Классификация этнических общностей по типологии личности А. Аугустинавичуте.
Этническая общность | Психологический тип |
Народы Скандинавии | этико-сенсорные интроверты |
Китайцы | этико-интуитивные интроверты |
Японцы | интуитивно-этические интроверты |
Народы Африки | интуитивные-этические экстраверты |
Арабы | логико-сенсорные интроверты |
Американцы | логико-интуитивные экстраверты |
Англичане | сенсорно-логические интроверты |
Народы Южной Америки | сенсорно-этические экстраверты |
Испанцы | сенсорно-этические экстраверты |
Французы | этико-сенсорные экстраверты |
Итальянцы | этико-интуитивные экстраверты |
Немцы | этико-сенсорные интроверты |
Приведенные примеры наглядно показывают, что реально существующие этнические общности наследуют психологическую структуру согласно психологической типологииК.Г. Юнга. Однако психологический тип этноса не всегда остается неизменным. Он отражает все разнообразие психических и социальных процессов, происходящих в нем. Детальный анализ содержания сознания и бессознательного этноса может показать происходящие перемены в пределах данного этноса, а также определить источник внешнего воздействия на него.
Для проведения такого анализа необходимо с позиции аналитической психологии проанализировать содержание фольклора изучаемого этноса, который включает в себя:
• песни;
• сказки;
• пословицы и поговорки;
• анекдоты и прочее.
Результатом психологического анализа станут не что иное, как содержание коллективного бессознательного этноса, а также его основные архетипы, которые сами по себе могут раскрыть психологическое направление и ориентацию этноса. Преимущество данного метода состоит в том, что он отражает реальное содержание психологического склада этнической группы во времени. Таким образом, по окончании анализа мы получаем на выходе:
• основные архетипы этнической группы;
• ее символы;
• состояние ее коллективного бессознательного;
• содержание сознательного уровня;
• возможные или назревающие социальные проявления в пределах этнической группы;
• ценностные ориентации и жизненные сферы этноса;
• отражение внутренних социальных, политических и экономических процессов на психическом складе этноса;
• исторические особенности формирования данного этноса;
• характер оказываемого внешнего влияния на психологию этнической общности.
При более внимательном взгляде на эти результаты мы увидим, что они могут быть применены и по отношению к отдельной личности, что еще раз подтверждает возможность использования аналитической психологииК.Г. Юнга в исследованиях психологии этноса. Законы жизнедеятельности этноса сформированы проживающими на его территории индивидами, каждый из которых имеет свою психологию — психологию личности. Однако психология целого этноса не является совокупностью психологических особенностей каждого его члена в прямом смысле. В подобном случае психический склад этноса зависел бы от процентного соотношения представителей определенного психологического типа в обществе. Но такое положение не соответствует действительности.
Нельзя определить интегральный тип этноса, просто просуммировав юнгианские признаки входящих в него людей. Ведь индивидуальные типы могут многими способами «перетасовываться», а интегральный тип, задаваемый господствующими в этносе отношениями, остается одним и тем же. Следовательно, в этнической психологии целесообразно произвести жесткую привязку отношений к типам. Вернее к биномам — спаренным в функциональный блок «вход — выход» информационным аспектам.
Каждый человек индивидуален, но в коллективе он приобретает характерные его черты. На данном этапе мы сталкиваемся с парадоксом изначального образования психологических особенностей этнической общности. При этом нас интересует именно ее бессознательное, отражающее всю наследственность этноса и являющееся постоянно существующим психическим образованием. Истоки бессознательного этноса приведут нас к такой его форме, как семья.
На этапе зарождения первых этнических групп каждый их член играл свою роль в формировании их психического склада. Но с увеличением численности членов этих этносов влияние каждого из них в отдельности постепенно утрачивалось. Со временем каждый из них становился все более подвержен моральным нормам, культуре, традициям, религии (формам проявления коллективного бессознательного).
Таким образом, влияние на психологию этноса возможно оказать только массово. Так, например, подобные влияния оказываются в ходе таких массовых явлений, как войны, революции, оккупации и т.д., то есть тогда, когда множество людей проявляют одни и те же психические реакции на актуальное для них событие. Именно в связи с этим в литературе отмечается влияние, например, колониальной зависимости на особенности психологии африканцев.
Таким образом, психологические типы членов этноса могут меняться, в то время как интегральная метаболическая структура этноса остается постоянной. Только такую группу можно считать этносом, так как она самовоспроизводит свою стабильную систему отношений. Группу людей, которая не имеет внутренней фиксированной структурой отношений, полноценным этносом признать нельзя. В результате мы получили еще один признак этноса — фиксированную структуру психологических отношений внутри группы.
Система отношений внутри этнических групп, исходя из информационной модели, формируется по методике объединительного подхода в соционике, предложеннойВ.В. Гуленко в 1996 году.*
См.: Гуленко В.В. Интровертная соционика // Соционика, ментология и психология личности. — К., 1996. — № 4. — С. 30.
Таблица 3