Quot;МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" И ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ученый Б. Ф. Скиннер провел несколько экспериментов (1948, 1992), в которых он продемонстрировал необычное яв-,; ление, названное им "магическим мышлением". Он кормил голубей каждые пятнадцать секунд независимо от того, что де­лали в этот момент птицы. Этот процесс изменил их поведе­ние. Каждая птица теперь повторяла особые движения, напри­мер, поворачивалась вокруг себя, поворачивала по особенному голову и так далее. Это говорило о том, что птицы считали, что такое поведение побуждает их кормильца дать им еду.

Возможно, некоторые формы технического анализа, не имеющие логического объяснения, просто являются такими ритуалами, которые повторяются инвесторами, однажды удачно сделавшими деньги, следуя такому "анализу".

Quot;МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" И ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - student2.ru

Рисунок34 Немецкая марка/швейцарский франк. График показывает, что произошло после прорыва немецкой марки/швейцарского франка весной 1989 года. Использование трендовой линии и скользящих сред­них позволяет легко рассчитать протяженность во времени этого рынка.

подтверждения объемов

Четвертая категория индикатора тренда — объем. Самое извест­ное правило объема заключается в принципе Доу: "Объем дол­жен подтверждать тренд". Если рынок идет наверх, объем будет выше на подъемах, чем на спадах. Это можно увидеть прямо из колонок объема на графике. Основание для этого правила очень простое. Когда объем большой при повышениях цен, это гово­рит о том, что инвесторы склонны забирать прибыль слишком быстро (позиции самозащиты). Но затем они начинают сожалеть о своих действиях и хотят снова купить. Большой оборот на по­вышениях, таким образом, гарантирует продолжительный спрос ниже текущей рыночной цены.

Иногда этот принцип объясняется так называемым "балансо­вым объемом". С помощью этого метода, внедренного Джозе­фом Гранвиллем, и с помощью графика цен нарисовано поведе­ние накопленного объема, где объем положительный в дни с поднимающимися ценами и отрицательный в дни со снижаю­щимися ценами. Это делает видимой перспективу, на протяже­нии которой объем подтверждает тренд. В краткосрочном пери­оде объем также важный инструмент. Существует три правила, которые следует знать.

Первое правило гласит: если рынок открывается с изменени­ями относительно закрытия предыдущего дня с большим объемом, чаще всего на протяжении дня будет наблюдаться коррекция по направлению к цене предыдущего закрытия. Причина в том, что большой объем утром чаще всего имеет место благодаря людям, торгующим на основе ночных новостей, таким образом, это бу­дет полностью дисконтироваться в цене.

Второе правило, касающееся краткосрочных торговых диапа­зонов, удивит многих. В торговых диапазонах оборот обычно располагается почти исключительно в зонах поддержки и сопро­тивления. Когда цена движется между ними, торговля стихает. Это правило гласит: прорыв будет иметь место в той стороне, на которой объем склонен к снижению. В действительности это по­разительное правило просто повторение предыдущего наблюде­ния — чем выше объем, тем сильнее становится зона поддержки или сопротивления.

Третье правило, касающееся объема, самое сложное для при­менения на практике. Обычно сильный рост объема ожидается после прорыва из зоны скопления. Это самоупрочняющийся сигнал, но только если он возникнет после прорыва. Если объем в течение дня большой (в то время, пока проверяется зона под­держки или сопротивления в течение дня), это говорит о том, что возникновение прорыва становится менее вероятным. По той же причине прорывы на вялых рынках, например перед праздника­ми, зачастую бывают самыми лучшими сигналами. Самые луч­шие в году торговые дни чартиста между Рождеством и Новым годом.

семь теорий, объясняющих необычные фигуры объемов торговли

"Принимайте убытки и позволяйте прибыли расти". Это прави­ло имеет смысл на рынке, на котором преобладают положитель­ные контуры обратной связи и тренды. Если предположить, что этому правилу последуют все, тогда на бычьих рынках был бы маленький объем, а на медвежьих рынках большой. Однако в действительности на бычьих рынках объем торговли намного больший, чем на медвежьем рынке. Поэтому люди склонны уре­зать прибыль и позволять убыткам расти. Существует семь теоре­тических подходов, объясняющих это: теория перспективы, эф­фект определенности, позиции самозащиты, теория сожаления, отделы мозга, когнитивный диссонанс и чрезмерная самоуве­ренность.

