ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Несмотря на обвинения в поверхностности, РЭТ является всеохватывающейтерапией. Ошибочно предполагать за методом отсутствие глубины только на томосновании, что его основы просты и легко доступны для понимания каждого. В этом РЭТпревосходит все прочие методы лечения, так как рассматривает каждого человека —в том числе и вас — как личность, влияющую на окружающих людей и среду и, всвою очередь, также подвергающуюся влиянию с их стороны.
Вы живете в окружении людей — домочадцев, друзей, коллег по работе, знакомыхи незнакомых. В какой-то степени вы влияете на них; в какой-то степени и онивлияют на вас.
Вы живете в конкретной окружающей среде— с определенным воздухом,определенными растениями, дорогами, зданиями, погодными условиями, механизмамии машинами и т. д. Все это оказывает влияние на вас. Ну а вы в свою очередьтакже оказываете влияние на окружающий вас мир.
Наконец, вы «живете» в своем собственном теле — с вашим скелетом, кровью,внутренними органами, кожей, нервами и прочими тканями, которые, безусловно,существенно влияют на вас. Ну и такие ваши действия, как прием пищи, утолениежажды, физические упражнения, мысли и ощущения, — также оказывают влияние насостояние вашего организма.
Живя в столь сложном окружении, вы располагаете (как уже было ранее указанов этой книге) определенными целями (G), которыеприводят к активизации определенных событий вашей жизни. Но на пути кнамеченным целям барьерами встает множество практических проблем, требующихрешения.
Например:
· Как мне получить хорошее образование?
· Что мне следует сделать, чтобы найти хорошего супруга?
· Какую профессию выбрать и как преуспеть в ней?
· Какой вид отдыха доставит мне радость и будет стоить затраченного времении усилий?
Распознав эти реальные проблемы, вы можете либо постараться решить их, либо,что весьма глупо, расстроиться из-за них. Если вы расстраиваетесь, то получаетепроблему из-за проблемы — эмоциональную проблему или невроз, связанные с вашейреальной проблемой (как жить и радоваться жизни).
РЭТ по сравнению с другими видами терапии более систематизированна,поскольку она поощряет вас решать проблемы, вызванные исходными практическимитрудностями, и одновременно связанные с ними эмоциональные проблемы. Хотя инеобязательно решать их одновременно — чаще при наличии невроза РЭТ поощряетвас сначала поработать над решением эмоциональных проблем — и лишь потомзаняться решением практических вопросов.
Почему так? Вот несколько причин:
1. Когда вы встревожены или подавлены из-за необходимости принятия решения —например, такого: «Продолжать ли мне отношения с партнером или порвать с ним?»— то часто не можете понять, которое из ваших желаний (уйти или остаться)является более сильным. Ваше чувство вины из-за желания разрыва может помешатьвам увидеть, что по-настоящему вы хотите уйти. Или раздражение против партнераможет подавить ваше естественное желание остаться 2. Вы можете потратить столько сил и времени на переживания,что у вас не останется ни того, ни другого для решения ваших практическихпроблем. Например, вы можете так усиленно страдать и хныкать из-заневозможности принять решение (уйти или остаться), что так никогда и недоберетесь до момента принятия обдуманного решения.
3. Вы можете так переживать из-за того, что увас возникла практическая проблема, что окажетесь просто неспособным собратьсяс мыслями, чтобы решить эту проблему, — особенно зная, что легкого решения несуществует.
Таким образом, РЭТ поощряет вас сначала разобраться со своими эмоциональнымирасстройствами (те есть с проблемами из-за проблем), а затем тщательно обдуматьпрактические решения.
Итак, мы вплотную приблизились к подходу РЭТ № 7: Когда вы предпринимаетепопытку решить какую-нибудь практическую жизненную проблему, осмотритесь впоисках эмоциональных проблем — например, тревоги или депрессии, связанных спрактическими вопросами. Если такие эмоциональные проблемы существуют, ищите иактивно оспаривайте свои догматические представления о должном, которые ведут квозникновению эмоциональных затруднений. Поработав над устранениемневротических чувств, вернитесь к решению практического вопроса, по-прежнему незабывая использовать эффективные методы управления собой.
