Методы работы: Создание различных групп
Обращения к специалистам центра по кризисным ситуациям.
Причины обращений:
- Проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей и подростков
(школьная дезадаптация, потеря мотивации к учебе, нарушения взаимоотношений со сверстниками, с учителями, агрессивное поведение; острое течение возрастного кризиса - отказ ходить в ДОУ, ОУ, истерики, др.)
- Социально-психологические проблемы
(воровство, ложь, грубость в межличностных взаимоотношениях, уход из дома, агрессивное поведение)
- Личностные проблемы
(тревожность, страхи, депрессивное состояние, аутоагрессия, неврозоподобное состояние, психосоматические проблемы)
- Межличностные
(нарушения взаимоотношений со сверстниками: агрессивное поведение, «козел отпущения», «клоун»)
- Проблемы, связанные с семейной ситуацией
(развод, нарушение взаимоотношений ребенка с родителями, изоляция ребенка)
v Работа ППМС-Центра по заявкам ГБОУ.
По заявкам школ, выполняются диагностические обследования:
- Профориентационная диагностика
- Психологическая адаптация первоклассников
- Психологическая готовность уч-ся начальной школы к переходу на обучение в основную
- Адаптация уч-ся пятых классов к обучению в основной школе
- Диагностика психологического климата в классе
- Эмоциональная комфортность учащихся на уроках
- Логопедические обследования первоклассников
- Толерантность образовательной среды
По профориентации.
Вид работы:
- Диагностика
- Консультирование
- Коррекционно-развивающие занятия по программе «Знакомство с миром профессий»
- Лекции «Основы выбора профессии»
- Родительские собрания «Выбор профессии. Типичные ошибки» (дополнительно к договору)
- Консультирование администрации, педагогов
- Районное методическое объединение специалистов сопровождения
В школах района специалистами Центра выполнялась работа по коррекционно-развивающим и информационно-просветительским учебным программам.
Направленность программ:
1. Развитие личности ребенка в младшем подростковом возрасте,
2. Формирование позитивных ценностных ориентаций у подростков,
3. Развитие навыков эффективного взаимодействия у старшеклассников, социальных навыков,
4. Профилактика наркозависимости, пропаганду здорового образа жизни,
5. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Вид работы:
- Диагностика
- Индивидуальные консультации по результатам диагностики
- Групповые коррекционно-развивающие, профилактические занятия
- Лекции, педсоветы
Методы работы: Создание различных групп
1. Учебные коррекционно-развивающие программы, направленные на развитие личностной сферы ребенка.
- «ПАВлин» (формирование культуры здоровья для предупреждения зависимого поведения детей старшего дошкольного возраста)
- «Мой выбор» (развитие социальных навыков и умений у подростков)
- «Движение, сила и грация» (психофизическое коррекционное сопровождение детей и подростков)
- «Экватор» (профилактика аддиктивных форм поведения подростков)
- «Шаги к взрослению»(коррекция и профилактика дезадаптивного поведения младших подростков)
- Волонтёрская команда «За здоровый образ жизни»
- Первичная профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях в рамках национального проекта «Здоровье»
- Групповые занятия в рамках городской программы «Соревнование классов, свободных от курения» «Мой выбор - не курить»
2.Учебные информационно-просветительские программы.
- лекции, интерактивные беседы, классные часы по профилактике аддиктивных форм поведения
- родительские собрания (лекции)
- лекции, индивидуальное консультирование, семинары
3. Профилактика проявлений экстремистской направленности в молодежной среде.
- Программы «Айсберг» и «Теремок», направленных на формирование толерантного сознания, позитивных социокультурных установок учащихся школ и дошкольников.
4. Так же на базе Центра работают следующие кабинеты:
- Кабинет «БОС» - коррекция эмоционального состояния детей с использованием метода биологической обратной связи
- Зал кинезотерапии для детей и подростков с проблемами интеллектуального и личностного разнития ( с использованием спортивных тренажеров)
- Зал психоэмоциональной разгрузки
- Игровая комната для психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
v Трудности в деятельности специалиста.
В своей профессии психолога, специалист сталкивается с определёнными трудностями в выяснении проблемы, с которым к нему пришёл клиент. При индивидуальном консультировании, не каждый начнёт говорить о своих сокровенных проблемах. Так же, клиенты иногда смущаются и сомневаются в том, что правильно ли они поступили, придя к специалисту.
