Показатели и интерпретация

♦Положение рисунка на листе.

В норме рисунок должен размещаться по средней линии верти­кально поставленного листа бумаги. Бумага должна быть белой или слегка кремовой, но не глянцевой, карандаш — нормальной мягкости. Не допускается использование ручки или фломастера. Размещение изображения в верхней части (чем ближе, тем более выражено) интерпретируется как завышенная самооценка, от­сутствие удовлетворенности своим положением в обществе, не­достаток популярности, притязания на продвижение и популяр­ность, ориентация на самоутверждение.

Расположение изображения ближе к нижнему краю, напротив, ха­рактеризуется отсутствием уверенности в себе, заниженной са­мооценкой, подавленностью, нерешительностью, отсутствием стимула продвигать свое положение в обществе, отсутствием ориентированности на самоутверждение, признание.

♦ Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая
ее деталь).

Голова направлена вправо — стабильная ориентация на деятель­ность, действенность: фактически все, что обдумывается, на­мечается и воплощается в действительность или как минимум начинает воплощаться (даже если и не доводится до конца). Те­стируемый активно переходит к осуществлению своих проек­тов и устремлений.

Голова направлена влево — тенденция к раздумьям. Это не чело­век действия: лишь малая толика задумок осуществляется или хотя бы начинает осуществляться. Нередки приступы страха пе­ред активным мероприятием и нерешительность. (Вариант: отсут­ствие ориентации к действиям или трепет перед инициатив­ностью — необходимо решить дополнительно.)



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты I 111



Анфас, то есть голова повернута к тестируемому, расценивается как склонность к эгоцентризму. Предполагается, что на голове располагаются элементы, соответствующие органам чувств — ушам, рту, глазам.

Смысл элемента «уши — прямой: интерес к информации, важ­ность суждений окружающих о себе. Дополнительно по другим данным и их сочетанию определяется, предпринимает ли тести­руемый что-либо для завоевания позитивной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоцио­нальные реакции (радость, гордость, обида, сожаление), не меняя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии про­рисовки губ интерпретируется как словоохотливость и даже болтливость. В сочетании с прорисовкой губ — говорит о чув­ственности; иногда о том и другом вместе. Открытый рот при отсутствии языка и губ, особенно заштрихованный, интерпре­тируется как склонность к разного рода опасениям, страхам, недоверию.

Рот с прорисованными зубами — словесная агрессивность, пре­имущественно защитная (может огрызаться, задираться, дерзить в ответ на обращения отрицательного толка, неодобрение или осуждение).

Резко прорисованная радужка глаз говорит о страхе перед чем-либо. Ресницы укажут на истероидно-демонстративные манеры поведения, а также скажут о жажде восхищения со стороны окру­жающих внешней красотой и стилем одежды, придании этому особой значимости.

Непропорционально большая голова укажет на то, что тестируе­мый ценит целесообразность и, вероятно, эрудицию как в себе, так и в людях.

На голове могут присутствовать и такие элементы, как рога — символ защиты, агрессивности. Тип агрессивности (произволь­ная или защитно-ответная) можно установить, исходя из сочета­ния других признаков (например, когти, щетина, иглы). Перья гово­рят о тяге к самолюбованию, демонстративности, самооправданию. Шерсть, грива, нечто похожее на прическу может говорить о сексу­альности, подчеркивании женственности или мужественности (в соответствии с принадлежностью к полу).

♦ Несущий, опорный элемент фигуры (ноги, лапы, постамент).
На основании солидности этого компонента делаются выводы
относительно габаритов всей фигуры, а также по конфигурации:

• серьезность, продуманность, рациональность принятия реше­ния, опора на важные положения и сведения;

• легкомысленность взглядов и выводов и их голословность; может прослеживаться скоропалительность в принятии реше­ний (например, это касается случаев, когда совсем или частич­но отсутствуют ноги).