Джоанн страстно хотела закончить колледж, но у нее было слишком мало денег,а дорога была длинной — не менее пятидесяти миль. Трудно каждый разпреодолевать этот путь! Но она сделала его еще труднее, твердя себе: «Я должна закончить колледж, и как можно скорее! Это значит, что я должна многоработать, заниматься и еще тратить время и силы на дорогу. Но ведь этонесправедливо. Нельзя, чтобы жизнь обходилась со мной столь безжалостно. Ипотом, отец все время повторяет, что у меня нет способностей, чтобы хорошоучиться и успешно закончить курс. Наверное, он прав. Если так, это просто ужасно и мне никогда не получить того, что я хочу от жизни. Ненавижу своегопапашу!»
Имея столь сильные иррациональные представления, Джоанн ухватилась за своиисходные практические проблемы и с их помощью впала в состояние тревоги,депрессии, гнева и ненависти к себе. Естественно, что ее расстроенные чувства взначительной степени помешали решению практических вопросов (деньги, школа,работа, дорога — не говоря уже о напряженных взаимоотношениях с отцом).
Для начала мы с Джоанн поработали над изменением ее догматическихпредставлений об отце, о ней самой, о ситуации в школе. Затем, шаг за шагом, япомог ей развить навыки решения практических проблем и найти альтернативныерешения, которых она не замечала, потому что расстроенные чувства блокироваливосприятие (например, можно взять денег в долг и поселиться поближе к колледжуи месту работы). Я помог ей приобрести навыки общения (чтобы наладить контакт сотцом) и организации работы и учебы (что позволило быстрее справляться сзаданиями).
Вы тоже можете в первую очередь изменить свои иррациональные представления иизбавиться от тех эмоциональных последствий, к которым они приводят. Затем выможете вернуться к активизирующим событиям своей жизни и использоватьприобретенные навыки решения проблем для того, чтобы сделать свои решения болеепрактичными, ну и более приятными.
Вы можете использовать РЭТ для приобретения навыков самоутверждения,изучения методов распределения времени и организации работы и прочих, не менееполезных знаний и навыков, способных сделать вашу жизнь более наполненной исчастливой. Поскольку РЭТ имеет дело с мышлением и поведением ипоскольку включает корректирующее обучение, она лидирует в той области терапии,которая касается решения проблем и обучения различным навыкам.
И это еще раз показывает, насколько всеохватывающей терапией является РЭТ! Этонекая «теория системы» человеческого поведения — другими словами, истинносистематическое учение. Помогая вам осознавать свои разрушительные чувства (С),связанные с событиями жизни (А), и изменять идеи (В), которые порождают этичувства, РЭТ дает возможность работать над реорганизацией всех ваших А, В и С —а также видеть, распознавать и менять их сложные взаимосвязи.
РЭТ-упражнение № 11
Подумайте о какой-нибудь проблеме, которую вам нужно решить. Ну, например:
· Как получить хорошую работу.
· Как произнести хорошую речь.
· Как выиграть партию в гольф.
· Как написать курсовую работу.
· Как проехать по незнакомому городу.
· Как общаться с людьми.
· Как получать больше радости от секса.
· Какой телевизор купить,
· Какой дом купить.
· Кого выбрать партнером по игре.
· Какой курс прослушать в школе.
· Какое платье надеть на вечер.
· Какую карьеру выбрать в жизни.
Какой комплекс физических упражнений выбрать.
Посмотрите, не связаны ли с этими практическими задачами какие-либоэмоциональные или поведенческие проблемы, например:
Тревожит ли вас то, найдете ли вы хорошую работу и удержитесь ли на ней?
· Будет ли вам стыдно, если вы плохо выступите?
