Упражнение 1. уровни общения
Оказавшись следующий раз в магазине, обратите внимание на обслуживающего вас человека. Особенно
прислушайтесь к своим чувствам по отношению к этому человеку. До того как приступить к вопросам о предмете, который вы хотели бы купить, решите, хотите ли вы установить с продавцом хороший контакт.
Найдя продавца, которого вы не хотите знать, обратите внимание на ваше взаимодействие. Как вы приветствуете друг друга? Какими знаками вы распределяете роли? Какую роль вы оставляете себе? Например, «занятий на этой неделе нет, поэтому я развлекаюсь»? Какие знаки он подает вам, чтобы вы смогли определиться в отношении него? Проявляет ли он недовольство? Он догадлив?
Вернувшись из магазина, запишите максимальное количество примеров его поведения и рядом — то, что он говорил вам при этом о себе.
Например:
«Я не знаю, где лежит вакса» (дурак, а может быть — смущен?) «В этом городе нет обувного магазина» (обувной магазин есть за углом, так что одно из двух — он испытывает неприятие ко мне или к владельцу обувного магазина).
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЕЩЕ УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
Столкнувшись с приятным для вас продавцом обуви, с которым вы готовы попробовать вступить в более близкий контакт, обратите внимание на ваш диалог. Как вы приветствуете друг друга? Какие роли начинаете играть? Почувствовав себя удобно, попытайтесь как-нибудь с ним рискнуть. Попробуйте выразить какие-нибудь чувства, которые могли бы вызвать насмешку.
Например:
«Меня сильно раздражает, что полицейские вашего города настолько осложняют жизнь негров» или
«Мне нравится ваш способ обращения с покупателями, которые до этого вас оскорбили».
Вы узнаете о рискованности подобных фраз — ведь вам будет неудобно произносить их. Реакция человека, стоящего за прилавком, может оказаться непредсказуемой.
Другим возможным случаем, когда вы могли бы попытаться рискнуть, является общение с вашим боссом. Расскажите ему о своих чувствах в связи с чем-нибудь, что вы от него скрывали, или дайте чему-нибудь собственную оценку, которая предположительно ему не понравится. Вы осознаёте наличие паузы, которая возникает прежде того, как вы предпринимаете нечто рискованное? Это и есть «мертвый» уровень. Перечисленные ранее примеры, возможно, не позволили вам в достаточной мере исследовать «мертвый» уровень в общении. Если это так, попробуйте следующее упражнение. Оказавшись с близким человеком, подумайте о чем-нибудь, что вы «никогда не скажете», даже если это правда и вы постоянно об этом помните. Теперь поставьте себе цель об этом сказать. Обратите внимание на борьбу, которую вы ведете с собой, и на следующий за решением мертвый период в своем поведении.
Некоторые роли приносят нам удовлетворение и довольно значимы. Они позволяют общаться с другими без излишней привязанности или самоограничений. Некоторые из задач в обществе выполняются людьми, которые должны оставаться в рамках роли. Аутентичное, подлинное поведение верховного судьи или, например, адвоката может привести к большой неразберихе. Законы страны станут изменчивыми и, хотя это будет иметь внушительные последствия, приведет к хаосу. Невозможно перечислить все важные роли, но если необходимые знания не будут сопровождать такие задачи, как материнство, обучение или лечение, совместно с соответствующими поведенческими ролями, их невозможно будет выполнить должным образом. Каждая из ролей имеет связанную с ней установку. Для материнства это привязанность и самопожертвование; именно эти установки и гарантируют, что задача будет выполнена.
Эрик Берн обстоятельно писал о тех ролях, которые мы играем всю жизнь. Ребенок должен признавать свою беспомощность и учиться у других. Ребенок внутри нас — это та
9-2356 129
наша часть, которая любит шалить и забавляться, получать удовольствие от контакта с другими, та часть нас, которая проявляется, когда мы смеемся над собственными промахами и нелепостями и даем себе свободу рисковать и казаться нелепыми. Ребенок внутри нас является также источником творчества, позволяя нам увидеть многое по-новому, а иногда как бы впервые. Взрослый в нас — это мыслитель, который тщательно взвешивает риски и строит планы. Родитель в нас — это та часть нас самих, которая присматривает за нами и нашими детьми: он строг и часто интроецирует мнения и ценности наших родителей.
Хотя такие роли необходимы для существования и функционирования нашего общества, они могут сковывать людей, призванных их выполнять. Человек, всегда являющийся верховным судьей (даже со своей семьей и друзьями), не свободен. Став навязчивой, роль мешает исполнителю, сковывая его индивидуальность.
Любая роль может быть очень детализированной и хорошо развитой — будь она карьерной (например, прокурор) или личностной (например, «трудный подросток»).
