Упражнение 4. гибкое решение
Представьте себе кого-то из своих знакомых, к кому вы испытываете сексуальное влечение. Представьте теперь, что одна половина вас хочет иметь с ним/ней сексуальные отношения, а другая — отказывается.
Поставьте два стула друг против друга. Сидя на одном из них, говорите за ту часть себя, которая не желает увлекаться этим значимым для вас человеком. Приведите доводы против сексуальной связи.
Теперь пересядьте на другой стул и приведите доводы в пользу сексуальных отношений.
Продолжайте спор, пересаживаясь со стула на стул всякий раз, когда вы меняете отношение к воображаемому вами человеку.
Лишь осознавая возможности любых отношений, вы сможете больше всего получить от этих отношений. Поразмышляйте, как отсутствие осознания своей сексуальной привлекательности для другого могло повлиять на ваши отношения с ним/нею.
Итак, вы отрезали себя, отказались от этого человека из страха возможного сексуального увлечения?
Что вы чувствуете — будет ли этот человек польщен или он будет оскорблен вашим признанием в сексуальном влечении?
И вообще, испытываете ли вы смущение от сексуального влечения?
Осознание разнообразных частей самого себя позволяет с большей ясностью принимать гибкие решения. Вместо того, чтобы принимать преждевременное решение (например, по привычке), мы можем выбрать решение в зависимости от места, времени и человека, с которым мы рядом. Человек, который решил никогда не проявлять гнева, прификсировал свое решение ко всем конфликтам, сопряженным с гневом. То же касается и человека, который решил никогда не показывать своей грусти, возбуждения, сексуальности, удовольствия.
Когда решение привязано к конфликту, мы можем забыть о том, что существуют и другие его решения. Если мы никогда
не гневались, мы даже не знаем как следует гневных слов и жестов. Поэтому даже если мы случайно и выразим свой гнев, другие могут воспринять его как странность: мы можем выглядеть фальшиво и странно для всех, на кого изливаем свой гнев. В результате последует жесткая реакция на выраженное нами чувство, что, в свою очередь, может заставить нас сдерживать его в будущем. Мы чувствуем себя глупо, когда кто-то смеется в ответ на наш гнев или безжалостно контратакует, как только мы проявим свое чувство обиды. В подобных случаях стоит помнить, что все это человеческий опыт и процесс обучения. Мы же не ждем, что с первых шагов наши дети глад-, ко и величественно поплывут по течению. И так же не следует ожидать, что наши первые попытки нового поведения будут свободны от неуклюжести.
«Я обнаружил, что большая часть моих внутренних кон- . фликтов происходит тогда, когда мне хотелось бы посту- . пить совсем не так, как я привык себя воспринимать. Например, чем больше я следую созданному мной образу сочувствующего, бесконечно внимательного и понимающего отца, тем труднее мне искренне выразить негодование по поводу многочисленных требований и запросов моей дочери-подростка».
Быть способным ответить так, чтобы выразить все части себя — для этого нам следует распутать фрагменты своей личности, и неважно, будем ли мы при этом последовательными. У нас много составляющих, и каждая из них имеет свое происхождение. Некоторые обусловлены биологией. Мы испытываем сексуальное влечение — сильное или слабое — в зависимости от генетической наследственности. У нас есть способность проявлять или сдерживать свой гнев, частично это зависит от заложенных родителями, учителями и обществом ценностей. Более того, у нас есть склонность использовать совершенно разные наборы ценностей разных людей, не разбираясь в их соответствии.
Лишь попробовав применить один из способов поведения в конфликте, мы сможем осознать его совместимость или несовместимость со своими собственными ценностями. Это
важно, ведь каждый из конфликтов ведет нас ко все более полному выражению себя и к последующей интеграции всех частей наших взаимоотношений.
Часто мы хотим изменить свое поведение, мы устали быть жертвой, мучеником или хорошим парнем, или робким человеком. Дилемма возникает тогда, когда мы боимся начать вести себя иначе или не знаем, какие существуют альтернативы нашему привычному поведению. Тогда возникает конфликт, но участвующие в нем «части» еще совсем не определены. Следующее упражнение поможет прояснить ситуацию, когда вы чувствуете себя неуверенно в альтернативном поведении. Поведение, которое полностью противоположно привычному поведению, называют полярным поведением.
Полярностью теплоты является моя холодность, полярностью доброты — моя жестокость. О восхитительные полярности: счастье — горе, радость — гнев, любовь — борьба! Совершенный баланс!
Джордж Роснер