Отличие программы от аналогов

Актуальность и формат работы

Формирование психолого-консультативной компетенции - одна из наиболее трудноразрешимых задач в подготовке профессионального психолога[*] в условиях современных вузов.

Студент получает знания о различных психологических школах, методах, концепциях, истории развития психотерапии и природе человеческой психики. Однако формирование навыков и получение практического опыта лежит в большей степени за пределами целей и задач классического высшего образования. В этом месте уместно было бы сослаться на многочисленные исследования, монографии и диссертации, которые с различных позиций освещают потребность выпускников в практике. Однако духу гештальт-терапии, в котором написана эта программа, более свойственно обращение к личному опыту.

Обращение к личному опыту

Я помню, как после получения диплома бакалавра психологии, я отчаянно искал способ получить навыки проведения консультаций. В то время я уже работал помощником тренера-психолога и имел представления об этой сфере психологической практики. Однако позиции "помощник психотерапевта" не существует в современной России и вряд ли появится в ближайшем будущем.

Первые консультации я совершал на свой страх и риск Клиента. Я искал слова для начала встречи, пытался применить полученную теорию к реальному запросу Клиента, воспроизводил методы арт-терапии и клиент-центрированной терапии Роджерса буквально "по учебнику". Иногда результаты устраивали меня, иногда - клиента. Редко - обоих. И только пройдя специализированное полуторагодовое обучение, акцентированное на психологическом консультировании, я начал набивать шишки более обдуманно и получил первые плоды, которые порадовали и меня, и Клиента.

Воспоминание именно об этих сложностях начинающего психолога-консультанта, а также запросы нынешних студентов и выпускников побудили создать группу личностного роста для психологов-консультантов.

Отличие программы от аналогов

В основе программы лежит представление о том, что основной инструмент, которым работает консультант - это непосредственно личность психолога. Эта позиция подтверждается многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, называющими важнейшим фактором психотерапевтического процесса не технику, а человека, который эту технику применяет (Пезешкиан Х., 1998; Карвасарский Б.Д. и др., 2001, 2002; Вайнер И., 2002; Глэддинг С., 2002; Bastiansen S., 1973; Wolberg L., 1977). В гештальте, который ещё иначе называют «терапия контакта», этому тезису уделяется особое значение, в силу важности изучения способов, которыми Клиент контактирует с терапевтом. Таким образом, данная программа в первую очередь является инструментом развития личности, расширения границ осознанности терапевта, позволяет психологу быть более уверенным в обращении со своим основным рабочим инструментом – с самим собой.

Опираясь на методологию гештальт-подхода, я выделяю следующие направления личностного развития, на основании которых будет строится работа в группе: телесность, эмоции, границы, убеждения, отношения.

Акцент делается на том, каким образом участники группы, как психологи-практики, выстраивают контакт с обозначенными сферами. От того, насколько осознанно терапевт контактирует с каждой из них, будет зависеть его эффективность в работе с клиентом.

Таким образом, результатом программы будет расширение участниками границ осознавания и готовности работать с клиентами по вышеописанным направлениям.

Контроль результативности производится на основе самоанализа участников, обратных связей участников в рамках интервизий и решения участниками индивидуальных заданий-кейсов в конце программы.

В логике годового развёртывания программы формируются и закрепляются следующие умения и навыки:

· идентификация эмоций, различение их, повышение чувствительности к эмоциональным оттенкам – своих и Клиента, умение применять это знание в процессе терапии;

· чувствительность к телесным ощущениям, импульсам, проявлениям – своим и Клиента;

· селективное самораскрытие: избирательное применение личного опыта (телесного, эмоционального, когнитивного) в психотерапевтических целях;

· прямая коммуникация – как умение взять на себя ответственность за чувства, мысли, идеи, поступки.

· разделение ответственности за результат психотерапии с Клиентом, взращивание его ответственности;

· выстраивания терапевтического альянса и границ в психотерапии;

· прояснение запроса Клиента;

· прояснение фигуры и фона;

· проверка проекций.

Конкурентное преимущество

При этом ключевой особенностью данной программы является не только методическая подготовка психологов, но подготовка личностная. Это означает, что большая часть времени и энергии будет направлена на исследование убеждений, ценностей и терапевтической позиции участников. Особую роль в этом исследовании играет часть программы, посвящённая феноменологии, экзистенциальной философии и другим философским «корням» гештальт-подхода. Этот аспект программы позволяет более осознанно, уместно, экологично выстраивать работу с Клиентом. Важно погрузиться в мир гештальта, почувствовать на вкус жизнь в гештальте, приблизится к идеям гештальт-коммуны (то есть общества, живущего в принципах гештальта) как того хотели Ф.Перлз, Дж.Зинкер и др.

