Развитие наблюдающего и принимающего эго

Человек, в чьей психике присутствует данный архетип, вполне может принять его, не подавляя, и при этом не сойти с ума, не склониться к насильственным действиям, не оказаться отторгнутым обществом обычных людей. Для этого ему необходимо развить сильное эго-наблюдателя, которое будет с приятием относиться к любым мыслям и образам, всплывающим у него в уме, к любым чувственным ощущениям его тела, к любым страстям, бурлящим в его душе, – без осуждения и стыда, а также без потребности действовать, руководствуясь всеми этими чувствами и порывами. Если в вашей личности силен архетип Диониса, возможно, вам принесет немало пользы уже сам факт, что вы знаете о необходимости стремиться именно к такому отношению. В развитии и укреплении эго, а также в работе, направленной на приятие себя, может помочь психотерапия, – особенно она важна, если в детстве вас отвергали и осуждали.

Развитие союзников: Зевс, Гермес и Аполлон

Согласно мифам о Дионисе, ему несколько раз оказывали важную помощь некоторые другие боги. Его союзниками являются Зевс, Гермес и Аполлон, и именно эти архетипы следует развивать в себе мужчине-Дионису.

Зевс спас жизнь Дионису дважды. В первый раз он извлек его из лона погибшей матери и зашил в свое бедро. Затем он снова спас Диониса, когда Гера наслала безумие на приемных родителей ребенка. Позитивный архетип отца, олицетворенный в образе заботливого и сильного Зевса, – очень поможет мужчине-Дионису примириться с тем, что он плохо вписывается в компанию других мужчин. И еще, Зевс способен помочь ему мириться с иррациональными мыслями и бурными чувствами – но не воплощать их в действии и не отвергать себя. Мужчина-Дионис может довольно легко развить в себе позитивный отцовский архетип Зевса, если в реальной жизни отец любит и принимает его. Развитию этого архетипа также могут способствовать позитивные отношения с отцовской фигурой наставника или психотерапевта.

Гермес был акушером при родах Диониса, и он же отнес его к приемным родителям. Как бог-вестник, Гермес легко перемещается во всех трех сферах: подземный мир, земля и Олимп. Мужчине-Дионису очень важно развить в себе способность подниматься из глубин на самые высоты, не попадая ни в одной из сфер в эмоциональные ловушки. Он живет в текущем моменте, и это для него единственная реальность. Поэтому, когда он "падает в бездонную пропасть" депрессии, это состояние кажется ему бесконечным. В результате он может решить, что "единственным выходом" является самоубийство. Гермес же знает, что любое состояние временно.

Гермес – это также бог общения. Дионис развивает в себе этот его аспект, учась облекать свои чувства в слова и делиться ими с окружающими. А окружающие нередко способны помочь ему приобрести более широкий взгляд на вещи, – что, вне всяких сомнений, пойдет ему на пользу.

Третий союзник Диониса – рациональный Аполлон. Дионис делил с Аполлоном храм в Дельфах. В Дельфах поклонялись обоим богам: Дионису в течение трех зимних месяцев, а Аполлону – все остальное время. Эти два бога составляют полную противоположность друг друга. Аполлон рационален, он мыслит линейно и любит ясность. Как бог солнца, он смотрит на вещи с некоторой дистанции, то есть объективно. Это олицетворение функций левого полушария мозга. Дионис же – иррациональный, эмоциональный, телесный бог. Он субъективен. Противоречия и противоположности сосуществуют в нем бок о бок. В нем олицетворены функции правого полушария мозга. Хорошо, если в психике мужчины присутствуют они оба. Мужчина-Дионис может обрести способность Аполлона к рациональному мышлению благодаря хорошему образованию.

