Мониторинг парадоксальной интервенции
Применение парадоксальных интервенций - нелёгкая задача. Терапевт должен выбрать соответствующий момент. Чётко сформулировать интервенцию и убедительно представить её пациенту. В следующем разделе мы представим конкретные парадоксальные стратегии, а также рекомендации относительно того, в каких обстоятельствах их можно применять. Сейчас же нам бы хотелось обратить внимание на общие положения, касающиеся парадоксальной интервенции.
Каждый терапевтический сеанс воспринимается как начало работы над сменой поведения. Акцент делается на действие, а не на инсайт. По правде говоря, кажется, что некоторые пациенты используют терапию, ориентированную на инсайт, для того, чтобы избежать перемен.
Инсайт позволяет пациенту лучше понять самого себя и свои отношения с окружающими, но он вовсе не обязательно означает изменение в поведении. Слип и Крессел (1978) эмпирически доказали,что терапия, концентрирующаяся на решении проблем (problem - solving therapy), вызывает у супружеских пар более глубокие изменения, нежели терапия, ориентированная на инсайт.
Существуют противоречивые взгляды на то, как должен вести себя терапевт, применяющий парадокс, в ходе сеанса. Некоторые полагают, что специалист должен в самом начале лечения решить, будет ли он применять парадоксальный подход. Если он остановится на этом методе, то все стратегии, используемые в ходе сеанса, и все назначаемые пациенту задания обязательно должны иметь парадоксальный характер. Сторонниками этого метода является, как правило, терапевты, работающие с лицами, супружескими парами или семьями, страдающими серьёзными нарушениями, а также с малообразованными пациентами. В своей практике мы также встречались со случаями, требовавшими от нас решительного и настойчивого занятия парадоксальной позиции. Данные случаи относились к наиболее дисфункциональным.
Однако мы полагаем, что каждая используемая стратегия должна быть, «приспособлена» к индивидуальному пациенту, а также к конкретной проблеме, которую мы в данный момент стараемся решить.
Короче говоря, наиболее полезной, на наш взгляд, является комбинация парадоксальных и не парадоксальных процедур. Применяемые методы происходят из парадигмы терапии, концентрирующейся на решении проблем. Терапевт старается помочь пациенту действовать, а не достигать инсайта. Двумя наиважнейшими процедурами являются: обучение пациента новым умениям, а также назначение ему домашних заданий.
Если после ликвидации нежелательного поведения возникает поведенческая пустота, необходимо обучить пациента определённым навыкам, мы зачастую забываем, что некоторым людям недостаёт навыков, необходимых для нормального функционирования.Иногда постоянно ссорящиеся супруги просто не умеют по-другому общаться. Терапевт должен сражаться с этой проблемой на двух фронтах. Следует сократить количество ссор и одновременно с этим научить обоих партнёров нормальному общению. Естественно, часть пациентов располагает умениями, которыми они могут заменить симптоматическое поведение. Чтобы определить возможности пациента, терапевт должен получить правдивую историю болезни, а также наблюдать за поведением своего подопечного в ходе различных интервенций. Супруги, жалующиеся на постоянные ссоры и признающиеся в том, что им неизвестно, как следует разговаривать друг с другом, без сомнения должны пройти через тренинг этого умения. В то время как партнёры, утверждающие, что некогда они разговаривали друг с другом и способны были понимать друг друга, скорее всего не нуждаются в таком обучении.
Вторая стратегия – это назначение домашних заданий.Ими являются запланированные действия, позволяющие пациенту отрабатывать приобретённые в ходе сеанса умения, лучше узнать самого себя или же изменить существующие образцы поведения. Домашние задания могут быть линейными или парадоксальными. Линейное задание вызывает постепенные поведенческие изменения, усиливая либо ослабляя определённое поведение. В рамках такого задания терапевт может, к примеру, порекомендовать пациенту трижды в день делиться с супругом своими чувствами.
Многие из назначаемых нами заданий имеют парадоксальный характер. Их цель - разрушить патологические стереотипы поведения. Такие задания, как правило, имеют форму поведенческих рецептов, которые пациент должен будет реализовать дома. Терапевт может вручить ему парадоксальное письмо, которое тот прочтёт после сеанса, или же назначить ему домашнее задание.
Наши замечания о формировании, представлении и мониторинге парадоксальной интервенции относятся прежде всего к процессу приготовления домашнего задания. То, что происходит в ходе сеанса, само по себе не имеет большого терапевтического значения. Цель встречи с пациентом - подготовить его к заданию, назначенному на следующую неделю. Если пациент нуждается в тренинге умений, он должен начать обучение на сеансе и продолжить его в форме выполняемого дома задания.