Место и роль любви в нашей концепции.
В этой работе я вроде бы достаточно комплексно берусь отразить принципы, которыми руководствуются разнополые партнеры при оценке и выборе друг друга. Причем, написав уже достаточно много, еще почти ни слова я не обмолвился о любви.
Да, вы не ошиблись. Автор действительно собирается в рамках этой работы рассмотреть это бесконечно заезженное художественной культурой и до сих пор поистине непостижимое явление.
Точнее сказать, особый интерес для нас будет представлять не сам феномен любви и уж тем более не его физиологическая сторона, а та бесконечно сопутствующая ему мелочная торговля.
Выше, пользуясь различными ракурсами, я пытался понять, какими же принципами руководствуются молодые люди и девушки, выбирая друг друга.
Однако если задать вопрос, которым в этой работе озадачен автор, не испорченному наукой человеку, то ответ, скорее всего, будет следующий: в пары объединяются те люди, которые любят, нравятся друг другу. И это для нормального человека настолько очевидно, что ему будет непонятно, что же здесь еще можно дополнительно исследовать.
Что самое интересное, понятия любви и симпатии, лежащие в основе формирования пар, вовсе не противоречат большинству сказанного в этой работе. Просто автор пытается понять, что же на самом деле стоит за этими сложным и многозначным понятием ¾ любовь.
И все-таки, чтобы не терять преемственность между традиционным для общественного сознания пониманием нашей темы и введенной автором моделью, необходимо определить в ней место и суть любви.
По двум причинам не хочется уподобляться множеству авторов и давать здесь сто первое определение любви. Во-первых, каждый пишущий о любви теоретик, даже претендующий на объективность, в той или иной степени пишет о том, как это явление предстало перед ним именно в его жизни. Во-вторых, любовь как субъективное переживание слишком сложна, можно сказать, сакральна для того, чтобы стать предметом исследования, претендующего хоть на какую-то степень научности.
Также скажу, что не намерен уподобляться многим авторам, которые делят любовь на истинную и неистинную (псевдолюбовь).
Однако порядка ради упомяну, что же об этом пишут другие.
Для того чтобы отличить “подлинный продукт” от “суррогата” особое внимание авторы рекомендуют обращать на интенсивность переживания, склонность к самопожертвованию и пр. Кто-то верным признаком истинной любви считает сильное нарушение когнитивных и вегетативных функций; кто-то считает, что Любовь ¾ это отдающее, заботливое действие.
С особой же обстоятельностью авторы обрушиваются на тех, кто смеет называть Любовью ее неистинные проявления, любвиподобные состояния и действия.
Так что мне, возможно, будет трудно отбиваться от критики. И все же продолжу.
Я бы хотел написать не о том, как человек переживает чувство любви, а о том, как он себя ведет, находясь под влиянием этого чувства, в конкретной ситуации.
Было бы не лишним напомнить, что основой любовного переживания является проявление полового влечения, отраженного сквозь призму личности переживающего[9].
Наша биологическая природа очень умело манипулирует нашим сознанием, выдавая свои видовые интересы, заключающиеся в увеличении поголовья индивидов, за интересы личности. С целью создания следующего поколения биологическая природа человека средствами нейро-гуморальной регуляции озабочивает молодые головы амурным вопросом[10].
Поскольку человек ¾ существо не только биологическое, но еще и духовное, либидо является ему в виде субъективно очень разных переживаний. Различия в любовных переживаниях напрямую обусловлены личностью субъекта. Понятно, что одно и то же по своим истокам влечение нарисует очень даже разные картинки в сознании людей с разным культурным, нравственным уровнем (системой усвоенных запретов). Различия в том, что одному человеку объект его любви видится подходящей самкой (самцом), а другому он явится ангелоподобной Музой, связанны с тем, выражаясь психоаналитически, в какой форме Супер-Эго данного человека позволяет пропустить в его сознание энергию Либидо. Вот и вся разница[11].
Итак, моя позиция состоит в том, что каждый человек имеет право применять к своей форме переживания, влечения термин “любовь” (вне зависимости от того, кто он ¾ высокоорганизованная творческая личность или представитель общественного дна). Каждый случай любви уникален и неповторим так же, как и каждая личность.
