Еории межличностного взаимодействия
нтерактивная сторона общения
еории межличностного взаимодействия
азновидности межличностных контактов
заимодействие как организация деятельности
сихологическое воздействие.
Общение- это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Например,трое учеников решили подготовить стенгазету. Кто пишет заголовки, кто подбирает рисунки, кто составляет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (вит inter - между и action - действие), то есть как совокупность связей и взаимовлияние людей, состоящих в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но произошло взаимодействие. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
нтерактивная сторона общения
Интерактивнаясторона общения - это та его сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, которые позволяют реализовать некоторую общую для партнеров деятельность. В исследовании этой стороны общения используют понятия "интеракция", "взаимодействие", "социальное взаимодействие".
Взаимодействие- это универсальное свойство всего существующего мира вещей и явлений в их взаимном изменении, влиянии друг на друга.
В обществе взаимодействие - это система связей и взаимодействий между индивидами, социальными группами, совокупность всех социальных отношений. Как уже отмечалось, человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими людьми, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Поэтому, конечно, невозможно найти на Земле человека, который был бы совершенно изолированным от других людей. Нужно понимать, что где существуют другие люди, можно существенно изменить поведение индивида. Во всех сферах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или косвенно, пассивно или активно, постоянно или ситуативно. Социальные взаимосвязи имеют разные основания и много разных оттенков, которые зависят от личностных качеств индивидов, которые вступают во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальные связи индивида, который находится даже в малочисленной группе, представляют собой численность взаимодействий, которые состоят из действий и обратных реакций на них. Образуется сложная система взаимодействий, в которую включено разное количество индивидов.
еории межличностного взаимодействия
Рассмотрим теории, которые объясняют внутренние механизмы межличностного взаимодействия - это теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.
Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, учитывая возможные вознаграждения и расходы. Согласно этой теории, каждый из них стремится уравновесить вознаграждения и расходы, чтобы сделать наше взаимодействие стойким и приятным ( поведение человека в данный момент определяется тем, вознаграждались и как именно вознаграждались его поступки в прошлом). Эта теория основывается на четырех принципах:
1 -чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2- если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от определенных условий, человек стремится воспроизвести эти условия;
3- если вознаграждение большое, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
4- когда потребности человека близки к удовольствию, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны различные сложные виды взаимодействий типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и др. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул- реакция, но высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и др.
Психоаналитический подход( основатель - 3. Фрейд ) считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, которые были пережиты в этот период жизни. Таким образом, в соответствии с психоаналитической теорией - в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их привлекательность для человека заключается в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с мощными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как будто возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресспроисходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.
Теория управления впечатлениями (Е. Гофмана), говорит о том, что есть предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающую среду" для создания определенного впечатления в других о себе. Гофман пишет: "Несмотря на определенную цель, которую индивид ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под влиянием которого другие станут самостоятельно делать то, что отвечает его собственным замыслам". Эту концепцию еще называют теорией социальной драматургии.
Подробнее интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма,которые считают, что поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира определяется тем значением, что они им предоставляют. Это направление, получившее название "символический интеракционизм", связано с именем Джона Герберта Мида (1863-1931). Д. Г. Мид - личность яркая и известна. Он очень мало писал, а потому труды его последователей в значительной степени состоят из толкований книги "Ум, Я и Общество", которая вышла после его смерти, и сборником пометок, подготовительных материалов ученого и студенческих конспектов, его лекций. Для Мида главное в человеческом действии - это интерпретация, создание значений, опосредование непосредственных воздействий. Даже жесты партнеров по коммуникации воспринимаются не прямо, а как символы, продукты интерпретации чувственного материала. Для того, чтобы сделать значимым каждый момент деятельности, человек наделен психологическим механизмом, который включает:
а) переработанные, нормативные для личности представления о ней других людей;
б) спонтанные ответы на социальные влияния других;
в) "вместо", которые координируют предыдущие институции.
