытые мотивы; как определить, на какой стадии находится конфликт и пути выхода из каждой стадии.
Разрешение и профилактика конфликтов
Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации. Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста.
Существует три основных навыка решения конфликтов и построения мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств партнера по конфликту. Общение включает в себя умение слушать партнера так, чтобы это помогло понять, из-за чего возник конфликт, что для него наиболее, важно, и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт, и умение дать такую же информацию с вашей точки зрения, при этом, воздерживаясь от использования слов, способных вызвать гнев и недоверие. Сотрудничество строится на предоставлении другому слова, признании способностей другого, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, поиске консенсуса, взаимной поддержке и взаимопомощи.
Управление конфликтом.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность субъекта по отношению к конкретному конфликту.
Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну:
информационные факторы – неприемлимость информации для одной из сторон;
поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п.;
факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами;
ценностные факторы – противоположность принципов поведения;
структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению.
Существуют следующие этапы управления межличностными конфликтами:
Прогнозирование конфликта
Предупреждение конфликта
Регулирование конфликта
Разрешение конфликта.
1.Стратегии поведения в конфликте.
• определение привычных стратегий поведения в конфликте, анализ их эффективности; какие действия можно предпринять, чтобы изменить стандартные неэффективные стратегии поведения в конфликте.
2.Стили общения, усиливающие конфликт; методы снижения агрессии со стороны собеседника.
• четкое определение факторов, усиливающих конфликт – для понимания – «чего делать нельзя»; методы работы с агрессией; как реагировать на критику.
3. Техника «Я – высказывание».
• конкретный алгоритм ведения беседы, при помощи которого снижается уровень напряженности в конфликте и беседа принимает конструктивный характер.
4. «Скорая помощь» при стрессе.
• быстрые и эффективные действия, помогающие снять стресс; методы самовосстановления.
ВАЖНО: Каждый участник на протяжении тренинга прорабатывает свою конкретную конфликтную ситуацию, «препарирует» конфликт с практической точки зрения, тем самым сразу использует те знания, которые получает на тренинге.
Дальнейшее сопровождение участников тренинга (в течение месяца) - индивидуальные консультации: обсуждение сложных ситуаций при возникающих конфликтах и др. по запросу участников.
Результат тренинга для участника:
• Получат четкие алгоритмы определения стадий конфликта и выхода из них.
• Научатся самостоятельно составлять высказывание по технике «Я – высказывание».
• Повысят уверенность в своих силах посредством умения быстрого выхода из стресса.
Задание №1.
"Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Все выбрали свое место
- "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?"
-"Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии".
- Объясните почему выбрали именно это место?
- "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.
Заключительная часть
- Ваши впечатления о занятии?
Занятие №2.
Стратегия разрешения межличностного конфликта
Цель: научить выбирать эффективные стратегии разрешения межличностного конфликта
1.Включение в занятие
- Поделитесь своими впечатлениями от предыдущего занятия?
- Упражнение разминки («Ассоциация со встречей», «Прогноз погоды», «Печатная машинка», «Карлики и великаны», «Сигнал», «Посылка», «Меняющаяся комната», «Ревущий мотор» -1-2 упражнения на выбор).
2. Основная часть.
Задание 1
- Разбейтесь на пары парах, один партнер А, другой В. А – швейцар в здании, куда В крайне необходимо войти. Вам дается четыре минуты, чтобы попытаться убедить А пропустить его.
Затем определяется, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.
Для тех, кто прошел, он смог это сделать:
1) с помощью обмана или подкупа;
2) честным путем;
3) пытаясь войти в доверие службы охраны.
Обсуждение:
- Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп?
- Кто-нибудь подружиться с А, стараясь проникнуть в здание?
Задание 2
- Разбейтесь на пары.
- Я буду читать пять незаконченных предложений. После каждого предложения А должны повторить и закончить его. (Затем наступит очередь всех В).
- Пожалуйста, говорите только одну или две фразы и не переходите к разговорам, а ждите следующего предложения.
1) "Что меня больше всего волнует— это..."
2) "Если я на самом деле думаю об этом, я чувствую..."
3) "Когда я задаю себе вопрос, что я могу сделать, я думаю..."
4) "Человек, с которым я могу об этом поговорить — это..."
5) "То, что дает мне надежду — это..."
Теперь предложить В обобщить то, что они услышали, чтобы их партнерам А стало ясно, поняли ли их. По окончании попросите всех А поблагодарить партнеров, как хороших слушателей. Повторить полностью упражнение, где В говорят, А слушают. Напоминание группе о соглашении о конфиденциальности.
3.Заключительная часть.
- Упражнение завершения («Аплодисменты по кругу», «Подарок», «Спасибо за приятное занятие» упражнение на выбор).
Занятие №3
Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения
"Потерпевшие кораблекрушение"
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу
Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
Приложение 3
Ответы экспертов ЮНЕСКО для упражнения
"Потерпевшие кораблекрушение"
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут бытъ использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
Непрозрачная пленка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица" в руках лучше "журавля" в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу
Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
Занятие№4.
Работа с вербальной атакой.
Командам раздаются листы бумаги. И команды записывают на них по два негативных высказывание для команды соперников. Затем команды обмениваются листами. Тренер дает пять минут на обдумывание ответа в команде.
Затем, человек из одной команды читает выражение, а один из участников второй команды отвечает ответ, придуманный командой.
Задача тренера проследить, что бы в ответе действительно не было негатива и антогонизма. Если он будет, то сказать об этом участникам и выполнить упражнение еще раз, что бы люди получили первый успех по работе с данным упражнением.
Упражнение в парах. Разбить участников на пары.
Первые номера сообщают вторым фразу из списка на флипчарте, а вторые номера придумывают ответ, который помогает оставаться в коммуникации с партнером. Если не получается с первого раза, то первый номер помогает придумать ответ и потом партнеры отрабатывают его эмоциональную подачу.
Упражнение №1 "Я в тебе уверен
Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).
Упражнение №2 "Чувствительность к группе"
Выбираются 2 человека, которые уходят за дверь. Остальные участники разбиваются на тройки, которые будут изображать желание принять к себе ушедших участников. Вышедшие должны определить, какая из групп хочет их принять.
Упражнение №3 "Чувствительность к состоянию другого"
Один из участников выходит за дверь. Он должен будет определить, кто отличается от группы и чем. Оставшиеся участники задумывают полярные состояния (внимание – равнодушие, злость – радость), Группа выбирает одно состояние, а один из оставшихся участников – другое. Водящий должен определить, кто это.