Блок 3. Задания, направленные на применение материала

Раздел 2.

Психология в рамках философской науки

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать:

¾ временные границы этого этапа в истории психологии и его дифференциацию на подэтапы: Средневековье, Возрождение, Новое время

¾ представителей философской науки этого периода, в трудах которых разработаны учения о сознании;

¾ основные положения учения о сознании Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Гартли и т.д.

уметь:

¾ анализировать, сопоставлять, сравнивать философско-психологические воззрения основных представителей данного периода в истории психологии.

ТЕМА 4

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время (17-19 в.в.) – второй этап развития психологического знания. В это время философы выступали против теологических объяснений природы, общества, социальных отношений.

Мировоззренческие позиции ученых-философов имели много общего, но были отличны и даже противоположны.

В Новое время обозначился новый взгляд на предмет и методы психологии. Основной отличительной особенностью человека философы признавали СОЗНАНИЕ.

Уровень развития естественных наук в значительной степени ограничивал возможности развития психологии как самостоятельной области знаний, поэтому она развивалась в рамках философии.

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

Составьте терминологический словарь по теме.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Ответьте на вопросы

1. Что является предметом психологии в Новое время? Какой метод исследования применялся?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Как решалась психофизическая проблема в сенсуалистических концепциях?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Как решалась психофизическая проблема в рационалистических концепциях?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Какие психологические идеи нашли свое развитие в педагогике нового времени?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.

Определите, какому из философов могли бы принадлежать следующие высказывания:

1. «… нет ничего в разуме, чего бы ни было раньше в чувствах, кроме самого разума…»  
2. «В сознании нет ничего, чего не было бы раньше в ощущениях»  
3. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей»  

Задание 4. Заполните таблицу 7.

Таблица 7.

Персоналии Нового времени

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия психологии
Ф. Бэкон      
Г. Гоббс        
Р. Декарт        
Б. Спиноза        
Дж. Локк      
Г. Лейбниц        

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - С.109-138

Задание 5.

Вставьте пропущенные слова в утверждения.

1) По мнению Декарта, действия организма определяются ……………………………., находящимися в головном мозге.

2) Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь ………………………….. .

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблем взаимосвязи психического и физического, познания, свободы воли человека и психического развития в концепциях:

Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Т. Гоббса и Р. Декарта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дж. Локка и Г.В. Лейбница
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых.

Ситуация 1.

А. М. Лютер: «Я думаю, что невозможно преобразовать церковь, если только с корнем не вырвать схоластическое богословие, философию, логику, каковы они теперь, и не установить новые».

Б. Ф. Бэкон: «Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего… Два человеческие стремления – к Знанию и Могуществу – поистине совпадают». «В великой мудрости – великая печаль».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 2.

А. Р. Декарт: «… Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно и что оно поэтому есть первое и важнейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли».

Б. П. Кабанис: «Мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 3.

А. Дж. Беркли: «Чувственные вещи не могут существовать иначе, как только в уме, или в духе».

Б. Ж. Ламетри: «Человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.

Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в психологических взглядах, концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых Нового времени:

а. психофизическая;

б. психофизиологическая;

в. психосоциальная;

г. психосоматическая;

д. психогенетическая;

е. психохимическая;

ж. психоневрологическая;

з. психопатологическая;

и. психобиологическая.

Аргументируйте ответ:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4.

Прокомментируйте мысль Б. Спинозы: «То, что Павел сказал о Петре, говорит нам больше о Павле, чем о Петре»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 3. Задания, направленные на применение материала

Задание 1.

Проведите критический анализ психологических учений Нового времени с точки зрения их оппонентов-современников:

учение Р. Декарта с позиций Дж. Локка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
учение Дж. Локка с позиций Лейбница
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Проведите критический анализ психологических учений Нового времени с точки зрения психологии 20 века. Выделите идеи, наиболее востребованные на современном этапе развития науки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.

Дайте характеристику высказыванию Л.С. Выготского и ответьте на вопросы:

«Декарт на вопрос принцессы Елизаветы, как объясняется соединение души и тела, сослался на непознаваемость этого соединения. За 300 лет изменилось только слово, но не идея. Но что слово? Звук пустой.

Человеческий дух, говорит Декарт в ответ на роковой вопрос, неспособен постигнуть отчетливо различие существа души и тела и вместе с тем их соединения так, как он должен был бы понимать их: как единое существо и вместе с тем как два различных существа, а это противоречит одно другому. Можно поэтому утверждать, что проблема страстей была единственным камнем преткновения для всей системы Декарта. Не будь этого проклятого вопроса, не существуй в природе человек с его страстями (животные для Декарта только автоматы), учение о двух исключающих друг друга субстанциях -духовной и материальной - развивалось бы стройно и логически последовательно. Но страсти, этот основной феномен человеческой души, суть прямые проявления двойственной человеческой природы, соединяющей дух и тело в одном существе. Более того, страсти представляют собой единственный во всей вселенной феномен совместной жизни духа и тела». (Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6 – С. 218)

Что есть «человеческий дух» по Декарту? Есть ли в психологии или в философии ещё какие-либо «проклятые» вопросы? Согласны ли Вы с утверждением Л.С. Выготского, приведенным в последних строках данного фрагмента? (В.Б. Хозиев Сборник задач по психологии. Уч. пособие. – Воронеж.: МОДЭК, 2000. С. 63-64)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши рекомендации