Переживание этого состояния схоже с калейдоскопом, ¾ имея одни и те же составляющие, оно каждый раз даже одному и тому же человеку в различные моменты жизни является уже в новой маске, с новыми оттенками.
Что же тогда говорить о различных воплощениях этого чувства у разных миров-людей?
Для иллюстрации предложу один глупый разговор из одного глупого телевизионного ток-шоу, посвященного семейным отношениям:
Женщина, героиня передачи, рассказывает о своих отношениях и переживаниях, называя их любовью. Другая (из зала) задает ей вопрос:
¾ Вот вы говорите, что вы любили, а вот когда вы на любимого смотрели, у вас сердце замирало?
¾ В смысле как замирало?
¾ Ну, вот так, когда по телу дрожь проходит и дышать трудно становиться, ¾ и вторая женщина привстает и показывает всему залу, как в ее случае выглядело подобное вегетативное расстройство.
¾ Нет, лично у меня именно в такой форме не замирало, у меня было совсем по-другому…
¾ И у вас после этого хватает совести заявлять, что вы Любили по-настоящему, не смейте больше никогда употреблять это слово (Любовь), вы его не достойны!
Этот пример еще раз показывает, что люди принимают именно свою форму переживания любви за стандартный эталон, лишая тем самым других и даже самих себя права называть любовью несколько другое по форме, хотя и имеющее ту же силу и истоки, переживание.
И уж никогда нам, смертным, не понять, что любовь гомосексуала, педофила, зоофила, некрофила, Чикат… ¾ это тоже любовь.
А теперь давайте выделим один общий критерий, благодаря которому достаточно разные переживания, мотивы и действия разных людей называют одним и тем же словом ¾ любовь.
Итак, я предлагаю отказаться от попыток определить критерий любви по окраске и содержанию субъективного переживания. Они у всех разные.
Однако считаю, что любовь можно диагностировать на внешнем поведенческом и мотивационном уровне направленности, не вдаваясь в трудно познаваемый внутренний мир личности. Этот квалифицирующий признак любви, по которому можно определить наличие оной в отношениях партнеров и ее интенсивность заключается в заинтересованности субъекта любви в своем объекте, в том, какое значение он ему придает, как высоко ценит, какое место занимает “любимый” в иерархии ценностей “любящего”.
Причем это определение любви распространяется на более широкий спектр отношений, чем отношения разнополых партнеров. Любовь как признание субъектом высокой для себя ценности объекта, распространяется также и на прочие отношения людей к другим людям, и даже вещам и к абстракциям. Например, любовь к детям, родителям, человечеству, деньгам, истине, Богу, деликатесам, в конце концов, имеет тот же признак.
А теперь давайте опишем, что же такое любовь с изложенной в этой работе позиции и в соответствующей терминологии.
Необходимо разделить:
1. Любовь как восприятие и отношение одного человека к другому, субъекта к объекту, партнера-П к партнеру-Т; то есть любовь как одностороннее отношение.
2. Любовь как форма взаимоотношений двух людей, где одновременно каждый относиться ко второму с любовью (см. на 2 строчки выше); то есть любовь как двустороннее взаимоотношение.
Итак, в нашей терминологии, любовь (как отношение) ¾ это высокая (или завышенная по сравнению с рыночной) субъективная оценка партнера-Т данным партнером-П. А очень сильная (большая, настоящая) любовь ¾ это абсолютно высокая (почти 100 или даже 100 у.е.) субъективная оценка любящим своего любимого (любимой). И в последнем случае объективная и рыночная цены любимого уже не имеют ни какого значения для любящего. Ведь он любит и ценит любимого на все 100.
И в таком случае любящий оказывается совершенно ослеплен и беззащитен. Не известно как на его признания отреагирует его избранник (объект любви).
Возможны следующие варианты:
а) Последний в случае ответной такой же сильной любви может согласиться пойти на договор, где обе стороны будут оценивать друг друга на 10 у.е. ¾ и полная идиллия! (К сожалению, в природе и обществе встречается еще реже, чем в произведениях литературы и пр. искусства).
