Особенности психологии классов

Следует отметить высокую степень сложности раскрытия вопроса об особенностях психологии классов. Это направление пока еще не разработано ни мировой, ни отечественной социальной психологией. В литературе скорее можно встретить описание трудностей и проб­лем, осложняющих возможности раскрытия психологии классов, нежели описание ее особенностей. Много внимания уделяется аргументации того, что необходимо исследовать, работая над проблемой психологии классов.

Считается, что на социальную психологию в определенные периоды всемирной истории хорошо «поработала» мировая н отечественная художественная литература, которая дала богатейший (в свойственной именно ей форме отражения действительности — в форме художественных образов) материал как «пример того типа ис­следований, которые именуются монографическими». Это положение, безусловно, справедливо. Но вот что интересно: наука не смогла пе­реработать этот бесценный литературный опыт эпох и конвертировать его в форму научной теории, в систему научных понятий, в описание

качественных признаков данного предмета (психология класса) на всех уровнях: общем, особенном и единичном.

Возможно, все дело в том, что этот богатейший художе-ственн ый потенциал создавался (и существует) в рамках конкретного, через описание психологии не столько определенного класса а целом, сколько его конкретных выдающихся представителей разных стран и разных народов, и «перенести» это, даже в переработанном виде, из одной сферы (литературы) в другую сферу (науку) не удается. Может быть, это и невозможно. В социально-психологических работах отмечается, что, хотя члены всякого класса объединены в многочисленные и разнообразные малые группы (семьи, трудовые коллективы, всевозможные общества), значимый «репертуар» поведения (т.е. классовый) не задается этими группами. Если в рамках анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм, ценностей, установок, ни их возможный набор относительно большой группы не могут быть поняты.

В современной социальной психологии предприняты три основные линии исследования психологии классов:

— выявление психологических особенностей различных конкрет­
ных классов, которые существовали в истории и существуют до сих
пор. В литературе, преимущественно социологической, раскры­
ваются характеристики психологического облика рабочего класса,
крестьянства, социальной группы, получившей название «интелли­
генция»;

— исследование психологического облика разных классов
определенной эпохи. Здесь анализируется взаимосвязь пси­
хологических черт разных классов, создающая особый «рисунок» эпо­
хи, — этот путь также в большей мере освоен социологией;

— исследование соотношения классовой психологии и психологии
отдельных членов класса как частного случая проблемы соотношения
психологии группы и индивида, включенного в данную группу.

Структуру общественной психологии классов составляют следую­щие ее важнейшие элементы.

Классовые потребности — один из наиболее значимых элементов сферы общественной психологии. Классовое положение определяет некоторый объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, поэтому классовое положение зада­ет и определенную структуру потребностей, относительное психоло­гическое значение и удельный вес каждой из них. Классоьое положе­ние индивида задает определенным образом иерархию его деятельно-стей, что и обусловливает структуру его потребностей.

• Классовые интересы. Их конкретное содержание также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Социаль­ной психологии важен вопрос о том, как классовый интерес, формируемый на уровне всей общности, определяет поведение каждого отдельного представителя класса. Не менее важна для социальной психологии и проблема взаимоотношений и взаимодействия в переплетении различных интересов, поскольку любой представитель класса одновременно является и членом другой социальной группы.

Классовые чувства — это определенные характеристики эмоцио­нальных состояний, свойственных классу, в первую очередь именно чувства, а также и другие проявления эмоциональной сферы. Мировая литература, как художественная, так и профессиональная, полна опи­саний совершенно конкретных проявлений психологического облика классов, особенно таких двух его антиподов, как рабочий класс и буржуазия. Отечественная литература и советская идеологня активно разрабатывали два понятия, имевших отношение к классовым чувствам, — классовую ненависть и классовую солидарность.

Классовый характер— понятие практически не разработанное. Обычно в литературе речь идето социальном характере. Считается, что социальный характер проявляется в типичном устоявшейся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов.

Значимыми регуляторами поведения классов могут служить и такие психические образования, как привычки, обычаи и традиции, в сово­купности представляющие образ жизни класса, но не исчерпывающие его. Социальная психология, исследует доминирующий образ поведения основной массы представителей того или иного класса в типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.

Наши рекомендации