Показатели выполнения инструкции

№ картины Момент Исток Прогноз (количество исхо­дов: благоприятных, небла­гоприятных) Эмоции Мысли
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ТЕСТ РОРШАХА

Тест Роршаха принадлежит к числу проектив­ных тестов. Он используется для диагностики от­дельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и качеств личности по те­сту Роршаха основано на анализе простейших про­дуктов творчества, в которых отражаются (проеци­руются) некоторые индивидуальные особенности личности.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использу­ет сферу перцепции. На материале индивидуально­го построения образа он разрабатывает свою систе­му диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструи­рования представлений стоят отдельные личност­ные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дают и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и со­держание самого образа.

Инструментом теста является набор из 10 карто­чек с симметричными пятнами разных цветов не­определенной формы. При предъявлении каждого

пятна испытуемому предлагается ответить на во­прос: «Что это такое и на что это похоже?»

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или карти­ну, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психиче­ских актов и тех психических особенностей чело­века, которые несут на себе наиболее яркую пе­чать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности проте­кания ассоциативных процессов и особенности установки.

Так, М. Рапопорт считает, что с момента предъ­явления пятна и до создания образа возникает свя­занная цепь процессов. Прежде всего сама неопре­деленность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные об­разы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего созда­ются законченные, логически обоснованные кар­тины.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Это основная схема теста Роршаха, которая от­личает его от других проективных тестов по систе­ме и структуре в проекции. По характеру же про­екции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, не зависящим от внешних влия­ний. Предполагается, что неопределенность и бес­форменность пятна (неконструированный раз­дражитель) исключают объективную внешнюю направленность ассоциаций, проводящих к созда­нию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключи­тельно на счет субъективных факторов. Именно ради сохранения чистоты показателей при прове­дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается задавать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать свое отношение к только что высказанному суж­дению испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диагностируется на основе реакции на достаточно определенные раздражители (ситуа­тивные картинки), тест Роршаха дает больший простор для независимого продуцирования и сво­бодной проекции личности.

Тест Роршаха служит одним из лучших индика­торов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях нена­правленного ассоциирования.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оце­нивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существен­ную роль при диагностике личности, поскольку за каждой из них стоит различный механизм, форми­рующий ответ. Поэтому один и тот же ответ дол­жен быть последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей орга­низации восприятия: 1) особенности оперирования и ориентировки

в пространстве (в одном случае для построения

образа берется все пятно в целом, в другом —

только его часть);

2) избирательность реакций (например, исключи­тельно сильная реакция на цвет или преиму­щественно на цвет);

3) очередность реакции (например, реакция, со­стоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);

4) статичность или динамичность (картины непо­
движны или в них усматривается движение).
Оценки по содержанию входят в одну из 4 кате­
горий — люди, животные, предметы и фантастиче­
ские образы — и свидетельствуют о тех особенно­
стях ассоциативного процесса, в результате
проявления которых на основе действия превали­
рующих представлений и понятий складывается
один из типичных образов.

Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формаль­ным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приложениях 1 и 2.

Методические указания

Пояснения к шифровке ответов при исследова­нии по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики

Ц (целостность) — так шифруются ответы, осно­ванные на восприятии всего пятна таблицы в це­лом, при четком ограничении пятна от фона таб­лиц.

Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.

Ф (форма) — четко выраженная форма (описа­ние людей, животных, растений и др.).

Фн — нечетко воспринятая форма.

Ф-Цв (форма-цвет) — ответы, в которых прео­бладает форма и упоминается цвет.

Цв-Ф (цвет-форма) — ответы, в которых прео­бладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж — категория «животные». Сюда вводят упоми­нания о любых представителях животного мира —



Глава 2. Психодиагностика: практика

Показатели выполнения инструкции - student2.ru

млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, прес­мыкающихся, насекомых.

Ч — категория «человеческие фигуры». Упоми­нания о человеческих существах в любой форме — называние пола (мужчина, женщина, маленькая де­вочка, мальчуганы...), возраста (старик, старуха, юноша...; профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцую­щие...); или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий...); группировкой (драка, демонстра­ция, зрительный зал, полный публики...).

П — категория «предметы». Упоминания пред­метов любого назначения, размера, свойства, мате­риала, положения.

Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа (ведьма, колдун, кентавры, король под­земного царства) и т. д.

Дв — категория «движение». Включает движе­ние, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.

Обработка задания

Экспериментальная группа. В опыте участвуют 2 человека: экспериментатор и испытуемый. Испы­туемый может быть ознакомлен с системой оценок только после проведения опыта.

Методика

Процедура опыта. Опыт заключается в предъяв­лении 10 карточек в последовательности, отражен­ной порядковым номером карточки. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным во­просом: «Что это и на что это похоже?»

Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявления не огра­ничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стан­дартный протокол.

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. приложение 2 и 3).

2. Производится подсчет количества ответов разных категорий.

3. Вычисляется процент ответов различных ка­тегорий из общего числа всех ответов.

4. Выявляются сочетания ответов по формаль­ным оценкам и оценкам по содержанию.

5. Определяются индивидуальные характерис­тики испытуемого (по отклонениям от нормы).

6. Составляется заключение по поводу личности испытуемого.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Наименова­ние харак­теристики (категория) Формальные характеристики Характеристики по содержанию Приме­чание
Ц (целое) Д (деталь) Ф (четкая форма) Фн (нечет­кая форма) Ф-Цв (форма-цвет) Цв-Ф (цвет-форма) Дв (дви­жение) Ж (живот­ное) Ч (чело­век) П (пред­мет) Фан (фанта­зия)
Количество ответов                        
Выражен­ность (в %)                        
Показатели нормы 65—70 % 25—30 % 75—80 % 25 % 50 % 25 % 60 % 30—35 % 25 % 1—2 отв. 3—4 отв.  

Показатели выполнения инструкции - student2.ru Показатели выполнения инструкции - student2.ru Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Приложение 2

Наши рекомендации