Когнитивно-поведенческая оценка
В связи с тем что психически больные страдают расстройствами аффекта, когниций и воли, оценивать следует все эти сферы функционирования. Традиционные стратегии оценки при изучении психологических дефицитов здесь себя не оправдывают. С этой целью применяются два исследовательских подхода. Первый из них — сравнительно-групповой подход.Клиническим группам предлагается набор тестов, после чего результаты сопоставляются со специально подобранными контрольными группами, состоящими из нормальных индивидов. Эти результаты практически не дают информации о природе дефицита, его причинах и стратегиях устранения. Нарушенное функционирование может быть обусловлено рядом причин.
Второй подход, специфически-дефицитарный(specific-deficits),при котором используются тесты для определения дефицитарных проявлений клиента, высказываются предположения об их природе. Используется нормативная контрольная группа, однако преимущественное внимание уделяется специфическим тестам, а не общему сравнению. Этот подход может привести к появлению нового обозначения того или иного дефицита, однако не позволяет объяснить или определить проблему. Конечно, можно высказывать различные гипотетические предположения, заимствованные из тех или других подходов, однако нет никаких оснований для предпочтения какого-либо определенного объяснения или концептуализации. Когнитивный-функциональный подход к анализу имеющихся нарушений представляется более перспективным.
Когнитивно-функциональный подход.Функциональный анализ поведениявключает детальное исследование предпосылок и последствий в отношении репертуара реакций. Он требует точного определения класса реакции, знания частоты реакций в различных ситуациях, а также манипуляции внешними событиями с целью демонстрации причинной взаимосвязи. Функционально-когнитивный анализфокусируется на роли когниций в поведенческом репертуаре
«с целью определить, какие когниции (или невозможность выяснить ключевые когниции), при каких обстоятельствах способствуют адекватному функционированию или нарушают его.... Когнитивно-функциональный подход анализирует последовательные психологические процессы...необходимые для адекватного функционирования... Неуспех внутреннего диалога клиента, то, что он может или не может сказать себе перед, во время и после выполнения задания, становится предметом рассмотрения» (Meichenbaum, 1977, pp. 236-237).
Клиницист может сам выполнить задание с целью обсудить факторы, обусловившие нарушенное функционирование клиента.
Анализ выполнения задания предполагает разделение задания на элементы или выделение когнитивных стратегий, необходимых для его выполнения, начиная с понимания сути задания или инструкций по его выполнению. Далее выполняются различные процедуры, отмечаются соответствующие изменения. Существует три типа процедур. Первый тип — это модификация заданияразличными путями, что позволяет оценить способности и дефициты клиента в различных условиях. Второй тип процедур — это изменение переменных окружающей среды, непосредственно не связанных с заданием,в частности наличия или отсутствия помех, а также межличностных факторов. Такие процедуры позволяют наблюдать аспекты ситуации, способствующие или мешающие успешному функционированию. Эта информация может быть получена и от самого клиента.
«Выяснение у клиента его понимания задания, описания его стратегии, оценки функционирования и представлений о ситуации являются ключевыми элементами когнитивно-функционального анализа... Наши клиенты могут рассказать нам о многом, если мы будем их расспрашивать и внимательно слушать» (Meichenbaum, 1977, р. 242).
Третий тип процедур заключается в предоставлении клиенту поддержкив форме различных рекомендаций и предложений с последующим наблюдением за изменениями в его функционировании. Таким образом, когнитивно-функциональная оценка предполагает, что клиент является субъектом экспериментального исследования.
Подобный экспериментальный анализ непосредственно приводит к предложениям по проведению лечения. Оценка и лечение сливаются или перекрываются. «Оценка дефицитов и способностей идет рука об руку с исцелением» (Meichenbaum, 1977, р. 246).