Героическая задача: путешествие в подземный мир

Для эмоционального роста мужчине-Дионису, чтобы стать героем, необходимо перестать отождествлять себя с божественным ребенком и вечным юношей. Психолог Эрих Нойман в своем классическом описании происхождения и роста мужского сознания подчеркивает необходимость того, чтобы андрогинный сын-любовник стал героем. Для этого, говорит Нойман, он должен намеренно исследовать область бессознательного и "не-эго", представляющее собой тьму, ничто, пустоту, бездонную яму, подземный мир, первобытное лоно Матери Земли, где эго может раствориться в бессознательном и быть проглочено иррациональными страхами – чудовищами и бедствиями бессознательного. Герой должен пройти через все опасности подземного мира и вернуться, сохранив и укрепив свое эго в ходе всех этих приключений8.

Согласно мифам, Дионис осуществил эту героическую задачу, прежде чем занять свое место на Олимпе. Он решил во что бы то ни стало спасти свою смертную мать, Семелу, которая умерла и находилась в Гадесе. Один из входов в подземный мир находился в бездонном омуте среди топей в Лерне. Дионис нырнул в этот омут и в должное время прибыл в темную обитель Гадеса. Там он добился свободы для матери, вывел ее на землю, а затем и на Олимп.

С психологической точки зрения, Дионис отделил свою мать от Великой Матери, преодолев страх перед бессознательным, а также свойственный маскулинному эго страх, что его поглотит фемининное начало. Если мужчина любит мать и воспринимает ее (равно как и любую другую женщину) как обычное человеческое существо нормальных размеров, не обладающее над ним жуткой властью (то есть возможностью его кастрировать), значит, он совершил эквивалент подвига Диониса. Он освободил свою личную мать от Великой Матери. Его подростковое эго превратилось в героическое эго. Он вырос.

Личная преданность в любви: найти свою Ариадну

Дионис встретил Ариадну во время своих путешествий, когда проезжал через остров Наксос. Ее бросил на этом острове Тесей, которому Ариадна помогла убить Минотавра и сбежать с Крита. По пути в Афины Тесей оставил спящую Ариадну на пустынном берегу Наксоса, где ее и нашел Дионис. Он полюбил девушку и проникся уважением к ней. Ради Диониса Зевс даровал Ариадне бессмертие: вечную жизнь и вечную молодость.

Эротические взаимоотношения с мужчиной-Дионисом сильны и экстатичны. Ощущение слияния, которое он легко воспроизводит, создает у него самого и у партнерши чувство необычайной близости, – и все же в этом опыте часто отсутствует личная связь. Эти переживания так и остаются безличными, или надличными (как многочисленные взаимоотношения Диониса с менадами), пока он однажды не ощутит сострадание и сопереживание по отношению к какой-то определенной женщине, – вероятно, нечто подобное бог-Дионис почувствовал, обнаружив на пустынном острове брошенную и обманутую Ариадну.

Лишь после того, как он научится ощущать свою связь с любимой не только в те моменты, когда они занимаются сексом, мужчина-Дионис выходит за пределы роли архетипического любовника и начинает строить глубокие личные взаимоотношения.

<<< Развитие наблюдающего и принимающего эго - student2.ru ОГЛАВЛЕHИЕ Развитие наблюдающего и принимающего эго - student2.ru >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< Развитие наблюдающего и принимающего эго - student2.ru ОГЛАВЛЕHИЕ Развитие наблюдающего и принимающего эго - student2.ru >>>

Часть Четвертая
НАЙТИ СВОИ МИФЫ: ВСПОМНИТЬ И ВОССТАНОВИТЬ СЕБЯ

Познакомившись с богами, человек может многое узнать от них о себе. В некоторых из них мы видим себя как в зеркале: эти мифологические персонажи отражают величие, значение и ничтожество тех архетипов, которые мы воплощаем в своей жизни. Другие боги стучатся в нашу память, и мы вспоминаем, что когда-то были с ними знакомы. Еще в ком-то мы узнаем лицо бога, которого некогда отвергли из страха, что из-за него от нас отвернутся окружающие.

Итак, вы прочли о богах. Какой из них, на ваш взгляд, оказал наибольшее влияние на формирование вашей личности? Возможно, теперь вы поняли, почему так легко достигали своих целей и какую цену пришлось за это заплатить, или осознали, почему успехи в мире давались вам с таким трудом.

