Psychology of individual and group subject of activity

(1st PART)

A. V. Brushlinsky

Corresponding member of RAS, director of IP RAS, Moscow

Thirty years ago B.F. Lomov organized Insitute of psychology in the system of Soviet Academy of Sciences (nowadays RAS). There were analyzed some main results of scientific researches held up in Institute for the last time within the framework of psychology of the subject of activity. The subject of activity means a man and people on the highest level (individual level for each man) of activity, integrity, autonomy, etc. That's why the subject of activity is the most general definition of a man. Personality is the less general characteristic of a man which reveals interrelation of only some but very important traits like extraversion - introversion, anxiety, rigidity, etc.

Key words: Institute of psychology RAS, the subject of activity, personality, individuality, individuum, group.

стр. 80

СПИСОК ТРУДОВ СОТРУДНИКОВ ИП РАН 1996-2001 гг.

Автор:

СПИСОК ТРУДОВ СОТРУДНИКОВ ИП РАН 1996-2001 гг. *

РАЗДЕЛ I.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Москва-Воронеж, 1999.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.

3. Барабанщиков В.А. К определению понятия когнитивной сферы личности и индивидуальность в современном мире. Смоленск, 1999.

4. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М., 1997.

5. Барабанщиков В.А. Психология зрительного восприятия (системно-генетический анализ) М., 2001.

6. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. Москва-Воронеж, 2001.

7. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

8. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность в системах управления техникой. М., 1998.

9. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М., 2001.

10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996.

11. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара, 1999.

12. Бубнова С.С. Ценностные ориентации как нелинейная система: принципы, методы, процедура. М., 1998.

13. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М., 1996.

14. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М., 1998.

15. Gostev A.A., Tucker J.C., Gilliland M. Zemlyanin: The Emegging Global Citizen? Essays on the evolution of human consiousness. Moscow-San-Fransicko: IPRAN, 1998.

16. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.

17. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Политическая коммуникация. Ростов-на-Дону, 1998.

18. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая политическая коммуникация: пределы влияния. М., 1999.

19. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

20. Дружинин В.Н. Варианты жизни. М., 2000.

21. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. М., 2001.

22. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.

23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. (Изд. 2-е, дополненное). СПб., 2000.

24. Дружинин В.Н. Психология семьи. 2-е изд., доп. М., 2001.

25. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

26. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. (Изд. 2-е, дополненное). СПб., 2000.

27. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

28. Ермолаева Е.А. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М., 1996.

* Список трудов составлен Т.И. Артемьевой, Е.В. Курятовой.

стр. 80

29. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.

30. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.

31. Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии / Под ред. А.В. Брушлинского, С.С. Бубновой. М., 2000.

32. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. 2-е изд. М., 1996.

33. Лепский В.Е. Концепция субъективно- ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М., 1998.

34. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., 1999.

35. Ментальная репрезентация: динамика и структура/ Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко, М., 1998.

36. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.

37. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизиологические и психоакустические основы. М., 1998.

38. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. Москва-Воронеж, 2000.

39. В.Д. Небылицын - жизнь и научное творчество / Под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. М., 1996.

40. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.

41. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов в экономической деятельности. М., 2000.

42. Пономарев Я.А. Психология творения. Москва- Воронеж, 1999.

43. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.

44. Психологическая мысль России. Век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001.

45. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М., 1997.

46. Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой; А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой М., 1998.

47. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

48. Психология субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 2001.

49. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1997.

50. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1996.

51. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Экология человека: теоретическое и экспериментальное исследование качества жизни. М., 1996.

52. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Е., Виленская Г.А., Дозорцева А.В. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.

53. Системные аспекты психической деятельности / Под ред. Ю.И. Александрова, А.В. Брушлинского, К.В. Судакова, Е.А. Умрюхина. М., 1999.

54. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. СПб., 2000.

55. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1998.

56. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. М., 1999.

57. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. М., 1996.

58. Харламенкова Н.Е. Тематический апперцептивный тест: диагностика и применение. М., 2000.

59. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. СПб., 2001.

60. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

61. Цепцов В.А. Деловые переговоры: советы практика, находки психолога. М., 1996.

62. Цепцов В.А. Психология общения для менеджеров. М., 2001.

63. Шихирев П.Н. Социальная психология XX столетия. М., 1998.

64. Gilgen A.R., Gilgen С., Koltsova V.A., Oleinik Y.N. Soviet and American Psychology During World War II. Westport-London, 1997.

РАЗДЕЛ II.

СБОРНИКИ СТАТЕЙ

1. Актуальные проблемы историко-психологического исследования / Под ред. В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника. М., 2001.

2. Информационно-психологическая безопасность избирательных компаний / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 1999.

3. Интеллект и творчество. Сб. научных трудов / Отв. ред. А.Н. Воронин. М., 1999.

4. Интеллект и творчество в ситуациях межличностного взаимодействия. Сб. научных трудов / Под ред. А.Н. Воронина. М., 2001.

стр. 81

5. Методы исследования психологических структур и их динамика / Под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. М., 1999.

6. Проблемность в профессиональной деятельности / Отв. ред. Л.Г. Дикая, М., 1999.

7. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.

8. Проблемы информационно-психологической безопасности. Сб. статей и материалов конференций / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 1996.

9. Психология и безопасность организаций / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 1997.

10. Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / Отв. ред. М. Баррет, Т. Рязанова, М. Воловикова. М., 2001.

11. Рефлексивное управление. Международный симпозиум 17-19 октября 2000 г. / Под ред. В.Е. Лепского. М., 2000.

12. Синергетический подход к моделированию психологических систем / Под ред. Т.Н. Савченко. М., 1998.

13. Системные исследования в общей и прикладной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова, М.Г. Рогова. Набережные Челны, 2000.

14. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 1996.

15. Совместная деятельность в условиях организационно- экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 1997.

16. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., 1999.

17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., 1998.

18. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., 1999.

19. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., 2001.

20. Стиль человека: психологический анализ / Под общ. ред. А.В. Либина. М., 1998.