Программа содержит три базовых блока (в порядке уменьшения времени, выделенного на них): терапевтический, теоретический и интервизорский. Под терапевтической работой понимаются: групповые упражнения, индивидуальные терапевтические работы ведущего с участником, эмоциональные шеринги, групповые эксперименты и другие формы групповой психотерапии. В теоретический блок войдут лекции и мини-лекции, самостоятельная работа участников с научной литературой, аудио-видео и другими материалами по теме тренинга, методические разборы индивидуальных и групповых терапевтических работ. Интервизия преимущественно будет заключаться в работе микрогрупп "терапевт-клиент-наблюдатель" или "терапевт-клиент".

Приоритетом программы является актуальность, в связи с этим формы и содержание работы может незначительно варьироваться с учётом запроса участников.

Адресность

Данная программа рассчитана на студентов старших курсов и выпускников психологических, дефектологических, педагогических факультетов, практикующих специалистов. Допускается участие иных категорий участников, но не более четверти от общего числа.

Участникам, успешно прошедшим программу, выдаётся сертификат участника, с указанием пройденных часов групповой психотерапии.

Базовое расписание дня

10.00 - Шеринг

11.00 - Групповая работа

12.15 - Кофе-пауза

12.30 - Индивидальная терапия\Лекция\Работа в микро-группах

14.00 - Обед

15.00 - Индивидуальная терапия\ Лекция\Групповое упражнение

16.45 - Кофе-пауза

17.00 - Шеринг

18.00 - По домам

Примерный план работы группы в г. Екатеринбург.

Первая сессия (≈ 9-10 января 2016)

"Работа границами в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от программы (от годового курса и от данной сессии)

11.00 Принятие правил группы

12.15 Кофе-пауза

12.30 Групповая процедура "Телесные границы" (работа в парах на исследование телесных ощущений и контакта в телесном взаимодействии)

13.15 Мини-лекция "Организм/Среда/Граница-контакт"

14.00 Обед

15.00 Индивидуальная терапия

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг по дню

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг

11.00 Групповое упражнение "Психологические границы" (работа с метафорой психологических границ, исследование различных аспектов: отстаивание границ, нарушение границ, размытие границ)

11.30 Кофе-пауза

11.45 Мини-лекция "Интерсубъективность в философии: Другой - как это?" / мини-лекция «Психологические защиты в Гештальте»

13.00 Обед

14.00 Индивидуальная или групповая терапия

15.45 Кофе-пауза

16.00 Групповое упражнение "Реальные границы" (работа в «здесь и теперь» - эксперимент, связанный с проявлением границ в реальном взаимодействии участников тренинга)

17.00 Шеринг, завершение сессии

Екатеринбург

Вторая сессия (≈ 26-27 марта 2016)

"Работа эмоциями в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от данной сессии

11.00 Групповая процедура "Эмоциональное молчание" (работа в парах на исследование различных эмоциональных проявлений)

12.15 Кофе-пауза

12.30 Групповая терапия на 6-7 человек

14.00 Обед

15.00 Мини-лекция "Эмоции в гештальт-подходе"

15.45 Групповой эксперимент "Проекция эмоций"

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг по дню

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг

11.00 Индивидуальная терапия

12.30 Кофе-пауза

12.45 Мини-лекция «Спонтанность в проявлении эмоций терапевтом»

13.30 Обед

14.30 Групповой эксперимент «Эмоциональная обратная связь» - формирование навыков сообщения Клиенту об эмоциях терапевта

15.30 Кофе-пауза

15.45 Групповое упражнение «Боди-арт». Рисование эмоциональных образов на телах участников

17.00 Шеринг, завершение сессии

Екатеринбург

Третья сессия (≈ 1-3 мая 2016)

"Работа отношениями в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от сессии

11.00 Групповая процедура, направленная на визуализацию взаимоотношений между участниками группы

12.15 Кофе-пауза

12.30 Мини-лекция "Контакт и отношения"

13.30 Обед

14.30 Индивидуальная терапия

15.45 Кофе-пауза

16.00 Групповая скульптура "Эволюция взаимодействия"

