Сознание, подобное сфокусированному свету
Каждой из трех категорий богинь (девственницам, "уязвимым" и алхимической богине) свойственна своя характерная особенность сознания. Богиням-девственницам присуще сфокусированное сознание.Женщины, подобные Артемиде, Афине и Гестии, обладают способностью концентрировать свое внимание на том, что значимо для них в данный момент. Они способны целиком погружаться в свою деятельность, игнорируя все, что является посторонним по отношению к поставленной цели.
Сфокусированным я называю сознание по аналогии с четко направленным ярким лучом света, освещающим только объект внимания и оставляющим в темноте или полумраке все остальное. Оно подобно лучу прожектора. Максимально собранное и сосредоточенно анализирующее сознание можно сравнить с пронизывающим и рассекающим лучом лазера, невероятно точным и, в зависимости от его энергии и природы объекта, на который он направлен, подчас разрушительным.
Концентрация сознания, позволяющая женщине сосредоточиться на решении проблемы или достижении поставленной цели, не отвлекаясь даже на еду или сон, приводит к глубоким открытиям. Женщина чувствует, что у нее внутри находится "ограничитель", который позволяет ей делать только то, на что она нацелила свой ум. Когда – как свойственно Артемиде и Афине – она концентрирует свое внимание на отдаленных или же близких целях, то это эффективно помогает ей добиваться результата.
Примером такой сосредоточенности сознания является Даниэла Стал, написавшая семнадцать романов, которые были переведены на восемнадцать языков и общий тираж которых составил более сорока пяти миллионов экземпляров. Она сама характеризует себя как "сверхрезультативную" личность: "Обычно я работаю очень напряженно – по двадцать часов в день, а сплю от двух до четырех часов. Это продолжается семь дней в неделю шесть недель, пока роман не будет завершен".
Характерная для Гестии сосредоточенность на собственном глубинном духовном центре позволяет женщине с соответствующим сильным архетипом медитировать в течение длительного времени, не обращая внимания ни на внешнюю обстановку, ни на неудобную позу.
Модели поведения
Женщины, которые, следуя своим наклонностям, становятся прекрасными спортсменками, деятельными феминистками, учеными, политиками, наездницами или же монахинями, движимы богинями-девственницами. Для того чтобы развивать свои таланты и сосредоточиваться на достижении поставленных целей, они нередко избегают традиционно женских ролей. Для них жить в "мужском мире", не изменяя себе, является достойным вызовом.
Согласно мифологии, каждая из богинь-девственниц сталкивалась с подобным же вызовом и отвечала на него по-своему.
Артемида, богиня охоты, покинув Олимп, избегала контактов с мужчинами, проводила время в дикой местности в окружении своих нимф. Ее способ адаптации – обособление от мужчин и их влияния. Подобным же образом действуют современные феминистки. Женщины типа Артемиды также ярко выраженные индивидуалистки. Они одиноки и делают только то, что имеет значение для них лично, без какой-либо поддержки или одобрения со стороны как мужчин, так и других женщин.
В противоположность ей, Афина – богиня мудрости, входила в мужское общество как равная или же превосходила мужчин в их занятиях. Она была великолепным стратегом и хладнокровной предводительницей в битвах. Ее способ адаптации – отождествление с мужчинами и преуспевание в традиционно мужских сферах деятельности.
Наконец, Гестия, богиня домашнего очага, выбрала третий способ – удаление от мужчин. Она ушла вглубь себя, оставшись безликой, неизвестной и одинокой. Женщина, движимая Гестией, затушевывает свою женственность, чтобы не привлекать к себе нежелательный интерес со стороны мужчин, избегает конфликтных ситуаций и живет замкнуто. У нее есть склонность к ежедневным размышлениям, которые придают смысл ее жизни.
Эти три богини-девственницы не изменяли себе, в какие бы взаимоотношения они ни были вовлечены. Их никогда не одолевали ни другие божества, ни собственные эмоции, на них не влияли ни страдания, ни родственные отношения, ни перемены.
Вследствие подобной сосредоточенности женщина может быть отрезана от собственной эмоциональной и инстинктивной жизни. Ее не затрагивают чужие проблемы, она дистанцируется от других людей. Она психологически "непроницаема", и значит, никто не "проникает" в нее. Эта женщина даже не подозревает о том, что такое эмоциональная близость. Нет никого, кто имел бы для нее хоть какое-то значение.
Таким образом, женщина, отождествившая себя с образом целомудренной богини-девственницы, чаще всего одинока, в ее жизни нет значимого "другого". Однако, несмотря на то, что роль, предоставленная ей ее богиней, достаточно ограничена, такая женщина на протяжении своей жизни способна духовно расти и меняться. Будучи от рождения подобной богине-девственнице, она может обнаружить, что Гера способна научить ее строить родственные отношения с их обязательствами перед близкими людьми, а Деметра – помочь ей ощутить волнение материнского инстинкта. Неожиданная влюбленность откроет ей, что Афродита – также ее часть.
Новая теория
Описывая Артемиду, Афину и Гестию как положительные, активные женские образы, я оспариваю традиционные постулаты психологии. В зависимости от того, чья точка зрения – Фрейда или Юнга – преобладает в психологии в данный момент, качества, являющиеся характеристиками богинь-девственниц, определяются как симптомы, патология или как выражение не вполне осознанного маскулинного элемента в женской душе. Подобные теории унизительны для женщин. Многие женщины, знакомые с теорией Фрейда, считают себя ущербными лишь потому, что предпочли сделать карьеру, а не родить ребенка. Те же, кто верит в теорию Юнга, стесняются высказывать вслух свои мысли, поскольку Юнг полагал, что женское мышление объективно уступает мужскому. Теория Фрейда пенис-центрированна. Он описывал женщин скорее в терминах того, что у них отсутствует анатомически, чем в терминах того, что присутствует в их телах и душах. С точки зрения Фрейда, отсутствие пениса делает женщин низшими и увечными существами. Как следствие, он полагал, что нормальные женщины страдают от зависти к пенису, мазохистичны и нарциссичны, их суперэго слабо развито (или же, говоря попросту, женщины менее совестливы, чем мужчины).
