Процедура изготовления материала
Ведущий может предложить детям задачи оригами по своему выбору, учитывая возраст, возможности и навыки детей в подобного рода деятельности. Ниже предлагается описание двух упражнений, которые ведущий может использовать на занятии.
Лебедь (см. схему в Приложении, рис. 43 А—К)
Необходим квадратный лист бумаги со стороной 15-18 см.
1. Складываем лист по диагонали, намечая линию сгиба по диагонали, — и вновь разворачиваем лист.
2. Делаем из квадрата стрелу, складывая смежные стороны к диагональной линии (см. рис. 43 А), и переворачиваем стрелу нижней стороной (лежащей на столе) вверх.
3. Углы, отмеченные точками на рис. 43 Б, соединяем по нарисованной штриховой линии.
4. Верхний треугольник конструкции сгибаем от себя (к поверхности стола) по центральной линии сгиба (на рис. 43 В она указана штриховой линией).
5. Трапецию, оказавшуюся сверху, сгибаем таким образом, как показано на рис. 43 Г.
6. Верхнюю половину левой части конструкции отгибаем вправо (рис. 43 Д).
7. Верхние смежные стороны получившегося четырехугольника сгибаем к его вертикальной диагонали (рис. 43 Е)
8. Правую половину нового четырехугольника складываем к левой половине (рис. 43 Ж).
9. Верхнюю часть получившейся шеи лебедя выворачиваем по линии, указанной на рис. 43 3.
10. Чтобы сделать голову лебедя, необходимо верхнюю часть шеи согнуть так же, как описано в пункте 9 (рис. 43 И).
Изображение готового лебедя дано на рис. 43 К.
Павлин (см. схему в Приложении, рис. 44 А—Л)
Павлин также изготавливается из квадратного листа бумаги. Можно использовать цветную бумагу, тогда павлин получится нарядным.
1. Делаем из квадрата стрелу (см. рис. 44 А, Б).
2. Края треугольников, получившихся после сгиба, отгибаем к внешним сторонам, как показано на рис. 44 В.
3. Получившиеся «гармошки» загибаем под низ по намеченной линии (рис. 44 Г).
4. Теперь делаем зигзагообразный сгиб по линиям, показанным на рис. 44 Д. Линии сгиба нужно определить, разделив конструкцию приблизительно пополам.
5. Правую часть заготовки складываем к левой части (рис. 44 Е).
6. Поднимаем нижнюю часть заготовки (шею павлина) до прямого угла так, чтобы шея оказалась внутри верхней части (хвоста) — (рис. 44 Ж).
7. Шея и голова павлина делается так же, как у лебедя (рис. 44 3 и 44 И).
8. Чтобы закончить хвост павлина, его верхнюю и боковые части необходимо загнуть назад (рис. 44 3, И).
9. Хвост нужно раздвинуть в стороны (рис. 44 К)—павлин готов.
Упражнение 2. «Колумбово яйцо»
Цели:
- те же, что в упражнении 1.
Материалы:
комплекты разрезного «колумбова яйца» и наборы карт с изображениями фигур, которые нужно будет собрать (Приложение, рис. 45-48), по числу участников группы.
Необходимое время: 15-20 минут.
Процедура проведения
Участникам раздаются комплекты учебного материала и карты с изображением фигур, которые можно собрать из деталей «колумбова яйца». Ведущий объясняет учащимся, что нужно самостоятельно собрать все фигурки так, как изображено на карточках, и предлагает вначале собрать само «яйцо» (Приложение, рис. 45-48).
Каждую собранную фигурку необходимо показать ведущему. Только после этого можно переходить к построению следующей.
При успешном выполнении упражнения отдельными учениками можно предложить им попробовать самостоятельно придумать новые фигурки из частей «колумбова яйца».
Комментарии к занятию
Упражнения этого занятия не очень сложны для выполнения. Они призваны обеспечить достижение успеха в деятельности (как и упражнения следующего занятия) перед введением в коррекционный курс заданий нового уровня сложности.
Занятие 16
Цели: те же, что в занятии 15.
Упражнение 1. «Из каких геометрические фигур составлен рисунок?»
Цели:
- развитие пространственных представлений и мышления; совершенствование оперирования сенсорными эталонами.
Материалы:
- наборы карт с рисунками, составленными из различных геометрических фигур (Приложение, рис. 49-60), и изготовленные на их основе комплекты разрезных деталей, необходимых для построения изображенных предметов, по числу участников.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Инструкция ведущего: «Сейчас я раздам вам карточки с изображениями, составленными из геометрических фигур. Ваша задача: посмотреть внимательно на эти рисунки и назвать геометрические фигуры, из которых они составлены».
Первый этап упражнения
В Приложении на рис. 49-53 — приведен облегченный вариант задания. Карточки с изображениями раздаются каждому участнику, и проводится совместный разбор рисунков: ведущий предлагает каждому участнику проанализировать конкретный рисунок с точки зрения его составляющих. Остальные дети следят за правильностью ответов.
После общего обсуждения ведущий раздает комплекты разрезных деталей и предлагает самостоятельно собрать из них изображения. В ходе выполнения этой части упражнения он контролирует правильность построения фигур.
Второй этап упражнения
Второй этап — основной. Ведущий работает с картами (Приложение, рис. 54—60). Причем основные изображения — это нерасчлененные рисунки (варианты А). Именно с опорой на них дети должны суметь построить нарисованную фигуру. Только в случае неудачи ребенку предлагается вспомогательный вариант — расчлененная фигура (варианты Б).
Дети работают индивидуально, необходимо избегать взаимных подсказок и подсматриваний. Темп работы каждого ученика также индивидуальный. Ведущий следит за работой каждого, вовремя осуществляя контроль и предлагая следующее задание.
Упражнение 2. «Оригами»
Цели:
- те же, что в упражнении 1, занятие 15.
Материалы:
- листы бумаги для построения фигурки по числу участников.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения
- Упражнение проводится аналогично упражнению 1 из занятия 15.