Теория перспективы, разработанная Канеманом и Тверски1 (1979), один из самых часто приводимых в качестве примера и лучших документально подтвержденных явлений в экономи­ческой психологии. Теория утверждает, что мы имеем беспри­чинную склонность быть менее готовым рисковать прибылью, чем убытками. Ученые провели серию экспериментов, пока­завших, что люди не принимают разумных инвестиционных решений, даже если они находятся перед простым набором альтернатив. Одной группе людей была представлена следую­щая проблема:

В дополнение к тому, что вы уже имеете, вам дали $1000. Теперь попросим вас выбрать одно из двух:

• верный заработок в $500;

• 50% шансов за то, что вы заработаете $1000, и 50% шансов за то,
что вы не заработаете ничего.

Случилось так, что 84% отвечающих выбрали верный зарабо­ток, тогда как 16% предпочли сыграть на большую ставку. 1 Kahneman, Tversky.

Далее ученые пригласили другую группу и задали следующий вопрос:

В дополнение к тому, что вы уже имеете, вам дали $2000. Теперь попросим вас выбрать одно из двух:

• верный убыток в $500;

• 50% шансов за то, что вы потеряете $1000, и 50% шансов за то,
что вы не потеряете ничего.

Задача, абсолютно сходная с предыдущей, а вот результаты — нет: 31% опрошенных предпочли верный убыток, 69% решили поставить на меньший убыток. Если это перевести на язык фон­довой торговли, станет понятно: мы меньше готовы рисковать потерей прибыли, чем рисковать тем, что позволим убыткам рас­ти еще больше. Другими словами: мы больше расположены за­крывать прибыльные позиции, нежели убыточные. Таким обра­зом, на поднимающихся рынках объем торговли больше.

Другое вероятное объяснение дал Алаис (Alais) (1953), разработав­ший теорию так называемого эффекта определенности. Эта тео­рия обращает особое внимание на то, как мы справляемся с по­тенциальной прибылью. Алаис обнаружил, что мы предпочита­ем определенную прибыль небольшого размера неопределенной и вероятностной прибыли намного большего размера, даже если последний статистический показатель говорит, что вероятность успеха высока. Итак, представьте, что у вас есть акция, которая поднялась. Теперь вы можете выбрать между определенной при­былью (позвонить прямо сейчас своему брокеру, продать акцию и взять свою прибыль!) или очень высокой вероятностью, что ак­ция будет продолжать расти. Так что же вы предпочтете? Боль­шинство, похоже, позвонит своему брокеру.

Позиции самозащиты также могут объяснить наблюдаемый фе­номен. Правда, немного смущает само выражение "брать убыт­ки", а не "брать прибыль". Поэтому мы избегаем "брать убытки".

Конечно, существует соответствующая теория для объяснения, как мы ведем себя, когда сталкиваемся с потерями. Она называется (не очень-то и удивительно!) теорией сожаления и формулиру­ется примерно так: чтобы минимизировать чувство сожаления, когда мы приняли неправильное решение, мы избегаем действий, делающих слишком очевидным для нас и других, насколько не­правильным было это решение. Продажа акции и, таким образом, принятие убытков становится болезненнее и неприятнее (когда придется отчитываться перед бухгалтером, налоговым инспекто­ром, а также своей семьей) и вызывает более сильное чувство со­жаления, чем ведение записей об убытках, в надежде на лучшее. Меир Статман описывал это следующим образом:

В итоге люди торгуют по обеим причинам: и по когнитивной, и по эмоциональной. Они торгуют потому, что думают, что у них есть информация, когда у них нет ничего, кроме шумихи, они торгуют потому, что торговля может вызвать чувство гордости. Торговля вызывает гордость, когда решения оказываются хорошими, но она же приносит и сожаления, когда решения не оказываются хоро­шими. Инвесторы пытаются избегать боли сожаления, избегая реализации убытков, используя инвестиционных консультантов в роли козлов отпущения и избегая компаний с плохой репутацией.

чрезмерная самоуверенность

Прекрасно верить в себя, и это вполне нормально. Существует серьезное исследование, показывающее, что большинство людей оценивают себя выше среднего значения почти по всем положи­тельным личным качествам: способность управлять автомобилем, умение руководить, атлетические способности, умение ладить с другими, чувство юмора, административное принятие риска и ожи­даемое долголетие.

