Глава 2. Исследование невербальнЫх средств общения в борьбе с преступностью

РЕФЕРАТ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Общение как многоплановый психологический процесс.. 6

1.1. Общая характеристика понятия «общение». 6

1.2. Виды и функции общения. 7

Глава 2. Исследование невербальних средств общения в борьбе с преступностью... 10

2.1. Невербальная коммуникация. Приемы допроса. 10

2.2. Приемы подготовки к допросу. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

В психологии общение трактуется как процесс передачи и восприятия сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, который охватывает обмен информацией между участниками общения, ее восприятия и познания, а также их влияние друг на друга и взаимодействие при изменениях в деятельности.

Общение человека поддерживается определенными средствами. Свои чувства, мысли человек способен выражать и закреплять в словах и жестах, образуя коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний мир и мир внешний, объективный. Эти средства, которые человек использует в своем общении, являются вербальными (словесными), кроме них существуют и невербальные средства (мимика, пантомимика, выразительные движения тела, жесты и т.д.).

Основным элементом человеческого общения и взаимоотношений являются психологические контакты в общении людей. Ведь потребность в контакте с подобными себе существует и в животном мире, но общение − это огромный дар, достояние общественного бытия человека. Благодаря общению человек познает мир, свою духовность, поддерживает психологическую связь с другими людьми посредством массовой коммуникации и непосредственными отношениями, без чего трудно сохранить эмоциональный жизненный тонус.

Общение − многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который предусматривает обмен информацией, определенную тактику и стратегию взаимодействия, восприятия и понимания субъектами общения друг с другом.

Общение исторически сложилось в процессе совместной деятельности людей, где оно сначала играло вспомогательную роль: общение способствовало организованности и сопровождалось определенными действиями человека. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они на самом деле относятся друг к другу. Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъекты общения, рассматривали в своих работах такие ученые, как голландский философ Спиноза, английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие.

Например, Конфуций (551-479 до нашей эры) обращал внимание на такие характерные качества человека, которые делают его приятным и полезным в общении и, какое у него чувство долга по отношению к другим людям, какое уважение к ним, особенно к старшим, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе и в группе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до нашей эры) разработал положение о нормах морали и нравственного сознания людей, как главного фактора их общения между собой.

Ученик Сократа, Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких благотворителей, как справедливость, благоразумие, соблюдение нравственных принципов и норм, а также моральных.

Он уделял особое внимание способам ведения разговора, отмечая зависимость направленности мышления людей от характера и содержания к их общению в целом. На многие психологические свойства личности указывал Аристотель. Он считал, что способности – это функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, о его мыслительных ассоциациях, о характере его поведения и деятельности.

Голландец Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей работе «Этика» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризуя прежде всего внутренний мир человека, который проявляется в тех или иных психологических состояниях.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение специфики и особенностей невербальных средств общения в борьбе с преступностью занимает очень важное место в социальной психологии и в жизни общества. И это понятно, ведь, общаясь, человек активно усваивает нормы, цели, средства социального поведения, оценивает себя и других, овладевает речью; активно и самостоятельно занимается самовоспитанием, строит образ мира и свое личное «Я».

Цельработы – исследование основных средств и компонентов невербального общения в криминальном мире, приемов подготовки допроса и производство допроса.

Достижение цели исследования предполагает выполнение следующих задач:

- раскрыть понятие «общение»;

- проанализировать виды и функции общения;

- изучить основные средства невербального общения с преступниками;

- изучить виды и особенности невербальной коммуникации в преступном мире. .

- Объектом работы являются невербальные средства общения с преступниками.

- Предмет работы − особенности и специфика невербальных средств общения.

