Полярность творческой натуры. Что чувствует творец на самом деле.
У творческого человека есть два состояния - два полюса.
Первое состояние – это поиск, терзание, сомнения, бесконечный страх. Это море разочарования, острое бессилие. И это злоба на себя из-за своего бессилия. Это опустошение, ощущение безысходности. Неуверенность в своих собственных движениях, движениях своей мысли. Как следствие – скованность и нежелание вообще связываться с творчеством.
И второе состояние, которое описывается совсем другими словами: трепет и предвкушение, наслаждение и удовольствие, радость, вдохновение, полет! Оргазм! Величие процесса! Поток, движение, возбуждение, экспрессия, гармония, вдохновение!
Казалось бы, настолько разные два состояния, но оба описывают один и тот же процесс - творчество. В обществе, говоря о творческом человеке, о творческой личности, используется чаще всего именно первое описание. То есть, вот эти слова: поиск, терзание, опустошение. Недисциплинированный раздолбай. Неуверенный в себе. Вечное несчастье, полное страданий. Исканий. Терзаний.
И насколько редко (хотя, слава Богу, в последнее время чаще) в своей жизни мы сталкиваемся с людьми, для которых творчество, действительно, проходит в радости. Которые из прикладного искусства создают процесс ТВОРЕНИЯ. Креатива. Вдохновляя себя и всех, кто вхож в пространство такого ТВОРЦА.
Человек в таком состоянии поистине открывает свою божественную сущность. Творит. Создает. И не просто картину или пирог, а целые Миры и Вселенные. На холсте, на струнах, в пространстве… Это, действительно, наслаждение и удовольствие, которое переживается независимо от результата.
Такие люди вдохновляют своим творчеством остальных. Увы, но очень много людей так и проводят свои жизни в поиске, в терзании и в страхе.
Мои собственная история.
Я поступила в творческий ВУЗ случайно. Меня прочили на юридический факультет, когда я познакомилась с девушками, которые учились на художников. И мне показалось, что это высшее общество, этакий бомонд. Мне крайне захотелось быть рядом с ними – и я поступила на первый курс того же ВУЗа, где учились они.
Мне было очень тяжело первое время - я не вылазила из троек, из двоек. Но в конце концов я закончила это учебное заведение с красным дипломом. И сразу же поступила на учебу на вторую специальность, на архитектора. Однажды моя подруга, с которой мы вместе учились на художников, стала спрашивать, почему я в последнее время ничего не рисую. Я ей ответила, что не могу - беру кисти, краски, и ничего не получается. Попытки заканчиваются плачевно. Я остаюсь очень неудовлетворенна тем, что делаю. Из-за этого пропадает желание заниматься творчеством вообще. Да и рисую я как-то не очень…и школы у меня необходимой нет, я же не училась рисовать с 3-4 лет. И тогда подруга, ее звали Марина, рассказала мне одну историю. Ей как то пришлось оформлять школу для выпускного, и рисовать плакаты. Много плакатов. И тогда она привлекла на помощь одну знакомую. В тот момент нужны были просто «рисующие руки», без претензий на шедевральность. И вот, пришла девушка, и стала раскрашивать большую фигуру слона. В розовый цвет. Ее спрашивают: «А почему слон не серый, а розовый?» Девушка отвечает «Серый слон – это обычно, банально и скучно. А розовый слон – это неожиданно и необычно».
Выслушав рассказ, я сказала Марине: «Да, действительно, очень смелый творческий человек!». Марина посмеялась, и сказала, что это была я!
Та ситуация напрочь стерлась из моей головы. Потому что этот поступок не соответствовал моим собственным представлениям обо мне… После разговора я очень долго, не один день, думала - почему я сейчас не могу сесть и нарисовать розового слона? Я очень грустила и тосковала по той Ирине, которая легко делала слонов розовыми. Мне было печально, оттого, что я с ней оказалась незнакома. И что эта девушка во мне больше не живет. И мне захотелось понять, что вообще со мной произошло. Что во мне сломалось, и как это починить.
Много лет у меня ушло на непростые творческие поиски, на муки, на стремление стать мастером в каком-то одном деле, на внутреннюю борьбу со своими внутренними родителями. Теперь я знаю, что все слишком долгий путь. Проходить его так, как проходила я – опасно. Потому что можно своего внутреннего творца просто убить. И для меня очень важно теперь передать мой опыт другим людям. Чтобы каждый мог открывать не тернистый путь, а красивую короткую дорогу к своему внутреннему творцу.
А еще помню, как однажды мы с подругами, забавы ради, ходили к гадалке. И та мне сказала: «Ты найдешь свое счастье, когда начнешь показывать людям дорогу к счастью. Но прежде, чем тебе начать это делать, тебе нужно найти свою собственную дорогу». Эти слова запали мне в душу и во многом помогли мне принять свой собственный путь.