· Будете ли вы подавлены, если плохо сыграете в гольф?
· Продолжаете ли вы оттягивать написание курсовой работы?
· Раздражаетесь ли вы во время езды по незнакомому городу?
· Боитесь ли вы общаться с людьми?
Осуждаете ли вы себя из-за ваших сексуальных проблем?
Не стараетесь ли вы лихорадочно собрать какможно больше информации обо всех марках телевизоров, прежде чем принять решениеи купить только один?
· Боитесь ли вы, что купленный вами дом рухнет или сгорит?
· He осуждаете ли вы себя со всей строгостью за то,что выбрали не того партнера для игры?
· He меняете ли вы курсы в школе, несмотря на то чтосеместр уже начался?
· Страдаете ли вы по поводу выбора платья для вечера?
· Что вы делаете для выбора карьеры? Быть может, ничего?
· Не слишком ли часто вы меняете комплекс упражнений, не успев получитьникакого результата?
Если вы встревожены, подавлены, страдаете от стыда, переживаете гнев из-завозникших практических проблем или если вы нерешительны, трусливы илиимпульсивны, то ищите догматические требования (должен, обязан, ужасно, не могуэтого вынести и т. п.), которые сопровождают ваши рассуждения. Например:
«Я должен получить хорошую работу, аполучив, обязан сохранить ее».
«Моя речь должна быть блестящей! Будет ужасно стыдно, если кто-нибудь засмеется».
«Я должен был играть лучше. Я простоникудышный спортсмен».
«Почему этот чертов курсовик такой трудный? Он же должен быть проще! Яне могу вынести этого. Напишу-ка я его потом».
«Улицы этого захудалого городишки должны бытьвымощены получше. И дорожные знаки должны быть более понятными. Просто ужасно, что меня вынуждают так нервничать».
«Я должен купить за свои деньги самый лучший телевизор. Я не переживу, если он окажется не самым-самым!»
«Только представьте себе: я куплю дом, а послеэтого с ним случится нечто страшное! Я должен получить твердуюгарантию, что с домом никогда и ничего не случится».
«He прощу себе, есливыберу не того партнера для игры. С моей стороны это будет полным* идиотизмом».
«Я должен прослушать самый лучший курсу самого лучшего преподавателя. Если я зря потрачу время, это будет просто ужасно. Если я не смогу добиться того, чтобы перейти на другой курс посредисеместра,— хотя это против правил, — значит, я просто тряпка!»
«Если я надену на вечер неподходящее платье инадо мной будут смеяться, я покончу с собой!»
«Какую работу ни выбери — всюду слишком «много беспокойства. Это не для меня. Я не могу вынести столькопереживаний».
«Я не обязан тренироваться, но я обязан быть сильным издоровым даже без этого!» Активно оспаривайте свои представления о должном,ужасном, невыносимом. Например:
Дискуссионный вопрос: «Почему я должен получить хорошуюработу? Где написано, что я обязан сохранить ее, если получу?» Ответ: «Я не должен получить хорошую работу, но я очень хотел бы этого.А потому я буду стараться».
Дискуссионный вопрос: «Где сказано, что моя речь должна бытьпревосходной? Почему мне должно быть стыдно, если кто-то станетсмеяться?» Ответ: «Нигде этого не сказано — за исключением тех глупыхсценариев, которые я сам для себя сочиняю. Если кто-то станет смеяться — да,это будет очень неприятно. Но это означает только то, что моя речь получиласьплохой, но сам я от этого не становлюсь ни плохим, ни некомпетентным, ниопозоренным».
Дискуссионный вопрос: «По какой причине я обязан играть вгольф лучше? Почему я должен считаться безнадежно плохим спортсменом, еслиплохо играю в гольф?» Ответ: «Нет такой причины. И все-таки если бы яиграл лучше, это было бы здорово! Моя плохая игра означает только одно — что вэтот раз мне не повезло. Но это не значит, что я никогда не смогу играть лучшеили преуспеть в другом виде спорта!»