Но в любой ситуации человек, играющий роль, всегда ведет себя одинаково, предсказуемо, а общение в таких случаях хоть и скучно, но безопасно.
Многие личностные роли являются искажениями свойственных нам подлинных черт характера. Например, вы можете продолжительное время быть милым и непринужденным в общении человеком. Однако, получив вознаграждение за такое поведение, вы, возможно, прибегнете к нему и тогда, когда не чувствуете себя мило и непринужденно. «Милая» часть вас становится ролью — способом сокрытия своих неприятных чувств и избегания любых столкновений.
Роли, выбираемые нами для исполнения, — это отражение того, кто мы; они формируются очень рано. Наблюдая трехмесячных младенцев, Стелла Чесс сумела выделить определенные черты характера, которые присутствуют вплоть до взросления ребенка. Среди них оказались — реакция на появление новых людей, общие склонности ребенка, чувствительность и ответ на специфические стимулы. Человек, который обычно
сильно реагирует на эмоциональное воздействие, никогда не возьмется играть роль прожженного игрока в карты из Лас-Вегаса. Когда мы реагируем спонтанно, мы аутентичны себе, даже если наше поведение, возможно, неоригинально. Личностная черта только тогда становится ролью, когда мы пользуемся ей для того, чтобы скрыть, а не выразить то, что мы чувствуем. Так, человек, обычно бурно на все реагирующий, иногда может выдавать бурную реакцию для того, чтобы скрыть тот факт, что в данный момент он ничего не чувствует или по какой-то причине смущен тем, что чувствует.
В «хорошем» общении индивидуумов допускается фамильярность и понимание. Словами Мартина Бубера — это когда «Я говорю с Тобой». Он отличает такое поведение от общения «Я — Это», в котором человек ведет себя так, будто его визави является объектом. Такое отношение к другим исключает всякую взаимность или обмен, поскольку для партнера не допускается никаких возможностей испытывать те же чувства, что переживаю я. Здесь не хватает идентификации с другими, что ведет к эмоциональной изоляции и невозможности развития. Например, мужчина встречает привлекательную женщину. Если он ведет себя по отношению к ней с изначальной целью затащить в постель, чтобы она удовлетворила его сексуальную потребность, он относится к ней как к объекту. Если он воспринимает ее и общается с ней, чтобы узнать, и готов дать возможность другим чувствам развиваться между ними, чтобы у них обоих возникла потребность оказаться в постели, тогда он вступает в отношения «Я — Ты». Мужчина, рассматривающий женщину как существо, взятое напрокат, вступает с ней в отношения подстройки. Различие заключается в подходе. Подстраиваясь под другого для достижения результата (например, физической близости или получения в подарок нового пальто), некто вращается вокруг него и обхо-. дится с ним так, как опытный мастер с машиной. В отличие от этого, отношения «Я — Ты» включают прямое и откровенное общение и, что бы ни произошло между партнерами, являются результатом их совместной работы.
Отношения «Я — Это» обязательно включают исполнение ролей; отношения «Я — Ты» возникают тогда, когда мы пере-
стаем играть роли и становимся искренними и откровенным друг с другом в том, что мы чувствуем. Такой уровень искренности подразумевает близость и доверие.
Такое прямое общение является полноценным, оно еще раз подтверждает наше самоуважение и понимание своего места в мире. Мы не одиноки: существует другое человеческое существо, переживающее такую же борьбу и сомнения, что и мы, существует кто-то, кто не боится быть с нами тем, кто он есть на самом деле. Когда люди таким образом соприкасаются душевно, происходит нечто особенное, что обогащает и благотворно влияет на обоих партнеров. Один из самых сильных страхов — это страх одиночества или страх быть оставленным. Многие страхи произрастают именно отсюда, и простое общение с другим человеком на уровне «Я — Ты» избавляет от них.
Следующее упражнение позволит вам осознать уровень вашего доверия к партнеру и, возможно, развить «Я — Ты» отношения с ним (ней).
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Я - ТЫ» ОБЩЕНИЕ
Сидя напротив партнера, решите, кто из вас будет субъектом в этом упражнении, а кто — помощником.
В качестве субъекта поддерживайте контакт глазами с помощником и составьте ряд предложений, начинающихся словами «Я боюсь...»
Поддерживайте контакт глазами, не отводите взгляд!
Помощник нужен, чтобы поддерживать контакт. Он может делать это, держа, например, руки на расстоянии примерно полуметра от ваших плеч. Наиболее часто уходят от контакта, опуская глаза в пол или отводя взгляд в сторону. Как только вы попытаетесь это сделать, в.поле вашего зрения попадут руки или ноги партнера. Как только помощник поймет, что вы прервали контакт, он погрозит вам пальцем той руки, которая находится в поле вашего зрения.
Иногда вы можете не осознавать, что отвели глаза, даже если помощник грозит вам пальцем. В этом случае
помощнику следует обратиться к вам словами: «Пожалуйста, держи контакт глазами со мной».