17.00 Шеринг по дню

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг

11.00 Групповая терапия 6-7 человек

12.30 Кофе-пауза

12.45 Мини-лекция "Цикл контакта"

13.30 Обед

14.30 Групповой эксперимент "Ценности"

15.30 Кофе-пауза

15.45 Дискуссия

17.00 Эмоциональный шеринг

Третий день

10.00 Эмоциональный шеринг

11.00 Индивидуальная терапия

12.30 Кофе-пауза

12.45 Мини-лекция "Теория Self"

13.30 Обед

14.30 Групповой эксперимент

15.30 Кофе-пауза

15.45 Групповое упражнение

17.00 Шеринг, завершение сессии

Екатеринбург

Четвёртая сессия (≈ 2-3 июля 2016)

"Работа сексуальностью в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от данной сессии

11.00 Визуализация "Мой секс"

12.15 Кофе-пауза

12.30 Групповая терапия на 6-7 человек

14.00 Обед

15.00 Мини-лекция "Сексуальность"

15.45 Групповой эксперимент

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг по дню

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг

11.00 Индивидуальная терапия

12.30 Кофе-пауза

12.45 Мини-лекция

13.30 Обед

14.30 Групповой эксперимент

15.45 Групповое упражнение

17.00 Шеринг, завершение сессии

Екатеринбург

Пятая сессия (≈ 2-3 сентября 2016)

"Работа агрессией в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от данной сессии

11.00 Групповая процедура "Уверенность Терапевта"

12.15 Кофе-пауза

12.30 Групповая терапия на 6-7 человек

14.00 Обед

15.00 Мини-лекция "Агрессия в гештальте"

15.45 Отработка навыков консультирования в тройках

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг по дню

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг (ведущий – участник группы)

11.30 Индивидуальная работа с терапевтом-участником группы

12.30 Кофе-пауза

12.45 Работа в мини-группах

13.30 Обед

14.30 Отработка навыков консультирования в тройках

15.45 Групповое упражнение

17.00 Шеринг, завершение сессии

Екатеринбург

Шестая сессия (≈ 4-6 ноября 2016)

"Работа смыслами в гештальт-терапии"

Первый день

10.00 Вводный шеринг. Знакомство. Ожидания от данной сессии

11.00 Групповая процедура "Уверенность Терапевта. Часть 2"

12.15 Кофе-пауза

12.30 Мини-лекция "Запрос клиента – «поиск смысла жизни»"

13.00 Упражнение "Лень"

14.00 Обед

15.00 Отработка навыков консультирования в тройках

16.00 Групповое упражнение "Образ мира"

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг, завершение сессии

Второй день

10.00 Эмоциональный шеринг (ведущий – участник группы)

11.30 Индивидуальная работа с терапевтом-участником группы

12.30 Кофе-пауза

12.45 Работа в мини-группах

13.30 Обед

15.00 Мини-лекция "Самоанализ сессий и супервизия"

15.45 Сессия в парах "Супервизия"

16.45 Кофе-пауза

17.00 Шеринг по дню

Третий день

10.00 Эмоциональный шеринг (ведущий – участник группы)

11.30 Индивидуальная работа с терапевтом-участником группы

12.30 Кофе-пауза

12.45 Отработка навыков консультирования в мини-группах

13.30 Обед

14.30 Зачётная работа по решению терапевтических кейсов

15.45 Групповое упражнение "Спасибо"

16.15 Кофе-пауза

16.30 Шеринг, завершение группы, вручение сертификатов

Сергей Гоглев, психолог: обо мне.

11 лет – я работаю с людьми;

10 лет – провожу социально-психологические тренинги;

9 лет – суммарно получал психологическое образование;

8 лет – провожу терапевтические тренинги как помощник психолога и ведущий психолог;

7 лет – индивидуально работаю как психолог-консультант.

Сейчас - регулярно прохожу личную терапию и супервизию у ведущих терапевтов Санкт-Петербургского Института Гештальта.

Последние три года я активно провожу обучающие тренинги для студентов-психологов по психологическому консультированию в России и СНГ. В связи с этим специализированная информация:

· Я работаю преимущественно в гештальт-подходе;

· Подробно знаком с интегративным консультированием;

· Проходил супервизию у А. Палея, Е.Ивановой, И.Гененфельд;

· Второй мой диплом непосредственно связан с практической психологией: "Чувство юмора в гештальт-терапии";

· Прошёл год (200 очных часов) групповой психотерапии;

· Общее количество супервизий (для тренингов и психологического консультирования) более 70 часов.