21. Труды ИП РАН. Том 2 / Отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Бодров. М., 1997.

22. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Под ред. Е.Д. Дорофеева, Л.А. Седова. М., 1998.

РАЗДЕЛ III.

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, СБОРНИКИ ТЕЗИСОВ

1. История психологии и историческая психология: состояние и перспективы / Под ред. В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника, О.Е. Серовой. М., 2001.

2. Социализация детей российских мигрантов. Материалы II международного "круглого стола" по проблемам культурной и психологической социализации детей российских мигрантов и беженцев / Под ред. О.И. Маховской и др. М., 2001.

3. Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. (К 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна.) Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции. М.: ИП РАН, 1999.

4. Материалы III Международных научных Ломовских чтений "Принцип системности в современной психологической науке и практике", январь 1996 г. Тезисы докладов. М., 1996.

5. Материалы к конференции "Психологические аспекты безопасности предпринимательской деятельности". М., 1997.

6. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции ИП РАН 28-30 января 1997 г. М.: ИП РАН, 1997.

7. Психологические аспекты безопасности предпринимательской деятельности. Материалы к конференции / Под ред. В.Е. Лепского. М., 1997.

8. Рефлексивное управление. Тезисы международного симпозиума. 17-19 октября 2000 г. / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 2000.

9. Тезисы докладов I Всероссийской конференции "Психология и экономика". М., 1999.

10. Труды Института психологии РАН. Сб. тезисов / Под ред. А.В. Брушлинского, М., 1997.

РАЗДЕЛ IV.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (Экспериментальная психология). Программа курса. М., 1998.

2. Александров Ю.И. Основы системной психофизиологии. Программа курса. М., 1998.

3. Анцыферова Л.И., Бирюков С.Д. Психология личности. Программа курса. М., 1999.

стр. 82

4. Базылевич Т.Ф. Общая психология. Программа для психологов заочной формы обучения. М., 1999.

5. Базылевич Т.Ф. Введение в экологическую психологию индивидуальности. М., 1996.

6. Базылевич Т.Ф. Основы экопсихологии индивидуальности. Курс для психологов и психоаналитиков. М., 2000. Часть 1, 2.

7. Барабанщиков В.А. Введение в психологию. Программа курса. М., 1999.

8. Безденежных Б.Н. Общая физиология. Физиология ЦНС и ВНД. Программа курса. М., 1998.

9. Березина Т.Н. Методика исследования глубинных особенностей личности. Уч. пособие. М., 1998.

10. Бирюков С.Д. Психогенетика. Программа курса. М., 1998.

И. Бодров В.А. Психология труда, инженерная психология. Программа курса. М., 1999.

12. Брушлинский А.В. Психология субъекта. Программа курса. М., 1998.

13. Бубнова С.С. Программа курса лекций и практических занятий для студентов факультетов психологии университетов по предмету "Психодиагностика". М., 1998.

14. Бубнова С.С. Программа курса лекций и семинаров для студентов психологических факультетов по предмету "Основы психодиагностики". М., 1999.

15. Воронин А.Н. Основы психодиагностики. Программа курса. М., 1998.

16. Гаврилов В.В. Зоопсихология, сравнительная психология и антропология. Программа курса. М., 1998.

17. Галкина Т.В., Солнцева Л.Н. Метод исследования личности учащегося. М., 1998.

18. Греченко Т.Н. Психофизиология. Программа курса. М., 1999.

19. Греченко Т.Н. Психофизиология. Программа курса. М., 1998.

20. Гринченко Ю.В. Анатомия ЦНС человека. Программа курса. М., 1998.

21. Журавлев А.Л. Социальная психология. Программа учебного курса (основной курс). М., 1998.

22. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.

23. Кислицына Г. Практикум по общей психологии (ощущение, восприятие, внимание, память). Уч. пособие. М., 1997.

24. Кислицына Г. Практикум по общей психологии (ощущение, восприятие, внимание, память). 2-е изд. М., 1998.

25. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2001.

26. Кремлев А.Е., Шапкин С.А., Гусев А.Н. Конструктор психодиагностических методик Тест-мейкер (Руководство пользователя). М., 1997.

27. Крылов В.Ю. Высшая математика. Программа курса. М., 1998.

28. Митькин А.А. Ранний онтогенез. Учебная программа. М., 1996.

29. Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. М., 1996.

30. Патронатная семья. Руководство для ведущего и программа / Отв. ред. А.В. Махнач. М., 1996.

31. Платонов К.К. Занимательная психология. СПб., 1996.

32. Проблемы информационно-психологической безопасности. Информационный бюллетень. М., 1997.

33. Психологические центры Москвы. Справочник / Гл. ред. Т.И. Артемьева. М., 1996.

34. Психологические центры Российской Федерации. Справочник / Составитель и редактор Т.И. Артемьева. М., 1997.

35. Психологический информационный бюллетень / Гл. ред. Т.И. Артемьева. 1996-2001 гг. (NN 27-81).

36. Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

37. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

38. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

39. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Александрова. СПб., 2001.

40. Резников Е.Н. Этническая психология. Программа курса. М., 1998.

41. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). М., 1997.

42. Русалов В.М. Психология личности. Пособие для студентов. М., 2000.

43. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). М., 2001 (2-е изд.).

44. Савченко Т.Н. Математические методы в психологии. Программа курса. М., 1998.

45. Сергиенко Е.А. Программа курса "Общая психология. Программа и методические материалы для подготовки психологов". М., 1998.

46. Сергиенко Е.А. Программа учебного курса "Общая психология" (основной курс). М., 1998.

47. Сергиенко Е.А. Программа курса лекций "Психология развития. Возрастная психология". М., 1997.

48. Сергиенко Е.А. Программа курса "Психология развития. Возрастная психология" (для

стр. 83

студентов поствузовского образования). М., 1998.

49. Сергиенко Е.А. Программа курса "Психология развития. Возрастная психология" (для студентов поствузовского образования). М., 1999.

50. Сергиенко Е.А. Программа учебного курса "Психология развития. Возрастная психология". М., 1998.

51. Субботин В.Е. Организационная психология. Программа курса. М., 1998.