Задачей помощника в этом упражнении является также помощь субъекту в построении возможных логических следствий.
Например:
Субъект: «Я боюсь быть глупым».
Помощник: «Если я глуп, то в этом случае я боюсь, что...»
Субъект: «Если я кажусь глупым, я боюсь, что люди могут не захотеть разговаривать со мной, и я буду одинок».
Помощник: «Если я одинок, я боюсь, что...»
Субъект: «Если я одинок, то боюсь, что останусь совсем один и, возможно, умру».
Помощник не только приглашает субъекта закончить предложение, но и настаивает, чтобы тот произнес его полностью.
Например: Измени «люди не будут разговаривать со мной» на «если я выгляжу глупым, то я боюсь, что люди не будут разговаривать со мной».
Многие наши страхи замешаны на страхе одиночества или страхе быть оставленными. Поймав в толпе взгляд человека, который потерял контакт с близким человеком, вы можете увидеть на его лице то же выражение, что, и у ребенка, когда тот теряет из виду свою мать. Этот детский страх оказаться в одиночестве или потеряться может сопровождать нас в жизни очень долго. Он трансформируется в страх оказаться отвергнутым, затем — в страх, что некоторые действия, например сильно выраженные эмоции, беспричинный гнев могут привести к отвержению со стороны других, и мы окажемся брошенными.
В интенсивном контакте, развиваемом с помощью приведенного упражнения, страх одиночества пропадает, поскольку во время него вы не одиноки.
Существует различие между искренним общением и «вынужденной искренностью». В последнем случае искренность
часто используется для оправдания нападок на другого человека. Такое поведение может быть способом отрицания жестокости: вместо того чтобы прямо и открыто быть злым или жестоким, мы можем маскироваться предварительной или завершающей фразой: «Я просто искренен» или «Если честно, то...» Подлинное общение включает осознание возможного результата нашего высказывания и осознания того, что наши чувства и переживания - это всего лишь точка зрения одного человека. Чтобы сообщить нечто важное кому-то другому, нужны подходящие условия и чтобы другой человек был в состоянии нас услышать.
Для общения с другим человеком мы должны ясно видеть себя и других. Проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние и дефлексия — все они блокируют нашу способность к этому видению. И до тех пор, пока мы не примем на себя ответственности за эти способы избегания контакта и за то, что скрываем за ними, мы будем продолжать препятствовать подлинному общению. Некоторые из этих способов избегания могут удерживать нас на поверхностном или ролевом уровне общения с другими, создавая о нас впечатление» как о людях «с прекрасным характером», без какого бы то ни было углубления в суть.
«Скрывая свой гнев, я защищаю себя от переживания любого сколь-нибудь стоящего контакта. В общем, каждое избегание препятствует подлинному общению, вызывая ошибочные интерпретации того, что происходит на самом деле».
Таким образом, наше представление о том, что происходит, мешает нам, и в результате мы обороняемся от несуществующих атак.
Мы видим уровни нашей личности, занимаясь не только другими: мы можем увидеть их даже в самих составляющих нашей личности — когда находимся в конфликте с собой! Многие безвыходные ситуации обусловлены обеими полярностями, застрявшими на уровне ролевой игры. Мы не можем предложить вам здесь простое упражнение для иллюстрации этого тезиса, а вместо этого приведем стихотворение.
Во мне раздается приказ:
«Копай! Что ты видишь?»
«Людей и птиц, воду и камни».
«Копай глубже! Что ты видишь? »
«Мысли и мечты,
фантазии и сверкающие вспышки озарения!»
«Глубже копай! Что ты видишь? »
«Я ничего не вижу! Безмолвная ночь, густая, как смерть».
«Копай глубже!»
«Ох! Я не могу пробить темной преграды!
Я слышу голоса и плач,
слышу взмахи крыльев за преградой».
«Не плачь! Не кричи!
Они не за ней - эти голоса, плач и крылья -
Они в твоем сердце». Никос Казантакис
Личностный рост может иногда быть болезненным, поэтому полезно время от времени спрашивать себя: «А стоит ли это того?» Сопротивление и способы избегания, защищающие нас от болезненных воспоминаний и от тех частей себя, что нас огорчают, - уводят нас от ясного видения мира и от удовольствия переживаний глубоких и близких отношений. Стоило ли ясное видение мира боли от разрушения страхов, можно выяснить только после того, как работа закончена. Однако ключ к разгадке может быть найден в тех проблесках настоящего общения, что иногда возникают у нас с людьми, уже разрушившими многие из своих барьеров. Такие моменты помогают нам осознать, как много мы теряем, постоянно сдерживая свои настоящие чувства или избегая их. После хорошего поцелуя мы всегда стремимся к большему!