Разбойник Прокруст подстерегал на дороге путешественников, державших путь в Афины. Образно говоря, путешественники – это те мужчины (и женщины), которые ставят перед собой цель достичь успеха. Они стремятся в Афины – центр, где сосредоточена власть, коммерческая жизнь и интеллектуальные вершины их времени. Прокруст клал людей на особое ложе и вытягивал или обрезал пленников, "подгоняя" по своему росту. Ныне под "прокрустовым ложем" подразумевается деспотичное, иногда жестокое неприятие индивидуальных различий. Конформизм – прокрустово ложе наших дней. Стереотипы, диктующие, каким должен быть мужчина, ведут к насилию над психикой. От человека отсекают те части личности, которые выходят за рамки стереотипа, и "вытягивают" те части, которые не дотягивают до этих рамок.

Мир, как мы его знаем, – это такое место, где патриархат формирует из мужчин героев-одиночек. От мужчины ожидают, что он уйдет от матери и отречется от своего сходства с ней. Отцы ведут себя холодно и отстраненно. Мужчины непрерывно соревнуются друг с другом, отрицают свою уязвимость, отвергают все, что считается неприемлемым, отстраняются от менее успешных товарищей, чтобы они не мешали двигаться вперед.

Когда мужчины (и женщины) отсекают от себя архетипы, не вмещающиеся в прокрустово ложе, а также эмоциональные связи с людьми, которые предположительно отстанут на пути к намеченным целям, происходит самое настоящее психологическое самоизувечивание. Более того, поскольку мужской стереотип включает в себя умение контролировать свои эмоции, мужчины также беспощадно отсекают от себя исобственные чувства.

В следующей главе "Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя" мы поговорим о том, каким образом восстановить отсеченные части и найти путь домой. Для того чтобы вернуться домой, человеку нужно, чтобы его принимали и любили таким, какой он есть на самом деле, – чтобы его приветствовали во всей целостности.

Последняя глава книги называется "Недостающий бог". Речь идет о предсказанном сыне Зевса, который должен занять место отца, чтобы править богами и людьми. Этот архетип мог бы стать руководящим принципом в психике некоторых мужчин, – и если бы таких мужчин набралось достаточно много, наша культура радикально изменилась бы.

Глава 11

НАЙТИ СВОИ МИФЫ:
вспомнить и восстановить себя

Для мужчины жизнь представляет собой череду разорванных связей и растождествлений. Все начинается с матери: необходимо от нее отделиться и не быть на нее похожим. Малыш года в три идет в садик, где от него ожидают, что он будет маленьким мужчиной, который никогда не плачет, и отныне год за годом ему приходится жить в двух мирах: класс и двор. В классе мир управляется женщинами (особенно в детском саду и в младших классах). Мальчика обучает женщина, поощряющая готовность к сотрудничеству, аккуратность, порядок и безупречное выполнение домашних заданий.

На школьном дворе распоряжаются старшие мальчишки. Быть принятым в мужское общество ровесников исключительно важно, ибо мальчика, который стремится жить сам по себе, часто бьют или делают козлом отпущения. Для выживания на школьном дворе совершенно необходимо подчинение групповым нормам. Здесь важную роль играет отождествление с агрессором. Мальчику приходится примирять в себе два мира – мир класса и мир школьного двора, – и нередко в одном из них или в обоих он терпит крах. Довольно свободно чувствуют себя в обоих мирах умные и сильные мальчишки. Этому особенно помогают спортивные успехи, ибо благодаря им мальчик завоевывает уважение сверстников.

От некоторых мужчин я слышала рассказы о золотых деньках детства и юности – временах, когда, общаясь со сверстниками, они могли просто быть собой и не имели никаких комплексов. У меня сложилось впечатление, что такое было не у всех. Этим мальчишкам просто повезло. Эти дети или юноши жили по соседству, крепко дружили между собой и проводили вместе каждую свободную минуту, причем таких свободных минут у них было очень много (похоже, ныне дети из среднего класса уже не имеют подобной роскоши). Случается, что крепкая дружба завязывается между мальчиками во время обучения в престижном интернате.