52. Субботин В.Е. Психология принятия решения. Программа курса. М., 1998.

53. Субботин В.Е. Психология работы с персоналом организации. Программа курса. М., 1998.

54. Тарабрина Н.В. Клиническая психология. Программа курса. М., 1998.

55. Технология "25-го кадра" и другие методы инструментального воздействия на мозг человека / Под ред. А.Н. Лебедева. М., 2000.

56. Тугарева Е.В. Экономическая психология. Программа курса (специальный курс). М., 1998.

57. Шапкин С.Л. Экспериментальное изучение волевых процессов. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М., 1997.

58. Энциклопедический справочник по авиационной эргономике и экологии / Отв. ред. В.А. Бодров. М., 1997.

59. Якушина Е. Изучаем Интернет. Создаем WEB- страничку. СПб., 2000.

РАЗДЕЛ V.

СЕРИЯ "ПАМЯТНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ"

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

4. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М., 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Избранные философско- психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

7. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998.

8. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека // Психологи Отечества. Москва-Воронеж, 1997.

Указатель трудов сотрудников Института психологии за предыдущие годы см. в "Психологическом журнале" N 6,1996 г.

стр. 84

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

Автор: А. Н. Лебедев

(c)2002г.

Доктор биолог, наук, проф., заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии, ИП РАН

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ *

Исследования лаборатории когнитивной психофизиологии показали, что параметры электроэнцефалограммы (ЭЭГ) служат предикторами когнитивных возможностей и других психологических особенностей человека, а частота альфа- колебаний и критическая разность периодов таких колебаний, препятствующая их слиянию, - константами в разных законах обработки информации человеком. Более широкие наборы нейрофизиологических показателей обеспечивают расчет индивидуальных психологических портретов с приемлемой в психологии точностью, без каких-либо субъективных отчетов самих испытуемых, только по ЭЭГ-параметрам.

Ключевые слова: личность, память, электроэнцефалограмма, альфа-ритм, закон.

На исходе XX века, реализуя замысел Б.Ф. Ломова, сотрудники лаборатории когнитивной психофизиологии развивали в рамках системного подхода новые идеи о функциональной связи нейрофизиологических параметров с психологическими особенностями личности. Среди таких параметров, согласно прежним и новым опытным данным, особо выделяются своей информативностью частота альфа- ритма и частотная рефрактерность [15, 33].

1. ЧАСТОТА АЛЬФА-РИТМА И ЧАСТОТНАЯ РЕФРАКТЕРНОСТЬ

Средняя частота ( F = 10 Гц) волн электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у человека была впервые определена Г. Бергером [1]. Критическая разность между периодами, около 10% по отношению к средней длительности таких волн, была рассчитана впервые М.Н. Ливановым в опытах на животных для диапазона тета-ритма с частотой около 5 Гц. Тем не менее Ливанов объяснил веретена альфа- ритма у человека ступенчатым различием того же порядка, т.е. около 10%, предположительно, между периодами альфа- колебаний [17].

В опытах А.В. Маркиной и др. [18-21] была измерена непосредственно длительность (7) одиночных веретен альфа- ритма - от минимальной величины, приблизительно 0.3 сек, до максимальной, около одной секунды; в среднем 0.64 сек при средней частоте составляющих альфа-колебаний 10.3 Гц.

Оказалось, что длительность альфа-веретен имеет психологический смысл. Можно говорить о большей эмоциональной устойчивости и уравновешенности индивидов - обладателей более длительных альфа-веретен - если судить по тестам личностной и функциональной тревожности Спилбергера-Ханина. Такие люди более дружелюбны и менее доминируют в межличностном общении (тест О. Лири), характеризуются большей гибкостью мышления, легкостью переключения с одного вида деятельности на другой и стремлением к разнообразию форм деятельности. Высокая мощность альфа-ритма связана с темпераментальной активностью, а тета-ритма - с эмоциональной чувствительностью, по В.М. Русалову [24].

По длительности альфа-веретен удалось рассчитать величину критической разности периодов колебаний, слагающих веретено альфа-ритма. Ее наименьшее значение составило примерно 10% ( R = 0.1) по отношению к средней длительности альфа-волны, т.е. совпало с оценкой М.Н. Ливанова. Этот показатель, частотная рефрактерность ( R = 0.1), был назван нами константой Ливанова. Второй, частота альфа-ритма ( F = 10 Гц), - константой Бергера.

Обе константы позволили впервые надежно определить емкость долговременной памяти человека и чисто теоретически рассчитать ее связь с другими фундаментальными показателями - объемами кратковременной памяти и внимания. Опыты подтвердили расчет.

* Выполненное исследование поддержано грантами РГНФ: 99-06-00134а (1999-2001 гг.) "Нейрофизиологические предикторы личностных особенностей человека"; 99-06- 00277а (1999-2001 гг.) "Диагностика музыкальных способностей по параметрам электроэнцефалограммы"; 00- 06-00054а (2000-2002 гг.) "Определение объема и быстродействия кратковременной памяти по параметрам электроэнцефалограммы"; 00-06-00238а (2000-2002 гг.), "Социально-психологические особенности женщин, переживающих домашнее насилие"; РФФИ: 00-06-80055а (2000-2002 гг.), "Поиск кодов памяти в единичных реализациях ЭЭГ".

стр. 85

2. ЕМКОСТЬ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Циклически повторяющиеся с частотой альфа-ритма волновые узоры являются кодовыми элементами, т.е. единицами, хранящими разнообразную информацию в памяти человека, - согласно нашей гипотезе, высказанной еще в 60-е гг. константа Ливанова, R = 0.1, ступенчато разделяющая периоды и фазы колебаний активности центральных нейронов, служит аргументом для расчета разнообразия (N) циклически повторяющихся "нейронных букв", мельчайших единиц информации

N = 1 /R- 1 - (2.1)

и множества (О "нейронный слов", более крупных единиц

С = N N . - (2.2)

Нейронная буква задана числом разных волн, порождаемых активностью одной группы нейронов в составе волнового пакета. Волны в пакете одинаковы по частоте, но различаются ступенчато по фазе. Одна из волн служит указателем начала волнового пакета, поэтому целое число (АО на единицу меньше частного от деления длительности волны на минимальный промежуток времени между соседними волнами, различающимися по фазе.

