Динамика переходов между типами реагирования.
Сплошная черта на рисунке разграничивает активные и пассивные типы реагирования на задачу. Типы, расположенные над сплошной чертой, характеризуются активным проявлением отношения к задаче: либо поддержкой, либо критическим отношением. Типы, разграниченные пунктирной линией, являются проницаемыми, подразумевают переходы из одного состояния в другое. В состояние понимания и принятия задачи (характерное для «резервиста на повышение») можно перейти только из активного состояния. Понимание и принятие в момент постановки задачи руководителем является залогом дальнейшего карьерного роста. Если задача принимается, но не достаточно точно понимается, то работник может задать руководителю вопросы на понимание и, благодаря проявленной активности, перейти в состояние «резервиста на повышение». Другой возможный для него путь - сначала критически отнестись к задаче (перейти в состояние «критика - аналитика»), и, благодаря критическому осмыслению, понять смысл задачи. После процедуры понимания у работника, который изначально находился в состоянии «наш человек», появляется возможность вновь осуществить внутреннее прикрепление, принятие задачи. Понимая и принимая, работник окажется в благоприятствующем карьерному росту состоянии. Если сотрудник изначально находится в критической позиции, то он может придать прикреплению, принятию приоритетное значение, к своему пониманию отнестись критически, подвергнуть его сомнению. Внутренне прикрепившись, он может по-новому осознать смысл поставленной задачи. Тем самым перейдет в состояние «резервиста». «Заблуждающийся» может критически отнестись к своему мнению, проверить его, тем самым переместиться в состояние «критика-аналитика». Исполнитель «лояльно- демонстративный» при показной внешней активности не понимает смысла задач в целостном контексте организации, не стремится к этому пониманию, так как его волнует создание впечатления на руководителя, а не интересы дела. Такое состояние является пассивным и препятствующим реальному продвижению. Исполнитель «не лояльный, пассивный» утрачивает интерес к происходящему и, поэтому, также утрачивает подлинное понимание смысла задач, и если не уходит по собственному желанию, то, со временем, его уволят по статье.
Тип реагирования | Реакция исполнителя на задачу | Действие руководителя |
1. «Резервист на повышение» | Понимает, принимает | Делегирование |
2. «Лояльный сотрудник («наш человек»)» | Задача принимается, но не достаточно точно понимается | После постановки задачи, спросить исполнителя, как он понял задачу? Какие видит трудности в решении? С чего планирует начать? Какая помощь ему потребуется? |
3. «Критик - аналитик» | Задача понимается, но не принимается | Спросить подчиненного, а как он считает нужным поступить? Если мнение полезно, принять к сведению. Если отношение критически настроенного подчиненного основано на недостаточной (в отличие от руководителя) информированности, то, по возможности, проинформировать, чтобы через вовлечение квалифицированного работника в процесс принятия решений направить активность критика - аналитика в полезное для подразделения русло. |
4. «Заблуждающийся» | Задача не принимается, понимается искаженно | Задать исполнителю вопросы на прояснение его понимания задачи, в результате которых он осознает ошибки в своем понимании смысла задачи (в контексте организационных целей) и поменяет отношение |
к задаче. | ||
5. «Лояльно - демонстративный» | Формально, не искренне принимает задачу. Заботится только о личном продвижении. | Требовать достижения реальных результатов, не поддаваясь на лесть и мнимое очарование фиктивно-демонстративных продуктов. Отличать PR- пустышки от эффективной работы. |
6. «Не лояльный» | Понимает, но не принимает. Не проявляет несогласия, имитирует выполнение задачи | «Поговорить начистоту» Предложить выбор - его добросовестная работа или «контроль с пристрастием» с соответствующими санкциями при выявлении нарушений |
7. «Кандидат на увольнение» | Не понимает, не принимает, не уточняет, что от него требуется, не делает (или делает не то, что от него ожидается). Придумывает оправдания, причины невыполнения задания | Предложить выбор - его добросовестная работа или «контроль с пристрастием» с соответствующими санкциями при выявлении нарушений. Предложить обращаться к опытным работникам или к Вам, если непонятно, что и как делать. |
ПОНЯТИЕ О ДЕЛЕГИРОВАНИИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
• Что такое делегирование?
• Чем делегирование отличается от постановки задачи?
• Какие цели делегирования?
• Что дает делегирование руководителю? Подчиненному? Организации?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Делегирование —
это передача подчиненному задачи или функции из сферы руководителя. Одновременно с рабочей задачей для выполнения должны делегироваться необходимые полномочия и ответственность. Начальник сохраняет за собой общую ответственность за руководство (управленческая ответственность), которая не может быть делегирована
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, МЕШАЮЩИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЮ:
• Я сделаю это быстрее
• Я сделаю это лучше
• Мне нравится это делать самому
• Я привык это делать сам