Согласно теории психоанализа Фрейда, поведение женщин следует истолковывать следующим образом:
- Компетентная и уверенная в себе женщина, занимающая активную жизненную позицию и, по-видимому, наслаждающаяся возможностью осуществлять свой интеллект и способности, проявляет тем самым "маскулинный комплекс". Если верить Фрейду, она действует так, как будто верит, что "не кастрирована". В действительности же ни одна женщина не хочет выделяться – потребность выделиться есть признак "маскулинного комплекса" и может рассматриваться как "отрицание реальности".
- Женщина, которая хочет иметь ребенка, на самом деле хочет иметь пенис, но сублимирует это стремление, замещая желание обзавестись пенисом желанием родить ребенка.
- Если женщину сексуально влечет к мужчине, значит, она обнаружила, что ее мать не имеет пениса. (Согласно теории Фрейда, женская гетеро-сексуальность имеет своей исходной точкой травматический момент, когда женщина, будучи маленькой девочкой, обнаруживает, что у нее нет пениса, и затем выясняет, что и у матери его тоже нет. Поэтому она направляет свое либидо вместо матери на отца, у которого пенис имеется.)
- С точки зрения Фрейда, сексуально активная, по мнению мужчин, женщина физически не может ни наслаждаться своей сексуальностью, ни естественно выражать свою чувственность. Взамен этого она действует компульсивно, пытаясь избавиться от тревоги по поводу собственной "кастрации".
Юнг оказался более "добр" к женщинам, чем Фрейд. По крайней мере, Юнг не рассматривал женщин как дефективных мужчин. Он выдвинул гипотезу, которая отсылает к различиям в хромосомном наборе мужчин и женщин. С его точки зрения, у женщин есть сознательная фемининная сущность и бессознательный маскулинный компонент – анимус, в то время как у мужчин наличествуют сознательная маскулинная личность и фемининная анима в бессознательном.
Согласно Юнгу, личность женщины характеризуется субъективностью, восприимчивостью, пассивностью, способностью воспитывать и заботиться. Рациональность, духовность и способность действовать решительно и беспристрастно Юнг считал мужскими качествами. Он полагал, что мужчины, в отличие от женщин, действительно одарены ими от природы. Женщины с подобными личностными чертами испытывают затруднения, поскольку не являются мужчинами; если женщина хорошо мыслит или компетентна в чем-либо, у нее всего лишь хорошо развит маскулинный анимус, который по определению менее сознателен и, следовательно, менее дифференцирован, чем мужской интеллект. Такой анимус может быть враждебным и иррационально упрямым, что особенно подчеркивалось Юнгом и его последователями.
Хотя Юнг и не считал женщин внутренне дефектными, тем не менее он полагал, что они не столь способны к творчеству, объективны в своих воззрениях и активны в жизни, как мужчины. Юнг вообще был склонен рассматривать женщин скорее как подчиненных и привязанных к мужчинам существ, лишенных собственных независимых потребностей. Например, он полагал, что мужчина – это творец, и отводил женщине роль помощницы в мужском творческом процессе: "Мужчина выносит наружу собственную работу из своего внутреннего женского естества как завершенное произведение творчества", а "внутренняя маскулинная часть женщины выносит наружу творческие семена, способные оплодотворить фемининную часть мужчины".
Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: "Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе".
Образы богинь
Когда богини рассматриваются как образцы нормального женского поведения, женщина, в большей степени соответствующая мудрой Афине или соперничающей Артемиде, а в меньшей – Гере-жене или Деметре-матери, получает возможность ценить себя как самостоятельную личность – активную, беспристрастную в своих оценках и ориентированную на достижения. Она, вопреки диагнозу Фрейда, не страдает из-за маскулинного комплекса и не считает, что ее жизненная позиция обусловлена анимусом и маскулинна по своей сути, как того хотелось бы Юнгу.
Когда в женщине пробуждаются образы Афины и Артемиды, такие "женские" качества, как зависимость, восприимчивость, способность воспитывать и заботиться, не могут быть выражены в ее личности. Ей предстоит развивать их, чтобы научиться создавать прочные близкие отношения, быть уязвимой, давать и принимать любовь и заботу, поддерживать развитие других.
Созерцательная устремленность Гестии во внутренние глубины души держит ее на эмоциональной дистанции от окружающих. Несмотря на это, ее спокойная доброжелательность помогает ей оказывать поддержку другим людям и учить их. Женщина, движимая образом Гестии, так же, как и в случае с Афиной и Артемидой, нуждается в развитии способности к личностной близости.
У женщин, похожих на Геру, Деметру, Персефону или Афродиту, другие задачи. Эти образы предрасполагают к близким отношениям, они соответствуют юнгианскому описанию женщин. Такие женщины нуждаются в развитии качеств, которые не являются сильной стороной доминирующих в них моделей поведения – сосредоточенности, объективности и уверенности в себе. Их жизненная задача – развивать анимус или пробуждать архетипы Артемиды и Афины. Та же задача стоит перед женщинами, в которых преобладает архетип Гестии.