Нейронное слово обусловлено активностью нейронного ансамбля из нескольких нейронных групп, т.е. из волновых пакетов, связанных друг с другом, возникающих и следующих друг за другом последовательно. Число таких пакетов также не больше ( N ).

Число ( С ) разных нейронных слов определяет максимальную величину объема долговременной памяти человека, около 0.4 миллиардов единиц, согласно формулам 2.1 и 2.2.

Внутренний мир человека закодирован нейронными словами. Единицами могут быть простейшие ощущения, например, тактильные от точечного прикосновения, как в опытах Ярвилехто [32], и более сложные переживания, - смысл отдельного слова, как в опытах Н.П. Бехтеревой [2]. Группы нейронных импульсов, не превышающие в указанных опытах по численности константу ( N ) и по длительности не превышающие период волны альфа-ритма (1/ F ), функционально связаны, по нашей гипотезе, с пакетами волн в составе нейронного слова. Функциональная связь групп импульсов и волн ЭЭГ была определена нами впервые вместе с В.А. Луцким [15] в виде нелинейного дифференциального уравнения с запаздыванием. Позднее эта идея была развита в работах [9, 22, 36]. Не все единицы памяти, закодированные волновыми пакетами, отражаются в сознании одновременно, и не все они сразу находятся в фокусе внимания.

3. ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Один и тот же волновой узор, согласно гипотезе, поддерживается активностью разных нейронов, расположенных в ретикулярных структурах, подкорковых ядрах, старой и новой коре головного мозга. Число таких нейронов изменчиво. Пакеты волн, поддержанные активностью максимального числа нейронов, возможно, десятков и сотен тысяч нейронов, кодируют осознаваемую информацию. Пакеты, генерируемые активностью минимально возможного числа нейронов, около 100-300, ответственны за информацию, хранимую в подсознании. Основания для такого расчета опубликованы ранее [8]. Волновой узор постоянен при разном числе обеспечивающих его нейронов. Каково же число ( М ) нейронных слов, осознаваемых одновременно? Наш анализ опытов, выполненных сотрудниками лаборатории, показал, что это число, иначе - объем внимания, линейно связано с размером ( А ) объективно заданного алфавита воспринимаемых стимулов,

М = kA. - (3.1)

Коэффициент пропорциональности ( k ) в этой формуле колеблется в зависимости от условий опыта от единицы до числа (Я), равного объему кратковременной памяти, составляя в среднем, как показали опыты Л.П. Бычковой и Н.А. Скопинцевой [4, 5, 25-27],

k = ( H +1)/2. - (3.2)

Формулы 3.1 и 3.2 наглядно (причем количественно) выражают известную формулу С.Л. Рубинштейна относительно преломления "внешнего через внутреннее" [23]. Размер ( А ) внешне заданного алфавита стимулов трансформируется в размер ( М ) субъективного алфавита стимулов, зависимый от всевозможных ассоциаций, воспринимаемых и хранимых в памяти сведений. Чем рассеяннее внимание, тем шире круг посторонних ассоциаций и тем больше значение коэффициента ( k ).

4. ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Объем кратковременной памяти ( H ) по определению численно равен информационной емкости одного нейронного ансамбля. Общее число таких ансамблей не превышает константы ( С ), заданной уравнением 2.2. Константа ограничивает число всевозможных комбинаций из числа ( М ), актуализированных в сфере сознания единиц памяти. Иными словами, число ( М ) отражает объем внимания. Выше мы назвали его субъективным алфавитом. Размер ( А ) объективно заданного алфавита запоминаемых стимулов связан с размером ( М ) субъективного алфавита по уравнению 3.1.

стр. 86

Таблица 1. Объем кратковременной памяти на одно- и трехмерные бинарные стимулы (А = 2)

Одномерные стимулы, различающиеся по одному признаку: Объем памяти
Расчет по формуле 5.2 Опытные данные
Среднее Стандартные отклонения
форме - 9.66 1.18
размеру - 9.84 1.00
цвету - 9.71 1.22
Стимулы, образованные комбинацией признаков 3.25 3.02 0.61

Одна из комбинаций, образованная набором из числа ( Н ) заданных и запомненных после однократного предъявления стимулов, составляет новую единицу памяти. Поэтому, согласно теории информации Шеннона, справедливо равенство

С = М Н . - (4.1)

После подстановки в формулу 4.1 значений параметров, вычисленных по уравнениям 2.2, 3.1 и 3.2, и ее логарифмирования находим, что объем кратковременной памяти ( Н ) зависит от размера ( А ) алфавита запоминаемых элементов (цифр, букв, слогов и т.п.), подчиняясь равенству

Н = ( N In N )/In( AH /2), - (4.2)

в котором In - знак логарифма.

В опытах Н.А. Скопинцевой, Л.П. Бычковой, М.Н. Сыренова, О.Ж. Кондратьевой, Г.В. Котковой и других наших сотрудников при изменении алфавита стимулов от 2 до 3700 объемы памяти сокращались от 9.7 до 2.6 элементов, а вычисленные по формуле 4.2 объемы сокращались примерно в том же диапазоне от 9.0 до 2.2, отклоняясь в среднем меньше, чем на 10%. Запоминаемыми элементами были цифры, буквы, слоги [33].