Этот механизм возникает по коммуникации и ради коммуникации. Партнеры по общению присматриваются друг к другу, расшифровывая взаимные намерения в жестах, позах, выражении лица и, прежде всего, обмениваются словами.
Символический код для интерпретации себя и другого может образовываться в совместном общении, но человеческая коммуникация настолько сложная, что большую часть значений человеку приходится брать в готовом, обобщенном виде с символического тезауруса культуры. Он состоит из кристаллизованного опыта прошлых взаимодействий и есть расписанным в виде норм группового поведения, которые тяготеют над спонтанными действиями индивидов.
Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем "разгадать" намерение других людей, анализируя их поступки, учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий:
1) незначимый жест (является автоматическим рефлексом вроде моргания);
2) значащий жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).
В другом случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, по словам Мида, "принять роль другого". Этот процесс сложный, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значения «почему», оно становится символом, то есть понятием, действием или предметом, выражающим содержание другого понятия, действия или предмета.
Сущностьконцепции символического интеракционизма - это взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутках времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В настоящее время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется соответствующая реакция.
В некоторой степени все является символами, но из них слова - важнейшие символы потому, что с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, механизм этого формирования – установление « контроля» за действиями личности и тех представлений о ней, состоящих в окружающих.
Концепции взаимообмена:
Символический интеракционизм дает более реалистичное представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекая от его содержания.
Трансактный анализ, в котором представлены исследования взаимодействия с точки зрения регулирования действий участников через их позиции, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Наиболее ярко трансактный анализ представлен в труде Е. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". С точки зрения Е. Берна, каждый из участников взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые он охарактеризовал как Родитель, Взрослый, Ребенок:
- позиция Ребенка - "Хочу!";
- позиция Отца - "Нужно";
- позиция Взрослого - объединение "Хочу" и "Надо".
Эти позиции являются психологическим определением определенной стратегии взаимодействия.
У каждого человека в соответствии с его психическим состоянием складываются определенные схемы поведения. Репертуар этих состояний Е. Берн распределил на такие категории:
1) состояние «Я»- подобный образа родителей;
2) состояние «Я», которое автономно направлено на объективную оценку реальности;
3) состояние «Я», которое действует с момента его фиксации в раннем детстве, и представляет архаичные пережитки.
Эти состояния соответствуют позициям Родителя, Взрослого и Ребенка, одна из которых проявляется у человека в социальном взаимодействии в каждый момент времени и может изменяться в соответствии с изменением его психологических состояний. Каждый тип состояний по-своему очень важен для человека.
«Ребенок» - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
"Взрослый"- перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые необходимо найти, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. «Взрослый» во мне контролирует деятельность «Ребенка» и является посредником между ними.
« Отец» - осуществляет две основные функции:
- во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль отца своих детей, обеспечив тем самым выживания человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, которые остались сиротами в раннем детстве, испытывают значительно больше трудностей в воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста (им незнакома модель поведения родителей).
- Во-вторых, благодаря «Отцу», много наших реакций давно стали автоматическими, что помогает сохранить много времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать". Это освобождает Человека от необходимости принимать много тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя будничные вопросы на усмотрение «Отца».
Вывод:итак, все три позиции человека очень важны для выживания, функционирования и взаимодействия. Каждая из них заслуживает одинакового уважения потому, что каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Изменение этих позиций становится необходимым только в том случае, если одна из них нарушает здоровое равновесие. Взаимодействие становится эффективным только тогда, когда трансакции имеют дополнительный характер, то есть если они совпадают.
В концепции Е. Берна единица общения называется сделкой. Люди, которые общаются, проявляют свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется «трансактным» стимулом. Человек, на которого направлен «трансактный» стимул, в ответ нечто скажет или сделает. Этот ответ называется «трансактной» реакцией. Целью простого «трансактного» анализа является выяснение того, какая именно позиция "Я" ответственна за «трансактный» стимул и какая позиция человека осуществила «трансактную» реакцию.