Искренняя любовь друг к другу формируется у мужчин только в эти золотые годы жизни. Затем начинается череда разделений. Каждый шаг на предписанном традицией пути мужчин предполагает то или иное разделение: агнцев отделяют от козлищ, мальчиков от мужей, победителей от неудачников. Мужчины, добившиеся успеха в мире, раз за разом отделяются от отставших товарищей.

Патриархат требует от мужчины все новых разделений, и каждый раз человек рассекает себя дважды: мальчик, отделяющийся от матери, эмоционально отсекает от себя не только мать, но еще и ту часть души, которая была к ней близка. Если мальчик приходит в школу и видит, что нельзя показывать свою наивность и неосведомленность, поскольку это навлекает на него насмешки, он начинает имитировать приемлемое поведение, чтобы приспособиться. Таким образом, он отсекает себя от наивного ребенка внутри. Если у мальчика был лучший друг, не сумевший за ним угнаться в жизненном состязании, победитель, оставляя его позади, отсекает от себя не только старую дружбу, но и часть себя, оплакивающую друга. Если мальчишке нельзя плакать, когда грустно, и он учится не делать этого, то, сдерживая слезы, он отгораживается от собственных эмоций. Есть также этап в жизни, когда "мужчины отделяются от мальчиков", и в это время молодой человек, чтобы войти в мир мужчин, должен принести в жертву все то нежное, что еще в нем оставалось.

В патриархальном мире Зевса, где ценность всего выражается в экономических терминах, самые успешные мужчины работают головой, в офисах. Некоторые из них находятся в своей стихии, и им нравится это занятие. Но таковы далеко не все. Многие предпочли бы возделывать почву, или мастерить что-то руками, или сочинять музыку, или учить детей, – да мало ли что им нравится делать, – но они занимаются совсем другими вещами. Они отсекли эту заветную часть своего существа ради того, чтобы преуспеть.

Потери накапливаются, пока где-то в середине жизни на человека не обрушивается депрессия, а вместе с ней приходит грусть, одиночество и ощущение, что жизнь не имеет смысла.

Вспомнить и восстановить

Однако тут есть альтернатива, – часто люди ее не видят до среднего возраста, – и мужчины, с которыми мне приходится работать, обращаются к ней лишь в случае крайней необходимости, когда жизнь становится слишком болезненной и пустой, плоской и бесплодной. Они пытаются обнаружить, что истинно лично для них, отыскать в своей жизни какие-то чувства и смысл. Причем такая проблема может возникнуть и у мужчины, отвоевавшего себе завидное положение в процессе конкурентной борьбы и контролирующего практически все в своей жизни. Однако вдруг его начинает мучить депрессия, тревога, язва, неспособность расслабиться, сердечный приступ, тяжелые сны или серьезный кризис во взаимоотношениях с близкими – это служит сигналом, что не все в его жизни благополучно. И мужчина отправляется в путешествие вглубь себя, чтобы разобраться, что происходило с ним в прошлом и что творится в глубине души сейчас.

Каждому приходится постепенно углубляться внутрь, обнаруживая давно похороненные чувства, открывая свой внутренний мир, где можно отыскать ниточки, составляющие канву личной истории. Эта история всегда начинается в детстве. Кем он был? Что доставляло ему удовольствие? Что радовало? Что увлекало? Кто его любил? И вопросы другого типа: Чего он стыдился? Что в нем или в его семье было неприемлемо для других? Кем он пытался быть? Чью любовь и чье одобрение стремился завоевать? Кто и как к нему относился?