5. ОБЪЕМ ПАМЯТИ НА МНОГОМЕРНЫЕ СТИМУЛЫ

Равенство (4.1) подтверждает существование предсказанного ранее психологического феномена - функциональной зависимости размера кратковременной памяти на многомерные стимулы, образованные комбинацией ортогональных признаков, от размеров памяти на каждый из признаков в отдельности [33, 34]. Размер субъективного алфавита на комбинацию таких признаков ( МС ) равен произведению субъективных алфавитов ( MJ ) на каждый 7-й признак в отдельности:

МС = M 1 x M 2 x M 3 ... MJ... - (5.1)

Учитывая равенства 3.1, 4.1, 5.1, находим решение

1/ = 1/ H 1 + 1/ H 2 + 1/ H 3... + 1/ H J... (5.2)

Здесь НС - искомый объем кратковременной памяти на комбинацию признаков, тогда как H 1, H 2, H 3,..., HJ - объемы кратковременной памяти на каждый из признаков в отдельности. Например, в наших опытах признаками служили форма, размер и цвет изображений прямоугольников. Каждый признак имел всего две градации. Предположение оправдалось. В табл. 1 приведены соответствующие опытные данные и результаты расчета для группы из 32 испытуемых.

Вычисленные значения отличаются от опытных данных не больше, чем на 10%. Ранее сотрудничающий с нами М.Н. Сыренов из Горно-Алтайска с высокой точностью рассчитал по формуле 5.2 объемы памяти на композиции из шахматных фигур (цит. по [33]).

6. ВРЕМЕННАЯ КОНСТАНТА ГАЙССЛЕРА

Ганс-Георг Гайсслер обобщил данные многих психологов- экспериментаторов и обнаружил ступенчатые различия между скрытыми периодами ответных реакций человека на разнообразные стимулы, назван минимальное значение ступеньки временным квантом. Наиболее вероятная величина ступеньки, по его данным, равна 4.5 мсек [31]. Ранее из нейрофизиологических предпосылок, отмеченных выше в разделах 1 и 2, мы вывели ряд формул для расчета разнообразных временных задержек при восприятии, сравнении и поиске стимулов в памяти. Одна из таких формул определяет скрытое время реакции выбора (/) при восприятии одновременно числа ( К ) стимулов, принадлежащих к алфавиту из числа ( М ) равно ожидаемых стимулов:

t = T (1- p k )(1- p ) k /( K +1), - (6.1)

где p = (1 - R )/ M, Т = 1/( FR ), а остальные обозначения те же.

Исходя из опытных данных раздела 1 (см. выше) находим, что длительность (7) веретена альфа-ритма равна 2 х 0.64-0.3 = 0.98 сек. Следовательно, частотная рефрактерность в относительных единицах равна R = 1/(0.98 х 10) = 0.102, а ее абсолютное значение - 0.102/10.3 = 0.010 сек. Подставляя в формулу 6.1 найденные опытные значения, находим, что наименьшее значение переменной части скрытого периода ответных реакций при К = 1 и М = 1 равно t = 4.9 мсек, отличаясь от найденной Гайсслером величины, 4.5 мсек, всего на 8%. Это довольно малое расхождение оценок искомой константы, полученных совершенно независимо разными способами, на разных выборках по психологическим и электрофизиологическим данным. Формула 6.1 была успешно проверена при разнообразных значениях

стр. 87

Таблица 2. Примеры реальных (IQR) и вычисленных (IQP) по ЭЭГ показателей успешности обучения школьников

Школьники IQR Р56 А5о r А4о r Р23 95% IQP
M13LEGIG
9363BERE
MO9ZDOTA
M14RADCH
O71KOTIN
F11TNAGI
M1OTNAGI
F11YAR1
F12CONDR
935OBERE
M11DEDKO
FO9SABLI
M11MASHI
M12LASTO
NOVIK81F
LIVEN86M
SIRYE82M ПО
STREL87F ПО
OVCIN86F ИЗ
CAPLY86F
DJAMA84M

Примечание: обозначения испытуемых и параметров уравнения.

Школьники - кодовые обозначения учащихся 1-11 классов. IQR - показатель успешности обучения, норма 100, стандартное отклонение 10 условных единиц. Р23 - показатель синхронизации, %, лоб справа - центр слева (F4-C3). Р56 - показатель синхронизации, %, затылок слева - затылок справа (01-02). А4оr - мощность колебаний, затылок справа (02) в полосе 11 Гц, условные единицы. А5оr - мощность колебаний, затылок слева (01) в полосе 12 Гц, условные единицы. IQP - вычисленный по ЭЭГ показатель успешности обучения, норма 100 условных единиц. 95% - доверительный интервал для данных в колонке IQP (удвоенная ошибка среднего значения). Отточия - пропущенные данные, ибо таблица слишком велика.

аргументов ( К ) и ( М ): оказалось, что она выражает закон скорости обработки информации, более точный и всеобъемлющий сравнительно с известными в психологии закономерностями [33].

В работах [16, 38 и др.] убедительно показано, что в условиях полной неопределенности критериев выбора относительное число решений, составляющих большинство, равно 0.61. В одних опытах испытуемые раскладывали на две кучки фасолины, красивые или нет. В других возвращали или не возвращали владельцу утерянный кошелек. Можно предположить в этих условиях, что неявных критериев выбора много, но не больше константы ( N ), найденной выше, поскольку это максимально возможное число нейронных волновых пакетов - простейших кодовых элементов в составе одного кодового слова, определяющего выбор. В этом случае искомое относительное число решений подчиняется формуле

Psychology of individual and group subject of activity - student2.ru

следующей из особенностей биномиального распределения исходов по каждому из критериев, приближенно описываемого при Psychology of individual and group subject of activity - student2.ru нормальным распределением, и оно при N = 9 в точности равно 0.61.

Наконец, заметим, что константа Ципфа, определяющая емкость словаря в любом языке по числу слов в тексте, также равна константе R = 0.1 Ливанова, и это третье неслучайное совпадение разных оценок этой константы [33].

Можно добавить, что вместе константы Ливанова и Бергера обеспечивают высокую точность и широкую сферу приложения основного психофизического закона [8, 33].

Разумеется, оба параметра ЭЭГ не исчерпывают всех возможностей прогноза разнообразных психологических показателей. Жизнь шире любой доктрины. За последнее пятилетие мы приступили к задаче выявления широкого набора информативных параметров ЭЭГ, способных пролить свет на более сложные особенности психики.

Практически важным является поиск способов объективной оценки интеллектуальных возможностей и прочих индивидуальных особенностей человека по параметрам ЭЭГ без того, чтобы выслушивать неизбежно субъективные, социально обусловленные ответы испытуемого на тестовые вопросы разного рода, как это принято до сих пор повсюду в мире.

