Тема 3. Стратегический менеджмент

СМОЛЕНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По квалификационной практике (стажировке)

По специальности 080501«Менеджмент»

Смоленск 2010

Одобрена Составлена в соответствии

цикловой комиссией с Государственными

товароведения, технологии и требованиями к минимуму

организации коммерческой содержания и уровню подготовки

деятельности выпускников по специальности

Протокол № __от 06.04.10. 080501 «Менеджмент»

Председатель ц.к. Директор техникума

__________ Л.Н.Слепцова ___________ Э.П.Смирнова

Программа составлена преподавателем М.А. Поповой

Пояснительная записка

Квалификационная практика (стажировка) студентов специальности 080501 «Менеджмент» является составной частью учебного процесса в системе подготовки специалиста-менеджера.

Цель ее - научить будущих специалистов организовать эффективную деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, работающих в условиях рыночных отношений; определять цели предприятий и пути их достижения, анализировать результаты работы и прогнозировать развитие, организовывать торговый процесс, создавать трудовой коллектив и достигать согласованности в его работе.

Задачами стажировки (квалификационной практики) является:
закрепление и углубление теоретических знаний по специальным дисциплинам
(«Менеджмент», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент»,
«Финансовый менеджмент», «Управленческая психология», «Анализ
хозяйственной деятельности», «Налоги и налогообложение»); принимать
управленческие решения экономического и социального характера; поставить
студентов в условия их будущей работы, с тем чтобы они могли приобрести
практические навыки и умения по специальности. Продолжение практики составляет (24 дня).

Стажировка (квалификационная практика) проводится в предприятиях (организациях), занимающихся коммерческой деятельностью (не зависимо от форм собственности). Руководство практикой на местах осуществляют высококвалифицированные специалисты, имеющие большой стаж практической работы по специальности. Они несут ответственность за выполнение программы и качество прохождения практики студентами. Ежедневно в конце рабочего дня руководитель обязан проверять дневники практикантов, анализировать их работу за день, давать задания на последующие дни практики. .

Общее руководство квалификационной практикой возлагается на заместителя директора техникума по производственной практике и преподавателей специальных дисциплин учебного заведения.

Студенты-практиканты обязаны соблюдать планы-графики прохождения практики, вести дневник и ежедневно в конце рабочего дня представлять его на
подпись руководителю, выполнять все указания руководителя практики по
месту работы, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.
В период практики студенты пишут отчет по темам данной программы.

В отчете раскрывают вопросы, изученные и отработанные на базе практики.

По окончании практики со студентами проводится собеседование, на которое они должны предоставить:

- Дневник – отчет (с приложениями);

- характеристику;

- программу практики.

По итогам собеседования выставляется «зачет» по производственной практике.

Тематический план

№ п.п. Наименование разделов и тем Количество дней
1.   2.   3.   4.   5.   6.   Организационно- правовая деятельность   Менеджмент   Стратегический менеджмент   Психология управления   Управление персоналом   Финансово – экономическая деятельность предприятия                    
  Итого

Содержание программы

Тема 1. Организационно-правовая деятельность предприятия

Содержание работы

1. Ознакомиться с учредительными документами предприятия. Указать их вид и основные разделы содержания.

2. Ознакомиться с содержанием свидетельства о государственной регистрации юридического лица, с лицензиями на осуществление различных видов деятельности. Образцы приложить к отчету.

3. Изучить экономику района деятельности предприятия, месторасположение, характеристику обслуживаемого населения, характеристику деятельности.

4. Ознакомиться с материально-технической базой предприятия, проанализировать соответствие общетехническим требованиям устройства.

5. Изучить размещение розничной торговой сети и проанализировать

обеспеченность торговой сетью населения.

6. Изучить технологические планировки торгового предприятия, проанализировать соответствие их торгово-эксплуатационным требованиям (приложить технологическую планировку торгового предприятия).

Студенты должны:

знать:

- нормативно-правовую документацию на учреждение торгового предприятия;

- способы строительства, ремонта и реконструкции торгового предприятия;

- порядок приемки торговых зданий в эксплуатацию;

- типизацию и специализацию торгового предприятия;

- виды технологических планировок торговых залов;

- технико-экономические показатели, характеризующие эффективность;

- использование торговых площадей;

- права и обязанности руководителя.

уметь:

- давать экономическую характеристику района деятельности торгового предприятия;

- определять вид планировки торгового зала с учетом типа и рассчитывать технико-экономические показатели эффективности использования площади.

Тема 2. Менеджмент

Содержание работы

1. Изучить организационное построение, органы управления предприятием и их функции.

2. Начертить схему организационной структуры управления. Сформулировать ее преимущества и недостатки.

3. Изучить должностные инструкции руководителей предприятия, их права и обязанности.

4. Принять участие в подготовке и проведении производственного совещания.

5. Изучить основные этапы подготовки и принятия управленческих решений, составить проекты распоряжений, постановлений, приказов.

6. Изучить мотивацию трудовой деятельности на предприятии. Индивидуальная и групповая мотивация. Провести тестирование работников по определению степени удовлетворенности основных
потребностей.

7.Определить виды коммуникаций, используемые данной организацией; подготовить предложения по совершенствованию коммуникативной культуры организации.