· Успешная пролонгированная работа велась (и ведётся) с более чем 100 Клиентами и 30 парами.

Я психолог с широким кругом профессиональных интересов. С самого начала обучения по специальности "психология" мне было важным понять, как это - вывести Клиента из ситуации глобальной запутанности к ситуации достаточной распутанности. Это то, что часто называется кризисом: в паре, в семье, на работе, в отношениях с самим собой, с друзьями. И далее по темам: деньги, мотивация, секс, творчество, свобода, дети, вина, стыд, цель жизни, счастье... Пожалуй, со всеми этими темами я успел поработать в практике психологического консультирования. А сколько тем сложно сформулировать, описать не на языке тяжёлых чувств и смешанных эмоций, а в сухих терминах рационального мышления!

И каждый раз, встречаясь с людьми, которые ищут поддержки, я поражаюсь тому, как многообразна и непредсказуема судьба. И - главное - сколь удивительна человеческая душа! Ведь, несмотря на любые сложности, Клиенты находят свой путь к внутреннему спокойствию, счастью, радости жизни. И моей - профессиональной - заслуги в этом не больше, чем заслуги ветра в открытии Колумбом Америки.

Самоотверженность людей, которые меняют свою жизнь - не имея никаких гарантий на то, что эти изменения к лучшему - вызывает моё личное уважение. Поддержке этой самоотверженности, пожалуй, я и учился в институтах и университетах, а также у каждого Клиента, который приходил ко мне на психологическую консультацию.

Моё образование

Отличие программы от аналогов - student2.ru Уральский Государственный Университет Специальность: Психолог. Квалификация: Преподаватель психологии. Годы обучения: 2004 - 2009  
Отличие программы от аналогов - student2.ru Диплом «Специалист в гештальт-подходе» Санкт-Петербургский Институт Гештальта Годы обучения: 2011-2014    
Отличие программы от аналогов - student2.ru "Мастерская психологического консультирования" А. Палей Выдан: Иматон Год получения: 2010  
Отличие программы от аналогов - student2.ru Сертификат о прохождении курса групповой терапии Санкт-Петербургский Институт Гештальта (Член FORGE) Год получения: 2012  
Отличие программы от аналогов - student2.ru "Теория и методология Гештальта" Выдан: СПИГ - Санкт-Петербургский Институт Гештальта (Член FORGE) Год получения: 2013  
Отличие программы от аналогов - student2.ru "Мастерская психологического консультирования" А. Палей -II ступень Выдан: Иматон Год получения: 2012  
Отличие программы от аналогов - student2.ru Тренинг тренеров Выдан: Институт системных технологий и консультирования Год получения: 2010  
Отличие программы от аналогов - student2.ru Тренинг "Системные расстановки в работе с детьми и подросткам" Выдан: Институт системных семейных порядков в Гамбурге Год получения: 2010  
Отличие программы от аналогов - student2.ru Тренинг "Ритуалы в расстановках" Выдан: Академия расстановщиков (Германия) Год получения: 2012  

Отзывы о тренинге «Работа телом в гештальт-терапии»:

Спасибо! Было очень интересно и познавательно!

Озадачило первое упражнение со сниманием носков. Удивило то, что данные методы гештальт-терапии действительно оказывают положительные эффекты на практике. Немного разозлило, то, что выгнали людей только из-за ровного счёта [и их опоздания на 20 минут – прим. ведущего]. Обрадовало то, что тренер вёл себя свободно, раскованно, что склоняло к такому поведению и меня. Спасибо! В теле сначала была небольшая напряжённость, а в конце – спокойствие.

Валиева Эльмира (Екатеринбург)

Мне очень интересна работа с телом через психологию. За этим я и шла. Меня настолько поразил процесс гештальт-терапии, что теперь я стала уверенной в том, что буду заниматься этим направлением в будущем. Большое спасибо мастерам, которые вели тренинг, за расстановку ориентиров и новый опыт.

Алёна Кошкина (Екатеринбург)

Здравствуйте Сергей Николаевич! Я участвовала в семинаре. Мне очень понравился. В нём я узнала и поняла многое о психологических действиях. Я узнала как работать по психологической сфере с клиентами. Нас учили о " Фоне и фигуре", о том, что такое гештальт-терапия. На семинаре мы работали с интересными заданиями, решали вопросы о коррекционных работах. Узнали больше о телесных ощущениях.... Что телесные ощущения это ключ к чувствам, эмоциям. То есть, все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение. Мне самой было приятно с вами работать. Я думаю, что надо чаще проводить такие семинары. Ваши знания мне пригодятся в будущем, Вам большое спасибо!!!