Дискуссионный вопрос: «Докажите, что курсовая работа обязана бытьпростой. И что это означает — невозможно вынести?» Ответ: «Курсоваяработа должна быть именно такой трудной. Потому что именно так обстоятдела с курсовыми работами на данном этапе. Мне не нравится вся та суета,которая связана с выполнением курсовой работы. Но это еще семечки по сравнениюс тем, что последует, если я ее не сделаю вовсе. А потому — марш ккульману!»
Дискуссионный вопрос: «Докажите, что улицы должны быть лучшевымощены, а дорожные знаки обязаны быть понятными. Действительно ли этотак ужасно, что мне приходится из-за этого нервничать?» Ответ: «Ямогу доказать только то, что хорошо вымощенные улицы и понятные дорожныеуказатели — гораздо лучше, чем плохие. Но я не могу доказать, что это просто обязано быть так, и только так, потому что в таком случае улицы обязательно были бы устроены таким образом, чтобы мне было удобно. Похоже на то, что отцыгорода не заботятся о нем так, как мне бы того хотелось. Это скверно. Но дорогуя все-таки найду».
Дискуссионный вопрос: «А что, я действительно обязан получитьза свои деньги самый-самый лучший телевизор? Я действительно не переживу, еслименя надуют?» Ответ: «Нет, это не входит в условия. Вполне можетслучиться так, что мне подсунут посредственный телевизор. Но, в конце концов, и от посредственного телевизора я получу удовольствие. Посредственныйтелевизор — это не идеальный вариант, но все-таки в этом больше хорошего, чемплохого. Если я не рискну и не куплю ни одного из тех, которые есть в продаже,я могу и вовсе остаться без телевизора. Надо все-таки решиться и что-товыбрать».
Дискуссионный вопрос: «Действительно ли мне нужна твердаягарантия того, что с любым домом, который я куплю, все и всегда будет впорядке? И если с моим домом случится что-то плохое, то неужели это повлечет засобой конец света?» Ответ: «Конечно, если бы я получил такую гарантию,это было бы замечательно. Но таких гарантий попросту не существуют.Единственное, на что я могу рассчитывать, — это на более или менее высокуюстепень вероятности того, что купленный мною дом простоит достаточно долговопреки всем тем неприятностям, которые в принципе могут с ним приключиться. Нодаже если мой дом рухнет, то я все равно буду продолжать жить и радоватьсяжизни».
Дискуссионный вопрос: «Неужели я никогда не смогу простить себе, чтонеудачно выбрал партнера для игры, в результате чего мы проиграли? Неужеливыбор неподходящего партнера на самом деле делает меня идиотом?» Ответ: «Разумеется,я прощу себе неудачный выбор партнера. Это было неразумно с моей стороны, но,весьма сомнительно, что я стал от этого полным тупицей. Я имею право ошибаться,я могу сделать неудачный выбор. Но не всегда же так будет! Я незаслуживаю порицаний или проклятий за это. Я могу принимать себя таким,каков я есть, хотя и сам не одобряю дурацких решений. Но зато я извлеку изпроисшедшего урок и в будущем стану подходить к выбору более ответственно».
Дискуссионный вопрос: «Действительно ли я должен прослушатьсамый лучший курс у самого лучшего преподавателя? И если я не смогу нарушитьшкольные правила и перейти на другой курс посреди семестра, то неужели из-заэтого меня можно назвать тряпкой?» Ответ: «Нет, прослушать самый лучшийкурс у самого лучшего преподавателя совершенно не обязательно, но весьмажелательно. Если я не смогу заставить администрацию школы перевести меня кдругому преподавателю, то это не значит, что я безвольный человек, я всего лишьподчиняюсь общим правилам. И даже если я проявляю слабость, то это вовсе неозначает, что я вообще слабая или безвольная личность».
