Критика и библиография. психологические основы профессиональной пригодности

Автор: Г. М. Зараковский

В серии "Современное образование" вышла в свет книга известного специалиста в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии и эргономики В. А. Бодрова - "Психология профессиональной пригодности"*. В ней обобщен как личный опыт автора на протяжении почти сорока лет работы, так и его учеников и коллег, а также мировой опыт, отраженный в многочисленных литературных источниках. Книга эта - не обычное учебное пособие, поскольку ориентирована, в первую очередь, на повышение квалификации уже действующих специалистов и преподавателей вузов, где ведется их подготовка. В книге представлены достаточно полно не только уже известные сведения, но и самые последние научные данные.

Разумеется, всякая широта и универсальность имеют и отрицательную сторону: возможны трудности усвоения студентами содержания данного учебного пособия. В некоторых главах, освещающих основополагающие концепции психологии (например, соотношение общих и специальных способностей), подробно излагаются разные точки зрения и теории, но заключительные резюме, как это принято в учебной литературе, отсутствуют. Автору следовало бы более отчетливо выделить канонизированные положения, привести простые примеры, дать в конце каждой главы контрольные вопросы.

Книга вышла своевременно, поскольку сейчас чрезвычайно актуально повышение общей культуры труда в нашей стране: без решения этой проблемы в ближайшие годы нельзя рассчитывать на успех социально-экономических реформ. А они, согласно программе Правительства РФ, предусматривают не только повышение производительности труда, но и создание условий для самореализации граждан в профессиональной деятельности.

* Рец. на кн.: В. А. Бодров. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

стр. 142

Одно из условий состоит в том, чтобы каждый человек в сфере труда оказался на своем месте. Этому вопросу уделяется много внимания в книге, выстроенной в соответствии с дидактически рациональной логикой: от определения предметной области до практических рекомендаций, что отражено в названиях и содержании трех разделов и двенадцати глав.

Первые две главы в самостоятельный раздел не объединены (что, по-моему, несколько нарушает строгость логики книги). Это главы, в которых раскрывается психологическая сущность проблемы профессиональной пригодности и дается краткая историческая справка.

Автор убедительно обосновывает включение в предметную область профессиональной пригодности двух компонентов - потенциального и реализованного. Первый - совокупность свойств человека, предопределяющих успешность освоения им определенной профессии. Второй компонент - совокупность сформированных знаний, умений, навыков, а также психологических, физиологических и других свойств человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной деятельности.

Первый раздел книги посвящен теоретико-методологическим основам профессиональной пригодности. В нем в шести главах рассмотрены вопросы психической регуляции процесса формирования профессионала, роль индивидуальных особенностей человека - структуры его личности, наличие тех или иных способностей, роль мотивации, волевой регуляции. Все перечисленные категории психической реальности описаны очень обстоятельно, с привлечением самых новейших данных. Показано, как изменяется ряд психологических характеристик индивида в процессе его профессионального становления, как влияют на профессиональную пригодность функциональные состояния организма и психики. Весьма содержательно рассмотрены этапы профессиональной жизни человека.

В четырех главах второго раздела описаны методы определения профессиональной пригодности, начиная с выявления профессионально важных качеств и кончая оценкой профессиональной успешности. Дана краткая, но достаточно полная характеристика приемов профессиографии, психологических тестов, применяемых для исследования свойств личности, интеллектуальных особенностей человека, характеристик высшей нервной деятельности; описаны диагностические процедуры.

Важной особенностью данного раздела книги является изложение требований к компьютеризированным методикам и описание некоторых действующих систем компьютерной психодиагностики.

К сожалению, нетестовые методы изучения личности (беседа, наблюдение и другие) описаны излишне сжато, в стиле аннотаций. А параграф, посвященный оценке психомоторных процессов, представляет собой всего один абзац.

Методы оценки профессиональной успешности удачно проиллюстрированы примерами, взятыми из практики профессионального психологического отбора курсантов летних училищ. Подробно, до уровня конкретных процедур, представлены математические методы, применяемые для диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности.

Третий раздел книги посвящен практическим выходам психологических исследований и разработок в области профессиональной пригодности. Входящая в данный раздел глава одиннадцатая подробно освещает результативность профессионального психологического отбора на примере авиации. Ее очень содержательно и конкретно написал Б. Л. Покровский - опытный специалист в области теории и практики отбора военных летчиков (автор пособия во "Введении" с благодарностью отмечает его заслуги). Следует подчеркнуть, что в этой главе приведены уникальные для всей проблематики профессионального психологического отбора материалы по использованию электроэнцефалографических показателей (полученные с участием В. Б. Малкина и Д. И. Шпаченко). В значительной мере новым, нетрадиционным, но весьма важным является раздел, посвященный взаимосвязи функциональной асимметрии парных органов и профессиональной пригодности летчиков.

В заключительной главе описан ряд перспективных направлений использования результатов определения профессиональной пригодности. К ним относятся: оценка психологической совместимости членов малых групп, психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами, использование тренажеров в качестве тестов для диагностики профессиональной пригодности.

Оценивая книгу В. А. Бодрова в целом, нельзя не сказать о ее месте в современной психологической литературе. В последние годы издано несколько монографий и учебников по психологии труда, инженерной психологии и эргономике, выходят в свет разнообразные по содержанию и назначению сборники тестов, популярные книжки и даже энциклопедии.

Отличие книги В. А. Бодрова в том, что она содержит детальное, очень квалифицированное изложение одного из разделов общей предметной области психологии труда и смежных дисциплин

стр. 143

и в то же время представляет собой практическое методическое издание, дающее знания, без которых применение пользователями "голых", написанных как простые технологии, тестовых и прочих руководств грозит превратиться в бездумные, а потому часто ошибочные практические рекомендации. Содержащееся в книге "ядро знаний" -цельное, научно аргументированное и систематизированное представление о всех психологических аспектах проблемы профессиональной пригодности.

Г. М. Зараковский, доктор психол. наук, профессор

Москва.

стр. 144

Наши рекомендации