7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

М.Н. Ливанов впервые обнаружил, что синхронность колебаний потенциалов ЭЭГ в разных пунктах мозга может служить мерой умственного напряжения [17], а Э.А. Голубева и ее сотрудники, в свою очередь, выявили дополнительный ряд ЭЭГ-индикаторов успешности обучения [6]. Полученные ими показатели мы использовали вместе с другими параметрами ЭЭГ в уравнениях линейной регрессии, связывающих успехи школьников с предполагаемыми нейрофизиологическими предикторами интеллектуального развития [11, 12, 35]. В.Н. Дружинин обратил внимание на важность полученных новых результатов в этой области [7]. Ниже дано описание одного из них (табл. 2).

С помощью множественного линейного регрессионного уравнения для каждого отдельного ребенка рассчитали по электроэнцефалограмме показатель успешного обучения, сравнив его с реальным показателем, полученным из школьных

стр. 88

оценок по ведущим предметам (100 единиц - среднее значение, 10 единиц - стандартное отклонение). В табл. 3 - примеры показателей и параметров ЭЭГ, по которым осуществлялся расчет.

В табл. 2 показаны результаты прогноза, взятые из начальной, средней и конечной части всего списка, включающего в себя кодовые обозначения 255 школьников.

Уравнение для расчета показателей успешности обучения:

IQP = 114.733-1.046 х Р56 + 0.019А5оr + 0.018 х А4оr + 0.631 х Р23, - (7.3)

Коэффициент корреляции между вычисленными по ЭЭГ и реальными достижениями школьников, равный 0.488, достоверно превышает нулевое значение при уровне значимости p < 0.01.

Обычно коэффициенты корреляции между показателями, вычисленными по результатам психологического тестирования, и реальными школьными оценкам не превышают 0.3-0.4, судя по обзору Треста [29], так что выявленная связь оказалась даже выше обычного уровня. Мы расцениваем этот факт как свидетельство в пользу объективных методов прогноза способности школьника к обучению. В большинстве случаев результаты прогноза совпали с реальными достижениями.

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ

Психологические портреты оцениваются разными способами, но опросник MMPI применялся, пожалуй, чаще всего. Он и был использован нами в первую очередь. В работе принимали участие Е.А. Киселева, Б.Г. Бовин, Л.Я. Зыбковец, Л.Р. Никандрова (Москва), И.Ю. Мышкин (Ярославль). Сначала были найдены наборы параметров ЭЭГ, определяющие такие особенности психики, как общительность или замкнутость человека, стремление приукрасить себя или, напротив, стремление к самоуничижению, трезвость в оценке окружающих или чрезмерная подозрительность, импульсивость в поступках и осторожность, взвешенность и т.п. Затем, пользуясь уравнениями множественной линейной регрессии уже без единого вопроса к испытуемому и только по параметрам ЭЭГ, мы рассчитали значения всех психологических показателей, составляющих портрет.

Значения одного из тринадцати психологических параметров ранжированного по величине, дано в табл. 3. Приводятся начало, середина и конец списка испытуемых, - всего 161 человек. В середине списка показаны случаи ошибочной диагностики: низкому реальному значению (колонка "4PD") соответствует высокое прогнозируемое значение (колонка "Pro"), и наоборот.

Другие параметры в табл. 3 имеют следующий смысл. 08В - относительная мощность альфа-ритма в лобной области справа (отведение F3 по системе 10/20) в полосе 8 Гц, вычисленная по формуле 08В = 100 х Xi/Xm, где Хт - удельное значение мощности в расчете на один Гц по всей длине оси частот от 0.2 до 25.6 Гц (кв. мкВ/Гц), Xi - значение мощности в указанной полосе (в данном случае от 8.0 до 8.8 Гц при шаге 0.2 Гц), 08Е - аналогичный показатель мощности колебаний в затылочной области слева (отведение 01). B2D -суммарная мощность колебаний в полосе частот бета-2 (19-24 Гц) в центральной области справа (в отведении С4); Z17 - мощность колебаний в бета-полосе 17 Гц, усредненная по всем отведениям в относительных единицах, пропорциональных квадрату амплитуды колебаний.

Предикторы 08Е, 08В, Z17, B2D связаны с параметром (4PD). Коэффициенты корреляции предикторов с этим параметром равны 0.41, 0.38, 0.41 и -0.36, соответственно. Их веса в уравнении для прогноза (в %) составляют 30, 7, 51 и 12. Коэффициент корреляции вычисленного значения (Pro) с параметром (4PD) равен +0.561.

Таблица 3. Нормированные тестовые (4PD) значения четвертой шкалы MMPI, параметры ЭЭГ, удвоенная ошибка прогноза (Ош) и прогнозируемая величина (Pro) шкалы.

Испытуемый 4PD 08Е 08В Z17 B2D Ош Pro
18GARYEV
18NERUSH ИЗ
19VASYNK
18CHUFAR
18FOMICH
18FEDULO
19GRISHI
18BLINOV
19BISTRE
18BOBROV
18ZELENT
19BESCHA
19CHERNO

Примечание: отточиями обозначены пропущенные строки в ранжированном списке испытуемых, коды которых указаны в левой колонке. Значения четвертой шкалы MMPI в колонке (4PD) нормированы для 69 испытуемых по стандартному отклонению 4PD = 70 + 10 х (Xi-Xm)/Sm, где Xi - значение шкалы MMPI конкретного 1-го испытуемого, вычисленное по результатам тестирования, Хm - ее среднее значение, Sm - стандартное отклонение. В колонке (Pro) - вычисленные по регрессионному уравнению значения четвертой (4PD) шкалы: Pro = 95.190 + 0.052 х 08Е + 0.-23 х 08В + 0.308 х Z17-0.043 х B2D. В колонке (Ош) - удвоенная ошибка вычисленного значения, определяющая 95% доверительный интервал.