б) Объект любви с той или иной степенью корректности честно донесет до влюбленного мысль, что ответного чувства у него нет, и, следовательно, перспектив отношений тоже не предвидится. Что явится глубочайшей трагедией для влюбленного, но куда меньшей, чем в следующем случае.
в) Объект любви смекнет, что хоть ему этот человек совсем и не симпатичен, однако, воспользовавшись его отношением, можно будет заключить сделку на очень выгодных для себя условиях. И после этого любимый начинает набивать себе цену, показывать как субъективно низко он его ценит влюбленного в него человека, одним словом спекулировать. А делается это для того чтобы проверить силу заявленной любви, прощупать в каких пределах можно развести такого любящего на доплату, то есть с какой максимальной разницей в договорных ценах этот влюбленный пойдет на сделку.
Ведь когда человек всерьез влюблен, любит другого человека, он очень высоко (дорого) его ценит, т.е. готов честно платить за то чтобы быть с ним вместе высокую цену. Причем, будучи влюбленным, человек уже не думает о том, что объект его любви может выйти на сделку только с договорной ценой значительно превышающей рыночную.
И несмотря на то, что и субъект этой большой и светлой любви и ее объект понимают смысл того торга, который между ними происходит в процессе подготовки к сделке (ухаживания), тем не менее и та и другая сторона идут на сделку. Просто любящий не смотря на все происходящие и будущие унижения все равно хочет быть рядом с этим человеком, а последний, понимая, что ему не симпатичен этот человек, соглашается заключить с ним договор ради факторов доплаты.
И с одной стороны влюбленный при этом может сильно страдать, а с другой ¾ обе стороны получают то, что хотели. Нормальная такая сделка.
А теперь, чтобы у читателя не сложилось впечатление, что автор вообще ни в каких богов не верит, поговорим о любви как взаимоотношении. Любви взаимной, где оба партнера субъективно оценивают друг друга очень высоко, прям таки на все 10 у.е., то есть каждый считает, что его любимый ¾ самый лучший вариант из всех возможных.
Итак, когда оба партнера оценивают друг друга в равной степени очень высоко, и договариваются об этом, прочие виды цен теряют свое значение.
Партнер А: Партнер Б:
Цена Субъективная ¾ 10 у.е. Цена Субъективная ¾ 10 у.е.
Объективная ¾ неважно Объективная ¾ неважно
Рыночная ¾ неважно Рыночная ¾ неважно
Самооценка ¾ неважно Самооценка ¾ неважно
Договорная ¾ 10 у.е. Договорная ¾ 10 у.е.
Интегральная ¾ неважно Интегральная ¾ неважно
Вывод: Просто люди любят друг друга. И какая разница, что у них разный социометрический статус, что у них разное количество достоинств и недостатков, разное количество имущества и пр. В случае если каждый партнер считает, что второй для него безгранично ценен, и что они друг другу ничего не должны, но при этом одна сторона дает больше чем берет, ¾ то это не доплата, это дар любящего человека.
Так что, если кто-то спросит меня: “А вы верите в любовь?”
Я отвечу: “Да верю!”
Только чтобы, вернуть уважаемого читателя с высот Олимпа на не всегда сухую и комфортную землю, озадачу его вопросом: А как часто вы встречаете в парах именно такой тип отношений, в особенности в парах сформированных хоть чуть более двух недель назад?
А теперь поговорим еще об одном противоречии любви.
Тому, кто любит по настоящему, любимый нужен уже по любой цене. Чем больше и сильнее ты любишь, тем больше ты готов заплатить. Любящий заинтересован в союзе с любимым, любимый ему нужен, он хочет своего любимого…
Хочет быть с ним, познавая экзистенцию вместе, хочет иметь его как собственность, хочет использовать его или заботиться о нем, но ведь хочет…
Стоп…
Мы подошли к одному из ключевых противоречий в понимании сущности любви.
Некоторые авторы[12], в своих попытках отличить высшие формы Любви (с большой буквы) от ее менее благородных проявлений, делают акцент на то, что настоящая, истинная Любовь предполагает альтруистическую заботу, бескорыстную отдачу, в то время как низменные любвиподобные суррогаты ориентированны на эгоистическое потребление любимого любящим.