Дискуссионный вопрос: «Почему любая работа, которую я выбираю,требует от меня таких усилий? И где написано, что я не смогу справиться сработой, требующей от меня этих усилий?» Ответ: «В любой работе естьсвои неприятные стороны, но нельзя сказать, что их слишком много. Преодолениетрудностей — неотъемлемая часть любой карьеры. Это плохо. Но если я будубояться трудностей, то могу вовсе не сделать карьеры. А это еще хуже. Мнемогут не нравиться те трудности, которые связаны с выбранной мноюкарьерой, но, определенно, я могу с этим справиться. И я наверняка так исделаю — если хочу преуспеть!»
Отыскав у себя иррациональные представления (IBs),которые мешают решению практических проблем и принятию правильных решений, вамследует вернуться к исходным проблемам и постараться решить их. При этом выможете использовать следующие навыки решения проблем:
Во-первых, надо как можно более четко сформулировать задачу. Например:
Что мне нужно сделать, чтобы получить хорошуюработу? Каким должен бытьмой первый шаг?
Какие шаги следует предпринять потом?
С кем я могу проконсультироваться по вопросуполучения хорошей работы?
Кто из моих друзей может мне помочь?
Какое резюме следует написать?
Кто может мне помочь в написании резюме?
Стоит ли давать знать моим прежним нанимателям,что я ищу работу, чтобы получить хорошие рекомендации?
Что надо сделать, чтобы успешно пройтисобеседование? И так далее.
Запишите как можно больше вопросов, связанных с решением ваших практическихпроблем — вроде тех, которые приведены выше. Затем обдумайте — а еще лучшезапишите на бумаге — возможные ответы. Составьте план действий, направленный нареализацию ваших идей. И начинайте работать — заставляйте себя действоватьпо плану.
Если все у вас идет хорошо, то это просто прекрасно. Продолжайте решать свои практические задачи. Если вы не можете выполнить намеченное, или выполняете его плохо, или чересчур расстраиваетесь из-за незначительности результатов, то, скорее всего, у вас возникнут определенные эмоциональные затруднения, вызванные практическими проблемами.
Если это случится, вернитесь к основам РЭТ, чтобы распознать возникшие эмоциональные затруднения и разобраться с ними. Вам придется — подобно челноку — переходить от практических проблем к эмоциональным и обратно к практическим.
Не следует ожидать рождения безупречного или блестящего решения. Ведь такие наивные ожидания только умножат ваши эмоциональные дилеммы и ухудшат положение!
РЭТ-упражнение № 12
Совсем не рискуя, невозможно успешно решать практические проблемы или принимать удачные решения. Вот, к примеру, чем вы рискуете в подобных случаях:
Потратить слишком много времени на поиск или принятие решения.
Потратить слишком много сил и энергии на поиск или принятие решения.
Решить проблему слишком поспешно, неправильно спланировав свои действия.
Принять неверное решение, которое повлечет за собой определенные последствия.
Сначала решать практические проблемы довольно успешно, а затем терпеть неудачи.
Найти вполне приемлемое решение — но все-таки не то, к которому вы стремились.
Если у вас есть склонность к чрезмерному беспокойству при решения проблем, если вы тратите на это слишком много времени и сил, то вам следует признать за собой право на риск при планировании и при быстром принятии решений. Например, ограничьте время, которое вы должны потратить на подготовку резюме, составление списка людей, которым надо это резюме разослать, на рассылку писем и на то, чтобы подготовиться к собеседованиям. Не нужно готовиться слишком тщательно. Допустите возможность того, что можно выступить неудачно. Докажите себе, что можно учиться на своих ошибках, — в таком случае в следующий раз вы сделаете все намного лучше.
Если вы запланировали сделать нечто важное или быстро принять ответственное решение, но впоследствии отказались от этого — и теперь переживаете из-за того, что полученное решение оказалось не самым лучшим, попробуйте заполнить приведенную на следующей странице анкету самопомощи:
Глава 13.