стр. 89

Психологический смысл четвертой шкалы (4PD) раскрыт в руководствах типа [3]. Людям с высокими оценками по этой шкале свойственны часто асоциальные и антисоциальные поступки. Нередко такой человек подавляет окружающих, заставляя выполнять свою волю. Их не любят - это конфликтные люди. Такие типы в среде "новых русских" в первую очередь умирают не своей смертью, а среди политиков они могут взобраться на высокую ступень.

Важно то, что информация, в совокупности составляющая психологический портрет личности, может быть получена в отношении конкретного человека без единого вопроса к нему, только по параметрам фоновой электроэнцефалограммы, причем с определенной точностью, достигающей 95% и выше. Чем выше прогнозируемая величина шкалы, тем выше точность прогноза. Возникает этическая проблема. Если участие человека в обследовании с помощью тестов неизбежно обусловлено его согласием отвечать на вопросы, то в нашем случае его психологический портрет может быть выявлен по записи электроэнцефалограммы, сделанной, например, в клинике по медицинским показаниям, т.е. независимо от разрешения человека. Такой вторжение в частную жизнь, подобно подслушиванию телефонных разговоров, недопустимо. Требуется, очевидно, учитывать соответствующие законодательные акты.

Следует добавить, что личностные характеристики по тесту MMPI успешно используются с учетом программ регрессионного анализа, разработанных нами для диагностики профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел [2].

Таким образом, не только инструментальные показатели типа объема памяти или времени принятия решения, но и более сложные тестовые показатели, отражающие разнообразные личностные особенности, правильно прогнозируются по характеристикам когерентных колебаний нейронной активности, а именно, по параметрам электроэнцефалограммы.

Отражаются ли тонкие эмоциональные переживания человека в параметрах ЭЭГ? Известно, что в так называемых "детекторах лжи" об эмоциональном отклике судят, в первую очередь, по кожно-гальваническим реакциям, изменению ритмов сердечной деятельности и дыхания, по изменению артериального давления и непроизвольным движениям человека. Считается, что метод достаточно чувствителен [30], но мы предположили, что по параметрам ЭЭГ можно осуществить гораздо более тонкую диагностику эмоций, переживаемых человеком.

9. ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПАРАМЕТРАХ ЭЭГ

В исследованиях Т.С. Князевой было высказано предположение, что тонкие эмоциональные переживания, сопровождающие восприятие музыки, отражаются в параметрах ЭЭГ в момент восприятия. В ее опытах несколько десятков испытуемых, музыкантов и немузыкантов, слушали во время записи ЭЭГ музыкальные отрывки из произведений Моцарта, Шумана и Ребикова. По окончании прослушивания испытуемые оценивали каждый отрывок по степени эмоционального воздействия (по десятибалльной шкале), пользуясь набором из 18 шкал семантического дифференциала.

Оказалось, что оценки музыки "радостная, задумчивая, ликующая, печальная, тоскливая, грустная, спокойная, сдержанная, энергичная, порывистая, стремительная, нежная, мягкая, светлая, напряженная, тяжелая, приятная, добрая" и др. прогнозируются по наборам параметров ЭЭГ с приемлемой достоверностью [14].

10. ИТОГИ И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Синтез нейрофизиологических и психологических данных в рамках системной теории, заложенной трудами Б.Ф. Ломова, М.Н. Ливанова и других отечественных исследователей, привел за последнее пятилетие к интересным, на наш взгляд, результатам.

На рубеже веков психологическая наука изменилась качественно. До сих пор триада феномены - законы - константы, отражающая ступени развития любой фундаментальной науки, не относилась к психологии. Недоставало двух последних звеньев. Психологические закономерности, полученные ранее опытным путем, не отличались ни широтой, ни точностью. Универсальные константы, определяющие действие разных психологических законов, вовсе не были известны. Наши исследования, выполненные в области когнитивной психофизиологии, восполнили этот пробел. Оказалось, что данная триада вполне приложима и к нашей науке. В психологии впервые появились физиологические константы, объясняющие количественно фундаментальные психологические явления - емкость и быстродействие памяти. Подобно физике, химии, генетике, на рубеже двух веков, после долгого пути, психология, наука о душе человека, нашла свое законное место в семье фундаментальных наук.

Весьма перспективным является еще одно направление в области когнитивной психофизиологии, возглавляемое Е.Н. Соколовым [28]. Глубоко обоснованная им идея пространственного векторного кодирования как бы ортогональна к представлениям о циклических кодах, развивае-

стр. 90

мых нашим коллективом, и было бы полезно сосредоточиться на изучении взаимосвязи пространственных и временных нейронных кодов.

Одна из ближайших задач - расширить набор психологических показателей, поддающихся прогнозу по электрофизиологическим параметрам деятельности головного мозга. К ним, вероятно, относятся показатели музыкальной, художественной, спортивной, лингвистической и социальной одаренности. Еще одна важная задача - научиться управлять окружающей человека техникой, например, компьютерами, транспортом, учитывая разнообразные характеристики электрической активности мозга (магнито-, электроэнцефалограммы) в реальном времени. Интересны в этой связи исследования И.В. Мальцевой, Г.-Г. Гайсслера и Е. Башара [37].

Далее, на стыке медицины и психологии было бы полезно найти нейрофизиологические предикторы отклоняющегося поведения, объективные показатели склонности человека к различным зависимостям, включая наркотическую, а также тонкие объективные признаки всевозможных расстройств деятельности мозга, в частности, расстройств памяти. Этим заняты И.К. Шеховцев и Е.А. Киселева, работающие по согласованной с нами программе. Близки по направленности и работы коллективов профессоров Г.А. Аминева из Уфы и И.В. Боева из Ставрополя.

Наиболее важная задача - использовать найденные закономерности и константы для моделирования человеческого интеллекта и создания в дальнейшем искусственного планетарного, как это ни фантастично пока звучит, суперинтеллекта из множества компьютеров, связанных в сети, напоминающие нейронные. Мощный интернациональный искусственный интеллект станет способен к творчеству и далекому прогнозу событий, надежно защитив людей от бессмысленных конфликтов, стихийных и экологических бедствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергер Г. Электроэнцефалограмма человека // Успехи современной биологии. 1933. Т. 26. Вып. 3. С. 94-95.

2. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.

3. Бовин Б.Г. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел // Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина и др. М: Изд. НИЦПМО МВД РФ, 1997.

4. Бычкова Л.П. Влияние структуры стимульного ряда и его субъективного представления на продуктивность кратковременного запоминания. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Институт психологии РАН, 1999.

5. Бычкова Л.П. Субъективные единицы восприятия при кратковременном запоминании // Материалы XIII съезда общества психологов. Ярославль, 1998.

6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. МПб.: Изд-во "Питер Ком", 1999.

8. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика / Под ред. М.Н. Ливанова и Б.Ф. Ломова. М., 1977.

9. Зубов Н.В. Исследование феноменологических уравнений нейродинамики. Автореф. дисс. канд. физ.-мат. наук. Л.: ЛГУ, 1980.

10. Лебедев А.Н. Психофизиология памяти // Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Изд-во "Инфра-М", 2001. С. 128-141.

11. Лебедев А.Н., Артеменко О.И., Белехов Ю.Н. Диагностика интеллектуальной одаренности по электроэнцефалограмме // Психологическое обозрение. 1997. N 1(4). С. 34-38.

12. Лебедев А.Н., Артеменко О.И., Белехов Ю.Н. Диагностика интеллектуальной одаренности // Труды Института психологии РАН. Изд-во ИП РАН. Вып. 2. 1997. С. 274-281.

13. Лебедев А.Н., Бычкова Л.П., Скопинцева Н.А. Объем кратковременной памяти и прогноз успеваемости учащихся // Труды Института психологии РАН. Вып. 2. 1997. С. 66-73.

14. Лебедев А.Н., Князева Т.С. Электрофизиологические предикторы субъективных оценок музыки разных композиторов // Психол. журн. 1999. N 6. С. 72-79.

15. Лебедев А.Н., Луцкий В.А. Расчет закономерностей зрительного восприятия по частотным характеристикам электроэнцефалограммы // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1972. Вып. 4. С. 95-134.

16. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М., Прогресс, 1991.

17. Ливанов М.Н. Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. Избранные труды. М.: Наука, 1989.

18. Маркина А.В., Мальцева И.В., Лебедев А.Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти // Психол. журн. 1995. N 2. С. 128-132.

19. Маркина А.В., Пашина А.Х., Мальцева И.В. Связь параметров альфа-ритма фоновой электроэнцефалограммы с особенностями темперамента и эмоциональной сферы человека // Тезисы II съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск, 1995.

20. Маркина А.В., Пашина А.Х., Руманова Н.Е. Электроэнцефалографические предикторы темпера- ментальной структуры человека. VI Всероссийская научная конференция "Состояние и проблемы измерений". 1999 г. II часть. С. 335-336.

21. Маркина А.В., Пашина А.Х., Руманова Н.Б. Связь ритмов электроэнцефалограммы с когнитивно-личностными особенностями человека // Психол. журн. 2000. N 5. С. 48-55.

стр. 91

22. Песин Я.Б. О поведении решений одного сильно нелинейного дифференциального уравнения с запаздывающим аргументом // Дифференц. уравнения. 1974. N 6. С. 1025-1036.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

24. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М., 1990.

25. Скопинцева Н.А. Связь разнообразия сигналов и объема кратковременной памяти // II съезд Российского психологического общества. Психология и практика. Ярославль, 1988. Т. 4. Вып. 1. С. 166-167.

26. Скопинцева Н.А., Быкова Л.П. Зависимость размера субъективного алфавита от размера объективного алфавита запоминаемых сигналов // VI Всероссийская научно- техническая конференция "Состояние и проблемы измерений". Москва, 1999. II часть. С. 309.

27. Скопинцева Н.А., Бычкова Л.П. Перспективы исследования памяти // VII Всероссийская научно-техническая конференция "Состояние и проблемы измерений". Москва, 2000. С. 184-185.

28. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 1989.

29. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология. 1999. N 11. С. 19-29.

30. Холодный Ю.М. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. М.: Издательский дом "Мир безопасности", 2000.

31. Giessler H-G. Foundations of Quantized Processing // Psychophysical Exploration of Mental Structures / Eds. by H.-G., Geissler. New York. Hogrefe and Huber Publ. 1990. P. 193-210.

32. Jarvilehto T. A new combination of methods for the study of neural mechanisms of mental activity // Sovietfinnish symposium on psychphysiology / Eds. by Timo Jarvilehto and oth. Publication of the Finnish-Soviet Committee on Scientific- Technological Cooperation. 1982. N15. P. 231-251.

33. Lebedev A.N. The way from Weber's constant to laws of cognitive psychology // Synergie, Syntropie, Nichtlin-eare Systeme. Verlag im Wissenschaftzentrum Leipzig, 2000. Heft 6. P. 323-344.

34. Lebedev A.N. The oscillatory mechanisms of memory // Cognitive Processing, International Quarterly of Cognitive Sciences. 2001. V. 2. P. 57-66.

35. Lebedev A.N., Artemenko O.I. EEG Indices of Intellectual Abilities // Quantitative and Topological EEG and MEG analysis: III International Hans Berger Congress / Eds. Herbert Witte and oth. Druckhaus Mayer Verlag GMBH Jena-Erlangen, 1997. P. 133-135.

36. Lebedev A.N., Mayorov V.V., Myshkin I.Yu. The wave model of memory // Neurocomputers and attention. V. 1. Neurobiology, Synchronisation and Chaos / Eds. A.V. Holden and V.I. Kryukov. Manchester University Press, 1991. P. 53-60.

37. Maltseva I.V., Geissler H.-G., Basar E. Alpha oscillations as an indicator of dynamic memory operations - anticipation of omitted stimuli // International J. of Psycho- physiology. 2000. V. 36. P. 185-197.

38. McGraw KM. Subective probabilities and moral judgments // J. of Experimental and Social Psychology. 1985. V. 14. P. 501-518.

Наши рекомендации