Иногда, специалист должен уверить родителей, что их ребёнку действительно нужно психологическое сопровождение. А иногда, специалисты, должны для начала поговорить с родителем ребёнка, а возможно даже провести несколько индивидуальных бесед, для того, что бы разобраться в причине обращения в Центр.
Главный аспект в деятельности специалиста, это конечно же, эмоциональное выгорание.
v В ПМС – Центре заводятся индивидуальные карты сопровождения, в которых фиксируются личные данные (Ф.И.О) и причина, по которой ребёнок сопровождается в Центре. Так же в обязательном порядке должно быть указано, кем направлен ребёнок и причину его сопровождения.
В этих картах специалист фиксирует изменения, которые происходят в результате сопровождения клиента. Так же здесь фиксируются медицинские показатели клиента, т.е те заболевания, которыми он болел ранее, диагнозы и наблюдения врачей. Однако, здесь записываются данные не только ребёнка, но и родителей, в частности матери. Какие по счёту роды, в каком возрасте она родила ребёнка, что сопровождается в Центре. Все эти данные нужны, что бы специалист мог понять, что ещё могло послужить причине возникновения той или иной проблемы.
Во время сопровождения специалистом ставится диагноз и он может быть направлен параллельно к другому специалисту Центра, что бы тот, так же мог его сопровождать.
По завершению курса сопровождения, ребёнок заканчивает приходить на индивидуальные или же групповые занятия и начинает свою полноценную жизнь.
В дальнейшем эти карты сдаются в архив и заносятся в базу данных, дальше они так и хранятся в Центре.
Каждый специалист ведёт определённый журнал, в котором записывает все те мероприятия, которые он вёл. Своих клиентов, а так же школы, в которых он проводил консультации. Все эти журналы вследствие проверяются и заносятся в базы данных.
Раздел 2.Общая характеристика деятельности специалистов-психологов.
Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.
Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.
В области психологии специалист должен:
1.Понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
2.Владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
3.Понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
4.Знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
5.Знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
6.Понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
7.Знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
8.Знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
9.Знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
10.Знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
11.Иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;
12.Знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
13.Знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
14.Знать основные закономерности психологии образования;
15.Знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
16.Иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
17.Знать основные сферы и виды деятельности психолога;
18.Знать основы психодиагностики психологического консультирования;
19.Знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
20.Владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.
По виду деятельности, специалисты используют:
- Диагностику
- Консультирование
- Коррекционно-развивающие занятия
Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств — методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели — научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя (эмпирика и даже теоретика) и практика.
Например, по природе «скучный» и даже «неинтересный» (в обыденном и часто несправедливом значении этого слова, то есть недостаточно яркий в общении) психолог должен «произвести впечатление» на какую–то аудиторию, то есть установить с ней эмоционально–доверительный контакт или попросту «понравиться» этой аудитории. Имеющихся талантов и способностей у него для этого явно недостаточно, и тогда он выбирают какую–то интересную игровую процедуру, интригующее упражнение или рассказывает какую–то интересную историю (преподаватели называют их «байками»), после чего аудитория может даже сказать о таком психологе: «Какой он интересный (веселый, обаятельный и т. п.)».
Для специалиста важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он должен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психолого–педагогических средств работы с разными группами клиентов.
Раздел 3. Собственные выводы и впечатления о деятельности специализированных учреждений и о прохождении практики.
За эти 2 недели, что я была в Центре и познакомившись со специалистами, которые там работают, я поняла, что это тяжёлый труд. Но, этот труд, того заслуживает, ведь никто кроме таких Центров, не сможет помочь детям, родителям и даже педагогам, что обращаются со своими индивидуальными проблемами в ППМС-Центр.
Понравилось с тем, как нас приняли и сразу же ввели в курс дела. Я ознакомилась с ведением документов, побывала 2 дня подряд в детских лагерях, где прямо на моих глазах, проходили групповые занятия с младшими школьниками. Побеседовала с специалистами и узнала для себя много нового.
Возможно, на следующий год я вновь пойду проходить практику в такие Центры, т.к здесь можно узнать не только о том, какого это быть психологом, но и о том, с какими различными проблемами к тебе приходят. Для меня это интересно и познавательно.
Хотелось бы ещё раз поблагодарить директора ППМС-Центра, Окуневу Светлану Валентиновну, за то что была предоставлена возможность пройти практику в Центре. А так же Горбову Елену Алексеевну, которая все эти 2 недели просвещала нас и была приятным собеседником. Хочу поблагодарить так же всех специалистов, с которыми нам удалось побеседовать Это был ценный опыт и время потраченное не зря.