Конечно, в среднем мы не можем быть лучше, чем в среднем все люди. Поэтому вполне понятно, что мы — в среднем — чрезмерно самоуверенны. Излишняя самоуверенность может происходить от различных когнитивных и разрешающих процессов, а может быть соединена и с позициями самозащиты.

На финансовых рынках понятие излишней самоуверенности может помочь объяснить наличие большого объема наблюдаемых сделок на протяжении роста рынка. Конечно, когда рынки идут вниз, самоуверенность пошатывается, и объемы уменьшаются. Еще один возможный эффект, конечно, создание сверхпротяженных бычьих рынков.

Шефрин и Статман в 1985 году предложили объяснение, почему люди нерасположены брать свои убытки.

Это — пятая теория о так называемых отделах мозга. Основ­ной ее постулат гласит: мы склонны разделять переменные на разные отделы и обращаться с каждым из этих отделов независи­мо, вместо того чтобы оптимизировать целое. Сохранение про­игрышных позиций, даже если они ограждают нас от инвестиро­вания тех же самых денег во что-нибудь другое, может быть сим­птомом этого феномена. Мы пытаемся оптимизировать каждое отдельное инвестирование (обычно весьма глупым образом), да­же если понимаем, что это может означать потерю вообще любой возможности.

Когнитивный диссонанс может предоставить заключительное объяснение. Продажа убыточной позиции становится действи­ем, подтверждающим диссонанс между нашими надеждами и позициями и реалиями рынка.

Эти семь теорий соединяются при описании взаимодействия между:

• экономической обстановкой (цены акций);

• личными факторами (тот факт, что мы зарабатываем или
теряем деньги);

• нашим субъективным благосостоянием (боль или радость
оттого, что мы заработали или потеряли деньги);

• нашим поведением (мы берем прибыль быстро, а убыткам
позволяем расти);

• ситуацией, которую создает наше поведение (большой объ­
ем сделок на бычьих рынках, маленький объем в медвежьих
рынках).

Это может проиллюстрировать с помощью модели фон Райдже-на для экономической психологии (рис. 35).

Quot;МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" И ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - student2.ru

Рисунок35 Факторы в модели фон Райджена чрезмерной самоуверен­ности, объясняющие асимметричность движений объемов торгов.

психологические явления, способные объяснить

асимметричность движения объемов на Бычьих

и медвежьих рынках

» Теория перспективы. Мы имеем беспричинную тенденцию менее рисковать прибылью, чем убытками. Это означает, что мы быстро продаем, если зарабатываем прибыль, но не продаем, если терпим убытки.

•Эффект определенности. Мы предпочитаем надежный заработок
намного большему заработку, который почти гарантирован, но не
точно. Это заставляет нас закрывать удачные позиции, если даже
мы полагаем, что дальше может быть еще лучше.

•Позиции самозащиты. Мы адаптируем свои позиции, чтобы они,
как нам кажется, подтверждали ранее принятые нами решения.
Если рынок идет вверх после того, как мы купили, тогда мы про­
даем, реализуя свою прибыль. Но, если рынок идет вниз, мы ре­
шаем стать долгосрочными инвесторами и, таким образом, дер­
жаться рядом с ним.

•Теория сожаления. Мы стараемся избегать действий, подтверждаю­
щих совершенные нами ошибки. Продажа, при которой мы тер­
пим убытки, такое подтверждение ошибки.

•Отделы мозга. Мы разделяем феномен на различные отделы и пы­
таемся оптимизировать каждый отдел по отдельности, вместо того
чтобы оптимизировать целое. Такое поведение может означать,
что мы закрываем удачные позиции просто потому, что они при­
быльные.

•Когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс возникает, когда
мы имеем доказательство, что наши предположения неверные.
Мы пытаемся избегать такой информации или искажать ее, или
пытаемся избегать действий, выявляющих этот диссонанс. Прода­
жа, при которой мы терпим убытки, является таким действием,
подтверждающим совершение ошибки и, следовательно, образу­
ющим когнитивный диссонанс.

•Чрезмерная самоуверенность. Мы переоцениваем свою способ­
ность принимать верные решения. Когда рынки идут наверх, мы
зарабатываем деньги и полагаем, что это из-за того, что мы умны
и проницательны, поэтому-то и начинаем торговать больше имен­
но по этой причине.

Глава 15

Наши рекомендации