Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Юридическая психология»

Направление подготовки

«Психология»

Профиль подготовки

«Прикладная психология»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Кемерово 2010

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Юридическая психология»

являются: подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками решения психологических проблем в сфере правового регулирования людей, правоохранительной и пенитенциарной деятельности; овладение студентами научно-обоснованными психологическими рекомендациями и методиками, необходимыми для осуществления эффективной служебной деятельности.

Место дисциплины в структуре

Современный курс «Юридической психологии» по своему содержанию призван соответствовать потребностям психологов в сфере юриспруденции и права, должен способствовать успеху их практической деятельности.

Он базируется на теоретической основе и философии современного психологического образования, на новых целевых подходах высшей школы.

Его структуру определяют системы психологического знания субъекта и объекта правоотношений, их социально-психологические основы; юридическая и криминальная психология. Предлагаемый материал сосредоточен в десяти обобщенных темах курса.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)«Юридическая психология».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: сущность психических процессов и состояний, возникающих

практике сотрудников правоохранительных органов; психологические аспекты таких правовых понятий как правосознание, правотворчество, профилактика преступности, оперативно-служебная деятельность; психологический анализ преступного поведения; психологические механизмы социализации и ресоциализации преступников; общую социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности юриста; психологические особенности судопроизводства.

· Уметь: применять методы изучения личности субъектов

правоприменительной деятельности; определять основания к назначению судебно-психологической экспертизы;

· Владеть: необходимым уровнем практики в психолого-

юридических исследованиях и современных технологий в психологической практике.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Юридическая психология».

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц 120 часов.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Лекции – 28 часов.

Практические занятия – 28 часов.

Самостоятельная работа - 63 часа.

КСЕ -1 час.

Всего – 120 часов.

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины 120 часов
Аудиторные занятия (всего) 56 часов
В том числе:  
Лекции 28 часов
Практические занятия 28 часов
Самостоятельная работа 63 часа
В том числе:  
Творческая работа (эссе)  
И (или) другие виды самостоятельной работы  
Вид промежуточного контроля Устный, письменный опрос, практическая работа
Вид итогового контроля Зачет

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        всего лекции Практ.
Предмет, задачи, система, методы и история юрид. психологии       Практическаяработа
Правовая психология       Практическая работа
Криминаль-ная психология       Практическая Работа  
Психология терроризма         Практическая Работа  
Психология предваритель-ного след- ствия       Практическая работа
Судебно-психологиче-ская экспертиза       Практичекая работа
Психология судебного процесса       Практическая работа
Исправительная (пенитен-циарная психология)       Практическая работа
Превентивная психология          
Психологиче-ская служба в правоохрани- тельных органах       Практическая работа