Он обнаруживает, что те, кого он "похоронил" и вытеснил из сознания, оставив далеко в прошлом (ребенок, которым он был в разные годы; родители, грозные и авторитетные, как он их себе некогда представлял; учитель; кот; братья и сестры, какими они были тогда; те, кого он в свое время любил или боялся), по-прежнему живы внутри. И всё, что он похоронил, тоже осталось во внутреннем мире: невинность, предательство, страх, радость, вина, стыд, любовь и те архетипы, чье присутствие внутри себя он отрицал. Еще какие-то части были отсечены в молодости и в зрелом возрасте: любимые и друзья, от кого он отгородился на каком-то этапе своей жизни; зачатый им ребенок; приятель-гомосексуалист, с кем он прекратил всякое общение; азиатская "жена", оставленная в Японии, Корее или Вьетнаме, женщина, которую он любил всем сердцем, но не мог жениться на ней, – люди и соответствующие части его существа, не вписавшиеся в прокрустово ложе и поэтому отсеченные.

Все, что отсечено и похоронено посредством подавления, – похоронено заживо. Стоит копнуть, и оказывается, что все это существует в прежнем виде. Эта истина открывается особенно ярко, если, как это часто случается, похоронено невыраженное горе. Стоит вернуться к нему, и утрата ощущается так, словно она постигла вас только вчера, а не много лет назад. Еще легче получить доступ к гневу. Словно горячие угли, покрытые тонким слоем пепла, гнев ждет своего часа во многих мужчинах – если не в большинстве, – хотя он и подавлен не менее тщательно, чем горе.

Вспомнить – это только полдела. Важнее воскресить (то есть вспомнить и восстановить) тех, кто "похоронен заживо": принесенного в жертву ребенка, которого обижали и стыдили по любому поводу и гнали прочь, когда он был неудобен или нежеланен; вдохновенного подростка, чьи порывы были едко высмеяны и с тех пор никто его больше не видел; всех, кто якобы вел себя неуместно; отторгнутые архетипы, способные вдохнуть новую жизнь в человека.

Обнаружив, что и как происходило, мы возвращаемся в текущий момент. У каждого из нас есть личная история с целым рядом персонажей. Наша собственная роль навязана нам еще в детстве семьей. Мы бессознательно разыгрываем эту историю из года в год, привлекая на привычные роли все новых и новых людей. Все это продолжается до тех пор, пока мы не осознаем, какие сюжеты и побочные сюжетные линии стоят за событиями нашей жизни. То, кем вы пытаетесь быть и как вас видят окружающие, может совсем не согласовываться с вашими врожденными архетипами, а значит, и с личным мифом.

Найти свой миф

С помощью познания богов-архетипов вы можете более ясно увидеть себя и других. Вы поймете, на кого похожи от рождения, кем пытаетесь быть и какие архетипы не приемлете в себе. Обретя понимание мифологического измерения собственной психики, человеку проще отыскать корни и увидеть свой путь – путь, позволяющий проявить свое истинное существо и наполнить жизнь смыслом.

Возможно, при чтении этой книги у вас были озарения, когда вы вдруг узнавали себя в том или ином боге. Это происходит, если интеллект и чувства сливаются воедино при встрече с некой личной истиной, которая на интуитивном уровне вам уже известна. Тело и сердце подтверждают то, о чем узнала голова. Однако если ваши знания о богах так и остались для вас сугубо интеллектуальной информацией, а мифы – древними сказками, тогда вы так ничего и не узнали из этой книги и ее главная идея до вас не дошла. Ибо знание о богах нужно лишь для того, чтобы человек мог в полную силу проявить свою истинную природу. Это знание ценно только в том случае, если человек может сказать: "Для меня это важно!" – и использовать полученную информацию в жизни.

Как ни парадоксально, необходимо отыскать свой миф даже в том случае, если вы узнали их все и не соотнесли себя лично ни с одним. Вам даже нет нужды знать, что это за миф, – нужно только воплотить его в жизни.

Каким образом?

Об этом говорит в следующем диалоге известный исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл:

– Каким образом человек может отыскать свой миф? – спросил молодой человек у Кэмпбелла во время лекции.

– В чем для вас заключается глубочайшая гармония и блаженство? – ответил вопросом на вопрос Кэмпбелл.

– Не знаю... Трудно сказать... – промолвил молодой человек.

– Непременно найдите, – воскликнул Кэмпбелл, – и следуйте за этим, не теряя из виду1.

Наши рекомендации