Развитие умения менять свое состояние сознания без помощи ПАВ
Эта задача решается с использованием релаксации, визуализации и психофизических упражнений, вызывающих прилив сил.
Оценка результативности.
Достигается на основе сравнения чувств пациента и анализа достигнутых изменений в различных сферах жизнедеятельности, вызванных новым стилем жизни.
Модель психологического консультирования пациентов, зависимых от ПАВ.
· Установление доверительных отношений
· Обеспечение комфортного состояния
· Мультимодальное исследование в сотрудничестве с клиентом того, что он делает и к чему это его ведет.
· Поиск резервов личности
· Планирование выхода из ситуации.
· Оказание помощи в реализации плана
· Психофизическая регуляция, обеспечивающая прилив сил.
· Оценка результативности
· Психологическое сопровождение пациентов реабилитации повышает вероятность длительной ремиссии и вероятность контроля над нераспространением ВИЧ - инфекции.
Модель стадий изменения поведения:
Стадия до осознания (не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения);
Стадия осознания (понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться);
Стадия готовности к действию (готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим);
Стадия действий (устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев);
Устойчивая стадия (устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев).
Модель «ЗНАЮ - МОГУ - ХОЧУ - БУДУ»
Для того чтобы человек изменил свое поведение, надо:
Шаг 1. «ЗНАЮ»
Чтобы он сказал «ЗНАЮ»! То есть человек должен знать, какое поведение является позитивным, а какое негативным. Он должен знать, к чему приводит тот или иной тип поведения и что нужно сделать, чтобы изменить его. Для этого ему нужна информация. Эту информацию он может получить из различных источников: начиная с газет, телевидения и заканчивая профилактической программой.
Шаг 2. «МОГУ»
Чтобы человек сказал «МОГУ», он должен четко понимать, что изменить поведение в его силах, что это действительно выполнимо, и выполнимо в реальные сроки при реальных ресурсах. А также, что это не принесет ему вреда и даже изменит его жизнь к лучшему.
Чтобы человек мог сказать «могу», он должен приобрести соответствующие поведенческие навыки. Для этого на профилактических программах используются такие методы работы, как игры (в том числе ролевые), ситуативное
Шаг 3. «ХОЧУ»
Чтобы он этого захотел. Захотел, потому что так станет лучше, выгоднее (или чтобы не стало хуже, чем есть). То есть человек должен иметь желание (мотивацию) к изменению поведения. Для этого он должен видеть позитивный пример, позитивные последствия того типа поведения, которому необходимо следовать.
Но достаточно ли для изменения поведения того, что человек знает, может и хочет? Вспомните про зарядку по утрам. Мы знаем, как ее делать. Мы можем ее делать. Мы хотим ее делать, но... не делаем. Почему так происходит?
Шаг 4. «БУДУ»
Не хватает убежденности, толчка, первого шага, энергии, силы воли, если хотите, для того, чтобы сделать это. Нужна убежденность в том, что это действительно нужно.
Если эта убежденность исходит от самого человека, и он уверенно говорит в первую очередь самому себе «БУДУ», только тогда он реально сделает что-то для того, чтобы изменить свое поведение.
Что такое мотивационное интервьюирование?
Это направляющий, клиент-центрированный стиль консультирования, направленный на то, чтобы вызвать изменения в поведении клиента, посредством анализа и разрешения амбивалентности.
Его основной целью является исследование и разрешение амбивалентности, и терапевт намеренно направляет ход консультирования для достижения этой цели.