ЖаркынайАбдиманапова (Алматы, Казахстан)

Оценка. Тренинг Сергея – это прекрасная возможность прикоснуться к гештальт-терапии сразу в трех ее «ипостасях»: собственно терапия, тренинг личностного роста и обучающий тренинг. На мой взгляд, каждый участник имел возможность определить для себя дальнейший путь своего личностного и профессионального развития «в гештальте». Сергей – такой же многогранный, как и разработанный им тренинг! Харизматичный, яркий, артистичный, спонтанный и в то же время, структурированный, ясно мыслящий, внимательный к деталям. Высокая чувствительность и эмпатичность прекрасно уживаются с уверенностью и твердостью. Вот так я вижу нашего тренера! А еще у Сергея есть замечательная помощница Соня Меламед. У нее тоже – «ипостаси»! Она и менеджер, и полноценный участник группы, и котренер. Сергей и Соня – прекрасный тандем.
Ощущения. Работа в группе была крайне интересной. Перед каждым из нас, а также перед группой в целом, стояло множество задач, решение которых продвигало каждого в сторону личностного роста. Каждая задача – озвучивалась она структурировано, или возникала спонтанно (например, каждый был «озадачен», когда велась индивидуальная работа с клиентом), - на какое-то время вызывала чувство непонимания, смущения и даже смятения. Однако процесс шел, мой организм в единстве тела, эмоций и мыслей напряженно работал. Я ухватила поток, а значит – есть контакт! Как «волшебные пазлы» сами по себе собираются отдельные части «меня». Вдруг в одно мгновение телесное волнение, чувства и четкая мысль оказываются в одной точке. Я рада. Я живая.
Группа. Удивительно подобрались участники группы. С одной стороны, ощущение «рыболовной сети» (кого набрали, того набрали). С другой стороны – извините за жаргон – репрезентативная выборка. Люди, занимающиеся психологией. Кто-то как любитель, кто-то профессионально, кто-то планирует стать профессиональным психологом. Согласно закону нормального распределение – последних больше. Это я про репрезентативность. И вот мы все такие замечательные. Пришли. Сели. Улыбаемся. Лица красивые. Руки тревожные. Волнуемся. А потом началась работа. Все эмоционально, живо, но в то же время плавно и корректно. Группа, спасибо!
Перспектива. Сергей и Соня! Давайте вернем первоначальное значение понятию «тренинг личностного роста»! Сережа верно отметил, что в настоящее время термин как бы «занят» околопсихологическими практиками. Но, черт возьми! Это наш профессиональный термин, обозначающий вполне конкретные вещи. Есть целая методология проведения тренинга личностного роста, описаны основные принципы и механизмы того, «как это работает». И вот для непсихологов и тех, кто учится на младших курсах как раз бы очень подошел такой тренинг. Одна из участниц в обратной связи сказала «проблема решена», но я подумала: «Нет! Проблема не решена. Но теперь у «клиента» в руках есть ИНСТРУМЕНТ». А тренинг личностного роста как раз и дает такие инструменты взаимодействия с миром и самим собой.
Друзья, спасибо!
Ольга Виндекер (Екатеринбург)

Тренинг по Гештальту помог мне наладить диалог с собой, со своими чувствами. У меня появилась масса тем для разговора с собой. И понимание того, что не всегда то, что я думаю, что я чувствую, совпадает с тем, что есть на самом деле.
Тренинг дал инструменты и идеи для работы. Благодарю Сергей, тебя: было много практики(больше, чем теории), а это всегда позволяет больше разобраться в подходе. Соня, спасибо тебе, за прекрасную организацию: на каждом этапе все было четко и понятно.
Рекомендую! ;)
Антонина Черепанова (Екатеринбург)

[*] Речь идёт о психологе-консультанте. Автор понимает, что в соответствии с законодательством РФ психотерапевт – специалист с медицинским образованием. Тренинг же ориентирован на психологов, педагогов, социальных работников и т.п. Однако, в соответствии с традицией гештальт-терапии, здесь и далее мы будем использовать термины «терапия» и «терапевт», подразумевая психологическое консультирование и психолога-консультанта, соответственно.

Наши рекомендации