Если не вдаваться подробно в анализ предлагаемых авторами видов и форм любви, то условно все ее проявления можно поделить на два вида: Любовь дающая (как раз и есть та самая истинная, настоящая, с большой буквы) и любовь потребительская (берущая, эгоистичная, вообщем ¾ неистинная).
Так вот, противоречие в том, что выведенным критерием любви является сверхсильная заинтересованность, желание, хотение Любимого Любящим. И, в то же время, истинная Любовь предполагает самоотверженность (читай: себя отвержение), заботливое действие, направление всех сил и интересов Любящего на своего Любимого и его интересы.
Итак, когда Любящий любит, кого же он все-таки любит больше: своего Любимого или же, желая его получить в длительное пользование и собственность, Любящий любит, прежде всего, себя самого?!
Давайте думать.
Различная степень интенсивности любви потребительской может породить множество форм ее выражения в поведении субъекта. При низкой заинтересованности в желаемом-любимом, субъект потребности согласится потреблять своего объекта только по низким ценам, скупясь на свои душевные и прочие резервы. Это будет понято объектом такой любви, как непорядочное эгоистическое потребление. В данном случае предложение превысило спрос (субъективная оценка партнера-Т в данной паре ниже его самооценки), и этот партнер-Т совершенно обоснованно считает, что его низко ценят, а если и любят, то только потребительски.
Но в другом случае, если наш субъект настолько сильно полюбит-захочет свой объект (конфетку, машинку, девушку, дедушку и т.п.), что поставит его на высокое место в своей иерархии жизненных ценностей, то влюбленный, я вам гарантирую, проявит неслыханную заботу и участие, чтобы доказать свою Любовь делом. Да только делаться это будет, для того чтобы заполучить свой идеал в пользование желательно на долгий срок, с гарантией, построить серьезные отношения, а не случайную связь.
Думая о совместном будущем, а не о ближайшей ночи, влюбленный будет все делать обстоятельно. Заботясь о своем глубоком, полном, да еще и с перспективой, удовлетворении, причем далеко не только сексуальном, любящий - хотящий будет неустанно проявлять внимание, заботу, ласку, понимание, уважение и т.д. И реальной помощи, заботы и любви от действительно заинтересованного в отношениях, пусть и, прежде всего, гормонально детерминированного человека будет не меньше, чем от человека альтруистичного по мировоззрению, но не заинтересованного в отношениях лично. А потом появится привязанность...
И уж тут объект такой любви, вряд ли скажет, что к нему относятся потребительски, скорее он заявит: этот человек любит меня не просто на словах, по-настоящему. Пусть факт потребительства налицо, зато за все достойно уплачено.
Противоречие разрешено ¾ тот, кто больше хочет любимого, тот больше его ценит (согласен купить его за высокую цену). Кто больше ценит, тот заинтересован доказывать свою любовь на деле, заботиться о любимом, хорошо к нему относиться, отдавать, дарить себя, только бы удержать желаемого.
Так что получается, что противопоставление в любовных отношениях любви субъекта к своему объекту и к себе совершенно безосновательно. Такова диалектика и единства противоположностей.
А теперь, рассмотрев, что же есть любовь в нашей парадигме, и в чем разница меж любовью дающей и потребительской, меж истинной и суррогатной, вернемся к факторам доплаты.
Итак, мы узнали, что в большинстве случаев даже во взаимно любящей паре есть тот, кому эти отношения более важны, то есть ¾ тот, кто любит и, следовательно, платит больше.
Так вот, изюминка в том, что любовь, не в смысле субъективного переживания, а в смысле заботливого действия (хотя второе в любви является следствием первого) может рассматриваться в нашей системе, как одно из средств доплаты при мене неравноценных партнеров друг на друга.
Пусть мы оба признаем, что ты несколько красивей умней и лучше меня, однако я куда больше люблю тебя, чем ты меня, и я готов неустанно заботиться о тебе без претензий на взаимность в этом. В результате мы ¾ ты со своей красотой и умом и я со своей заботой и готовностью постоянно доказать делом свою любовь ¾- равноценная пара. Мы, вкупе со всем перечисленным, стоим друг друга. И поэтому наши отношения (наша сделка) взаимопривлекательна.
Все понятно?!
Ну и слава Аллаху!