Методические рекомендации по изучению темы. Необходимо указать, что ассоциативная психологиякак одно из основных направлений мировой психологической мысли

Необходимо указать, что ассоциативная психологиякак одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин "ассоциация"(от позднелат. соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Он был введен Дж. Локком в 1698 г. и обозначал "неверные и неестественные сочетания идей".

Далее важно рассмотреть логику развития вышеуказанной научной школы в процессе развития разнообразных научных взглядов.

Первые правила ассоциаций и возможные сферы их действия были сформулированы еще индийскими, египетскими и месопотамскими мыслителями древности. Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражителя. В XVII в. Т.Гоббс выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром. Б.Спиноза сформулировал закон ассоциаций: если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

В XVIII веке, ознаменованном завершением построения динамико-механической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное (Д.Гарли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж. Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов - ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. В утверждении такого понимания ассоциативной психологии основополагающую роль сыграли выдающиеся мыслители XVIII века.

Важно иметь в виду, что 19 век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером, развитие психологических идей, которых необходимо подробно рассмотреть. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в биологии.

В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т.Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж.Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце Х1Х в. в ассоциативную теорию входит эксперимент". Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М.Траутшольдт (1883). Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г.Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т.Циген. о которых речь пойдет на дальнейших практических занятиях.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9 (2 часов)

Наши рекомендации