И основные направления ее развития

Исследования Мирового банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие общего и профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.

Современная система психологического обеспечения образования в Российской Федерации начала формироваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Деятельность первых школьных психологов в то время была разрозненной, не имела четкой регламентации. Ее научное и методическое обеспечение находилось в стадии становления.

Социально-экономические преобразования, происходившие в России в 1990-е годы, и возникшая в связи с этим необходимость создания службы по оказанию психологической помощи населению дали толчок развитию службы практической психологии в системе образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и др. заложили основы правового и организационно-методического обеспечения развития Службы практической психологии в системе образования России.

Была сформулирована основная задача Службы — «содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса»1.

К настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные положения о службе практической психологии образования, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Пермском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности, с учетом этнонациональных и социально-экономических особенностей региона.

В Республике Алтай, Липецкой области, в Москве и других регионах разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов службы практической психологии образования: порядок аттестации педагогов-психологов; порядок лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма нагрузки на одного психолога (500 обучающихся, воспитанников в городских учреждениях образования и 120 — в сельских); рекомендации об использовании рабочего времени педагога-психолога; Примерное положение о методическом объединении педагогов-психологов; Положение об оформлении кабинета педагога-психолога; примерный перечень диагностических методик и др. Однако в большинстве регионов документы, регламентирующие деятельность педагогов-психологов и других специалистов службы, а также порядок их взаимодействия, отсутствуют.

К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Психологическая служба образования является основным элементом, реализующим на практике:

— оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;

— повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

— психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации.

Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Начиная с 1998 года ППМС-центры создавались с целью оказания специализированной психолого-педагогической помощи различным контингентам детей зачастую в приспособленных помещениях, в условиях, не отвечающих всем требованиям организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процессов.

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Курганской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тюменской и Ярославской областях, городах Москва, Екатеринбург, в Хабаровском крае, республиках Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Уникальное инновационное образовательное учреждение для девиантных подростков — Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции — создан и на протяжении 16 лет успешно функционирует в г. Хабаровске (руководитель Петрынин А.Г.). На создание единого коррекционного пространства в системе образования Калининградской области направлена деятельность Центра диагностики и консультирования детей и подростков (руководитель Стаховская В.П.).

Согласно Типовому положению одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным).

В содержании деятельности ППМС-центров комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям) является основной и в значительной мере преобладает над общеобразовательными программами. Как правило, численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, меньше численности других специалистов: педагогов-психологов, логопедов-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников и др. Очевидно, что рекомендуемое модельной методикой2 соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, и учебно-вспомогательного персонала, к которому относятся педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги и др., — 70 % к 30 % — в отношении ППМС-центров должно быть пересмотрено; при разработке мер стимулирующего характера для учителей-предметников ППМС-центров необходимо учитывать специфику их работы с различными категориями обучающихся (дети с проблемами в обучении, в том числе с ЗПР, СДВГ, девиантным поведением и др.).

Актуальное состояние психологической службы образования, других структурных подразделений системы психологического обеспечения образования обуславливает необходимость разработки Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года.

Наши рекомендации