При написании данной работы были использованы такие методы как метод анализа, описательный метод, сравнительный.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Общение как многоплановый психологический процесс

1.1. Общая характеристика понятия «общение»

Общение в нашей жизни играет очень большую роль, а его психологическая природа слишком сложна и человеку трудно быть счастливым, успешно работать, самосовершенствоваться, самоутверждаться без контакта с другими людьми. Само общение, по мнению ученых, является одной из насущных потребностей человека. Оно нужно для взаимодействия с другими людьми, для упорядочения взаимоотношений с ними, для самоутверждения в обществе, для налаживания соответствующих контактов между людьми. Природа общения выражается в том, что общение всегда происходит в среде людей. Многие психологи, например, называют такую ​​потребность коммуникативной и считают, что она проявляется через стремление человека к пониманию его другими людьми. «Потребность в общении возникает в первые месяцы жизни ребенка, а на третьем году у него уже отчетливо просматривается желание общаться с другими» [6, с. 11-14]. Психологи, рассматривая потребности как начало деятельности, придерживаются положения о единстве общения и деятельности человека. Определяют общение как взаимодействие и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом людей. Исследователи считают, что социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общении актуализируются общественно значимые отношения между людьми в обществе. Оно может существовать в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как единое целое разнонаправленных факторов социальной жизни группы и человека.

Разработка проблемы общения связана с трудами известных ученых В.М. Бехтерева, Л. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева,

Б. Ананьева, М.М. Бахтина, В. Н. Мясищева и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека и формирования личности субъекта. Труды представителей психологического направления Е.В. Де - Роберти и Н.И. Кареева посвящены психологическим проблемам общения. В трудах выдающихся российских психологов А.А. Ухтомского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и их многочисленных последователей, в том числе А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева исследуются проблемы психологии личности и межличностного общения. Первым исследователем проблем генезиса общения стал Джон Боулби, известный английский психолог. Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де - Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их психика как индивидуальная так и коллективная.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение − это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающей действительности.

Виды и функции общения

В социальной психологии выделяют следующие виды общения:

− межличностное;

− между личностью и группой;

− групповое и межгрупповое;

− массовое;

− доверительное и конфликтное;

− интимное и криминальное;

− деловое и личное;

− прямое и опосредованное;

− терапевтическое и ненасильственное.

Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения между людьми.

При общении с помощью невербальных средств очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз

(микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.д. При этом выражение лица иногда лучше, чем слова.

Можно также утверждать, что иногда гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть. В межличностном общении обычно применяют письменное и устное общение между людьми.

Отметим, что преимущества письменной речи становятся определяющими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. И поэтому, нужно обогащать свой словарный запас, чтобы умело пользоваться письменной речью и требовательно относиться к стилю изложения, так как существенным недостатком стиля изложения считается использование сложных наименований для описания общеизвестных фактови поэтому необходимо внимательно относиться к выбору терминологии, избегая использования усложненных синтаксических конструкций, слишком длинных сложноподчиненных предложений.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; проявлять эмоции, отражать оценку ситуации. Они, как правило, не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов человека. Необходимо избегать использования усложненных синтаксических конструкций, слишком длинных сложноподчиненных предложений. Функции общения очень разнообразные. Существуют разные подходы к их классификации. Так, по одной из них выделяют три основных класса таких функций: информационно-коммуникативные, регулятивно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные [9, с. 266].

Информативно-коммуникативная функция охватывает все, что есть передачей и приемом информации в психологическом понимании этих слов. В данном случае речь идет не только о готовой информации, но и о такой, что формируется, развивается постоянно, которая требует переработки в мышлении. Общение обеспечивает не только познания, но и регуляцию поведения субъектов в их совместной деятельности. С этой функцией связаны также способы влияния людей друг на друга: убеждение, внушение, подражание и другие.

Аффективно-коммуникативные функции относятся к эмоциональной сфере человека. Разнообразие человеческих эмоций возникает и проявляется во время общения. Можно выделить и такие функции общения, как организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных взаимоотношений и отношений в обществе. Эти функции общения существуют и проявляются в жизни, как правило, в единстве и всегда дополняют друг друга.

Глава 2. Исследование невербальнЫх средств общения в борьбе с преступностью

Наши рекомендации