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. Взаимосвязь основных понятий общей и юридической психологии. Связь юридической психологии с другими отраслями научных знаний (криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией и др.). Специальная методология юридической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития западной и отечественной судебной психологии. Регламентирующая функция психики применительно к некоторым нормам права (вменяемость, дееспособность; процессуальная дееспособность обвиняемых, истцов и ответчиков, свидетелей и потерпевших). Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Роль психологического исследования при изучении психологических особенностей участников процесса. ОК-2 ОК-3 ОК-13 ОК-14 ПК-1
Правовая психология Объект, предмет и задачи правовой психологии. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Понятие правосознания. Правозначимые установки. Правоориентированные нормы. Формы правосознания. Уровни реализации правосознания. Правоисполнительное поведение. Правовая социализация личности. Психологические особенности деформации права и правосознания. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-8 ОК-14 ПК-1
Криминальная психология Задачи, принципы и проблемы криминальной психологии. Предмет криминальной психологии. Понятие личности преступника в криминальной психологии. История представлений о личности преступника. Теории преступности и отклоняющегося поведения. Психологическая характеристика личности преступника. Психологические особенности как факторы риска преступного поведения. Роль ситуативных факторов преступного поведения. Психологические особенности личности преступников различных категорий (убийцы, серийные сексуальные убийцы, насильники, воры, неосторожные преступники, террористы и др.). Сходства и отличия психологического портрета преступников различных категорий. Мотивация преступного поведения (осознаваемая и неосознаваемая). Защитные, замещающие, игровые мотивы. Мотивы самоутверждения. Психология потерпевшего (криминальная виктимология). Понятие виктимных качеств. Теории виктимного поведения. Типология жертв преступления. Основные закономерности поведения жертв. Методы исследования жертв. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Возрастные особенности как фактор риска преступного поведения. Подростковые поведенческие реакции и преступное поведение. Особенности личности и их роль в преступном поведении. Акцентуации характера, самооценка, негативные психические состояния и преступное поведение. Социально-психологические факторы преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей. ОК-8 ОК-13 ОК-14 ПК-1  
Психология терроризма Терроризм как сложное социально-политическое явление.Основные виды терроризма. Психология личности террориста. Психология игры при ведении переговоров с террористами, захватившими заложников. ОК-1 ОК-9 ОК-13 ОК-14 ПК-1  
Психология предварительного следствия Психологические особенности личности следователя. Познавательно-удостоверительная и коммуникативная деятельность следователя. Психологический анализ процесса расследования преступлений. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психологическая характеристика следственных действий. Психология осмотра места происшествия. Допрос как получение и закрепление личных доказательств. Этапы проведения допроса. Вербальные и невербальные средства коммуникации в процессе допроса. Детектор лжи: принципы работы. Этика допроса. Психология очной ставки. Психология следственного эксперимента и проверки показаний. Основания для проведения проверки показаний на месте. Психологическая сторона организации и проведения следственного эксперимента. Психология обыска и опознания. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-8 ОК-14 ПК-1
Судебно-психологическая экспертиза Понятие о судебно-психологической экспертизе. История становления судебно-психологической экспертизы. Предмет, цели и задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Поводы для назначения. Понятие физиологического аффекта, других эмоциональных состояний и их правовая оценка. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Поводы. Установление биологического и психологического возраста несовершеннолетних. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасилованиях. Поводы для назначения. Особенности судебно-психологической экспертизы потерпевшей и обвиняемого. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Поводы, методы исследования. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности. Использование судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве. Наиболее частые ошибки при назначении судебно-психологической экспертизы. Представление о комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе. Предмет и задачи комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Условия обоснованного выбора. Сходства и различия судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.   ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-13 ПК-1
Психология судебного процесса Психологическая структура судебного процесса. Психологические характеристики личности свидетеля, обвиняемого, обвинителя, судьи. Формирование убеждения в ходе судебного заседания. Психология заседателей и присяжных. Психология вынесения приговора. Психологические особенности деятельности адвоката. Ролевая позиция адвоката. Психология презумпции невиновности. Система коммуникативного взаимодействия адвоката. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-8 ОК-9 ОК- 10 ПК-1  
Исправительная (пенитенциарная) психология Предмет, задачи пенитенциарной психологии. История развития пенитенциарной психологии. Психологические особенности личности сотрудников пенитенциарных учреждений. Особенности профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарных учреждений. Психологическая характеристика средств исправления осужденных. Режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа, обучение как основные средства исправления осужденных. Функции средств исправления. Особенности жизнедеятельности осужденных. Психологическая характеристика личности и групп осужденных. Лишение свободы и его влияние на личность осужденного. Насилие и его причины в пенитенциарных учреждениях. Особенности адаптации осужденных к условиям лишения свободы. Адекватная (нормальная) и неадекватная (болезненная) адаптация осужденных. Ресоциализация осужденных. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-8 ОК-9 ОК- 10 ПК-1  
Превентивная психология Состояние и перспективы развития превентивной психологии. Отклоняющееся поведение, его основные виды. Факторы, обуславливающие генезис асоциального поведения. Психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-8 ОК-9 ОК- 10 ПК-1
Психологическая служба в правоохранительных органах Современное состояние психологической службы в правоохранительных органах и основы ее функционирования. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-12 ОК- 13 ПК-1  

Наши рекомендации