Социально-психологическая адаптация: личностно-ориен-тированный подход

ТРЕНИНГ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Введение. Постановка и актуальность проблемы

Настоящая статья посвящена описанию тренинга "Я управляю стрес­сом" по социально-психологической адаптации подростков и старших школьников.

Современное общество с его стремительными социально-экономичес­кими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным. Особенно актуальна данная про­блема для постсоветского социокультурного пространства: уверенность в завтрашнем дне сменилась необходимостью выживать в дне сегодняш­нем. Стресс — неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться "жить со стрессом", что требует разработ­ки и реализации комплекса действий по "оестествлению" искусственно-технических способов "управления стрессом", выработке индивидуаль­ной психотехники для ситуаций "чрезмерного стресса".

Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для советского общества норм и ценностей, криминаль­ность "стратегий успешности" значительной части современной бизнес-элиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воз­действующими на современное молодое поколение. Период "бури и на­тиска" в эпоху "первоначального накопления" требует специальной пси­холого-педагогической работы по социально-психологической адапта­ции именно в подростковом и юношеском возрасте.

Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требо­вания ситуации значительно превышают возможности личности или ког­да напряжение длится слишком долго.

Социально-психологическая адаптация: личностно-ориен-тированный подход

Под социально-психологической адаптацией, как уже говорилось в на­чале данного издания, мы понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности ("Я") со средой, которое ха­рактеризуется:

1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отноше­нием индивида к себе и миру вокруг (так, например, Г. Селье разли­чает борьбу и собственно адаптацию как разные приспособитель-ные "механизмы"), осознанием необходимости для личности посте­пенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности)

2. Приспособлением — которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных "механизмов" ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.

Важным направлением работы по социально-психологической адапта­ции мы считаем осознание и проявление в ходе работы по СПА личност­ной стратегии поведения (самоизменения), а не просто передачу (тира­жирование) "готового" навыка. Поэтому мы считаем возможным обозна­чить наш подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию. При этом технология, формиро­вание навыка, безусловно, остаются важнейшими структурообразующи­ми компонентами (элементами) работы по СПА (в частности, тренинга). Однако, в рамках данного подхода (модели) становится невозможным лишь "оттренировать" навыки или шаблоны действий в определенных си­туациях. Основная задача — "выращивание" личностных стратегий и так­тик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля.

Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности (особенно экспериментальной и инновационной). Организация деятель­ности психологической службы, система психологической и психотера­певтической поддержки учащихся, повышение психологической компе­тентности педагогов и родителей — важные составляющие данной дея­тельности. В данной статье мы ограничимся лишь описанием одного зве­на, "кванта" действия — тренинга для подростков и старших школьников.

Данное определение адресата тренинга связано с тем, что, во-первых, стрессовые нагрузки лавинообразно нарастают у школьников 9-11 классов (необходимость профессионального или "образовательного" само­определения, расширяющиеся контакты с социумом, "вузовская" модель обучения во многих учебных заведениях и т.д.), во-вторых, повышаются мотивация и готовность к "встрече" с собой, со своим внутренним миром (возросшая ответственность за собственный выбор, осознание уникаль­ности "Я" и противоречий "Я" и среды и т.д.).

Таблица.Шкала стресса у детей

События   Дошколь­ники   Младшие   Старшие  
        школьники   школьники  
Поступление в 1              
класс или старшую              
школу        
Перевод в другую              
школу        
Рождение брата или              
сестры        
Уход из дома              
брата/сестры        
Госпитализация              
брата/сестры        
Смерть брата/сестры       Л  
Отъезд отца из-за              
смены работы        
Потеря работы роди­              
телями        
Разлука родителей        
Развод родителей        
Госпитализация одно­              
одного из родителей (серь­              
езная болезнь)        
Смерть одного из ро­              
дителей        
Смерть бабушки/де­              
душки        
Появление отчима              
или мачехи        
Тюремное заключе­              
ние одного из родите­              
лей (30 дней или              
меньше)        
Тюремное заключе­              
ние одного из родите­              
лей (год и больше)        
Появление третьего              
взрослого (дедушка/ба­              
бушка)        
Изменение финансо­              
вого положения роди­              
телей        
Мать начинает              
работать        
Уменьшение ссор              
между родителями        
Увеличение ссор              
между родителями        
Увеличение ссор с              
родителями        
Известие о том. что              
ты — приемный ребе­              
нок        
Приобретение како­              
го-либо уродства        
Врожденное уродство        
Госпитализация ре­              
бенка        
Изменение отноше­              
ния ровесников        
Выдающиеся личные              
успехи        
Смерть близкого дру­              
га (друга детства)        
Провал на экзаменах              
в школе   —      
Исключение из школы   —      
Беременность неза­              
мужней сестры-подро­              
стка   ~      
Употребление нарко­тиков или алкоголя   —      
Активное посещение церкви/синагоги   —      
Неучастие в том, в чем хочется участво­вать (спортивная команда, ансамбль)            
Разрыв с другом/по­другой   —   —    
Начало свиданий   —   —    
Отцовство   —   —    
Беременность   —   —    

Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса де­тей и подростков: чем выше показатели, тем больше стресс. (Цит. по: Ш. Левис, ШейлаЛевис, "Ребенок и стресс". Питер,С-П.,1997.)

Словосочетание "старшие школьники" мы используем для обозначения учащихся 10-11-х классов (15-16 лет) вместо понятия "ранний юношес­кий возраст". Опыт показывает, что позитивные результаты тренинга воз­можны и с группой 7-го класса, но наиболее эффективен данный тренинг для старших школьников 9-11 -го классов.

Наши рекомендации