8.Охарактеризовать стиль руководства и связанные с ним достоинства и недостатки руководителя предприятия.

Студенты должны:

знать:

- основные типы организационных структур;

- органы управления;

- функции управления;

- критерии мотивации;

- коммуникативность и ее виды;

- методику принятия эффективного решения;

- законы и приемы делового общения.

уметь:

- составлять заданную структуру управления, определять преимущества и недостатки;

- проводить тестирование по определению потребностей работников;

- принимать эффективное решение;

- составлять планы проведения беседы, совещания;

определять виды коммуникаций, используемых предприятием.

Тема 3. Стратегический менеджмент

Содержание работы

1. Оценка и анализ внешней среды организации.

- изучить характеристики внешней среды: поставщиков, потребителей, конкурентов;

- изучить экономический, политический и социально-культурный факторы;

- впишите в приведенную таблицу примеры угроз и возможностей для каждого фактора воздействия внешней среды на предприятие.

Факторы воздействия Угрозы Возможности
Рынок капитала    
Рынок рабочей силы    
Правительство    
Технология    
Поставщики    
Покупатели    

2. Обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.

- факторы внутренней среды:

а) персонал;

б) технологии;

в) место расположение;

г) материальные ресурсы.

3. Целеполагание и стратегии деятельности

- указать миссию предприятия, если она не сформирована, то составьте ее самостоятельно.

- изложить цели деятельности предприятия, опишите виды деятельности.

- определите и опишите стратегии деятельности предприятия. Укажите их достоинства и недостатки.

Тема 3. Стратегический менеджмент - student2.ru Тема 3. Стратегический менеджмент - student2.ru Студенты должны:

знать:

- факторы внешней среды организации, их характеристика;

- методику проведения анализа возможностей и угроз внешней среды;

- факторы внутренней среды и их характеристика;

- методику проведения анализа сильных и слабых сторон внутренней
среды.

уметь:

- анализировать возможности и угрозы внешней среды организаций;

- анализировать сильные и слабые стороны внутренней среды организации.

Тема 4. Психология управления

Содержание работы

1. Используя тесты и вопросники определите типы темперамента работников аппарата управления. Сделайте вывод: какие особенности темперамента работников способствуют выполнению ими профессиональных обязанностей, а какие мешают.

2. Изучите межличностные взаимоотношения в коллективе, в котором вы проходите практику и отобразите эти взаимоотношения в виде
социограммы. Дайте характеристику микроклимата коллектива.

3. Изучите типы покупателей в одном из магазинов и дайте характеристику.

4. Проанализируйте несколько конфликтов, возникших в магазине при обслуживании покупателей по плану:

- сущность конфликта;

- в чем состояла трудность в общении с покупателями;
- как вышел продавец из конфликта;

- придумайте лучший выход продавца из конфликта.

5. Проанализируйте психологические воздействия средств рекламы на
покупателей, применяемых в магазинах торговой организации (витрин, обновление ценников, выкладка товаров).

6. Оцените соответствие внешнего вида продавцов торгового предприятия (организации) современным требованиям, сделайте выводы .

7. Приведите примеры конфликтных эмоциональных состояний, возникающих в практике работы современного руководителя ( эффект, стресс). Дайте рекомендации работникам торговли по снижению
психической напряженности.

Студенты должны:

знать:

- психологические свойства личности

- методы разрешения конфликтных ситуаций

- психологическую структуру коллектива

уметь:

- решать конфликтные ситуации;

- проводить тестирование, анкетирование работников;

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие здоровый психологический климат в коллективе.

Тема 5. Управление персоналом

Содержание работы

1. Изучить кадровую политику предприятия.

2. Ознакомиться с организацией приема на работу, оформление документов.

3. Изучить методы оценки деловой квалификации работников; аттестация,
тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с работниками,

организация обучения кадров, повышение квалификации.

4. Изучить порядок планирования работы руководителя по месту прохождения практики (рабочее место руководителя, рабочее время), описать технические средства, применяемые на предприятии.

5. Изучить организацию контроля за работой подчиненных, проведение
деловых бесед, приема посетителей по производственным и личным
вопросам.

6. Проанализировать стиль руководства и лидерство в трудовом коллективе,
дать оценки авторитета руководителя.

7. Ознакомиться с порядком ведения книги приказов, журнала учета документов.

8. Описать качества, присущие руководителю одного из подразделений предприятия.

9. Изучить порядок и методы разрешения трудовых споров.

10.Изучить порядок возмещения материального ущерба, причиненного работниками предприятию.

11.Проанализировать состояние текучести кадров, причины увольнения работников.

12.Ознакомиться с планом мероприятий по охране труда.

Студенты должны:

знать:

· обязанности менеджеров в управлении персоналом;

· стиль и культуру руководства;

· требования к кадрам в условиях рыночных отношений;

· порядок приема и оформления сотрудников на работу;

· методы оценки деловой квалификации работников;

· методы подбора и расстановки кадров;

· организацию контроля за работой подчиненных;

· правила ведения деловой беседы, совещаний;

· виды и правила контроля.

уметь:

- руководить трудовым коллективом;

- оформлять и составлять рекламные объявления о предприятии;

- работать с техническими средствами;

- проводить тестирование, анкетирование с работниками;

-проводить совещание, индивидуальные беседы.

Наши рекомендации