Психологические теории темперамента
Решающий сдвиг в изучении биологических основ темперамента произошёл в начале 30-х гг. нашего века благодаря учению И.П. Павлова о типах нервной системы, или, типах высшей нервной деятельности. Он впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности И.П. Павлов считал проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы - самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость: Важное значение имеет и другой показатель - подвижность нервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена одного нервного процесса другим. Весьма значимый показатель и уравновешенность нервной системы.
И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности
По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и мед- ленными (спокойными). Слабость нервной системы И. П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Так была создана классификация типов нервной деятельности. И.П. Павлов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Важно отметить, что И. П. Павлов не только не усомнился в правильности психологической типологии темперамента, которая в те годы была широко представлена четырьмя гиппократовскими типами (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), а попытался, взяв эти типы как нечто реально существующее, подвести под них научную физиологическую базу:
- сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравнове- шенный быстрый тип нервной системы;
- флегматическому темпераменту — сильный уравновешенный медленный тип;
- холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип;
- меланхолическому темпераменту - слабый тип нервной системы.
К психологическим теориям темперамента можно также отнести и исследования зарубежных психологов. Так, В. Вундт считал, что каждый из четырёх темпераментов может быть описан по двум основаниям — силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности. Характеристика типов темперамента по этим двум основаниям представлена в таблице.
Экстравертам (сангвиникам и холерикам) свойственны общительность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социаль- ная адаптивность, но малая настойчивость.
Интровертам (флегматикам, меланхоликам) присущи наблюдатель- ность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости.
Подводя итог рассмотрению донаучных и естественно-научных взглядов на природу темперамента, можно сделать следующие выводы:
- внимание к темпераменту как психическому свойству личности обусловлено тем, что темперамент во многом определяет поведение и активность личности, оказывает существенное влияние на все стороны психического мира человека;
- основаниями для изучения темперамента становились различные стороны биологических особенностей человека (гуморальная, соматическая или нервная), каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными свойствами для того, чтобы всесторонне рассмотреть сущность и особенности темперамента.
Вопрос 20
Для аргументации (обоснования своей точки зрения) и контраргументации (опровержения доводов собеседника) можно использовать ряд методов.
1. Фундаментальный подход, суть которого заключается в том, что Вы сразу же знакомите оппонента с фактами, сведениями, которые являются основой вашего доказательства.
2. Метод поиска противоречий состоит в том, что выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента.
3. Метод достижения последовательности выводов. В этом случае постепенно шаг за шагом посредством частичных выводов Вы подводите оппонента к желаемому выводу.
4. Метод образного сравнения (наглядности) – придается яркость, образность, наглядность своим доводам, для этого можно использовать рисунки, схемы, графики, символы и др.
5. Метод «да, но…» заключается в том, что Вы признаете, соглашаетесь, с одной стороной аргументов, а потом указываете на другую их сторону.
6. Метод деления.
Вы делите все имеющиеся аргументы на а) точные, б) противоречивые и в) ошибочные.
Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов.
7. Метод игнорирования: временно откладывать, не обсуждать какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят.
8. Метод акцентирования. При этом приеме акценты делаются на тех доводах, которые интересуют одного из оппонентов.
9. Метод видимой поддержки. Вы, выслушав довод собеседника, приводите новые доказательства в пользу его решения, а потом излагаете свое решение и доводы в его пользу, которые опровергают все доводы собеседника.
10. Постепенная перелицовка. Заключается в том, что благодаря Вашим доводам суть дела для собеседника изменяется вплоть до противоположной.
11. Обращение к формальной структуре. В данном случае Вы для опровержения или поддержки какого-то решения обращаетесь к предписаниям, формальным обязанностям, нормам, закону и т. д.