Важно заострить внимание на характере соединения ног с тулови­щем: точно ли оно, тщательно или небрежно нарисовано, некреп­кое или не соединено вовсе — это характер контроля над своими рассуждениями, заключениями, решениями. Однотипность и од­нонаправленность конфигурации ног, лап, любых деталей опорно­го компонента — стереотипность взглядов и установок в приня­тии решений. Многообразие в конфигурации и положении этих элементов — оригинальность установок и взглядов, независи­мость; иногда даже созидательное начало (в соответствии с не­обычностью формы) или инакомыслие (ближе к отклонениям).

♦ Элементы, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Могут быть функциональными или выполняющими определен­ную роль. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали пан­циря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветочные детали укажут психологу на энергию охвата различных сфер человечес­кой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с довольно некорректным и неразборчивым притеснением дру­гих либо пытливость, желание завоевать себе место под солнцем, воодушевление от своей деятельности, дерзость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щу­пальца и т. д.). Украшающие детали указывают на демонстратив­ность, жажду внимания со стороны окружающих, манерность (на последнее качество может указать, например, изображение сто­рожевой собаки или ее несуществующего подобия в шляпке с пе­рьями).

♦ Хвосты.

Исходя из того, в какую сторону они обращены (вправо или вле­во), можно говорить об отношении испытуемого к собственным по­ступкам, решениям, заключениям, к своей вербальной продукции.



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




Хвосты, обращенные вправо, выражают отношение к своим по­ступкам, влево — к собственным размышлениям, заключениям; к упущенным возможностям, к личной нерешительности. По­зитивная или негативная окраска этого отношения проявляется в направленности хвостов вверх (уверенность, позитивизм, опти­мизм) или вниз (неудовлетворенность собой, сомнения в своей правоте, раскаяние). Контуры фигуры.

Анализируются по имеющимся выступам (типа щитов, панци­рей, иголок), прорисовкам и затемнениям линий или же по пол­ному их отсутствию. Это защита от окружающих. Агрессивная — если она исполнена в острых углах. Если по контурной линии имеются затемнения, то в такой защите присутствуют страх и бес­покойстве. Если контур удвоен, что говорит о всевозможных под­сознательных «заслонах», то защита вызвана опасением, подо­зрительностью. Вид такой защиты можно определить, исходя из расположения контуров. Верхний контур изображения говорит о том, что защита направлена против власть предержащих (раз­ного рода начальников, руководителей). Нижний контур поведа­ет психологу о том, что испытуемый выстраивает защиту против колкостей, непопулярности, страха осуждения. Боковые конту­ры символизируют готовность испытуемого к самозащите любого плана и в различных обстоятельствах. То же можно сказать и в том случае, когда детали «защиты» расположены не по контуру, а внут­ри его, на самом туловище животного. Справа — защита в ходе деятельности (действительной), слева — преимущественно за­щита своих взглядов, принципов, пристрастий. Общая энергия и творческий потенциал.

Оцениваются по количеству представленных элементов. Соот­ветственно, чем больше составных компонентов и разного рода деталей (кроме самых важных), тем больше энергии. Если эле­ментов немного, можно говорить об экономии энергии, астенич-ности организма, затяжной соматической болезни. То же самое можно сказать и при исследовании характера контурной линии, если она слабенькая, нечеткая, без нажима. В противном случае, если контур жирный и с нажимом, можно говорить... не об энер­гичности, нет, скорее, о тревожности. Резкие, с сильным нажимом линии, контуры которых отчетливо видны даже на оборотной стороне листа, выдадут судорожный, высокий тонус мышц ри-

сующей руки, что трактуется как повышенная тревожность. Важ­но также и то, какой элемент выполнен в такой манере (то есть к чему привязано беспокойство).

Что касается творческого начала, то в случае, если изображение выражается в виде построения фигуры из деталей, а не целых за­готовок, можно говорить о его существовании. И наоборот, о при­митивизме скажет изображение практически реального вида жи­вотного с добавлением некоторых деталей, которые приближают его к несуществующему: например, ворона с кошачьим хвостом или крылатая собака.

Таким образом, при оценке изображения важно учитывать, при­сутствует на рисунке лишь самое важное (корпус, голова, лапы, хвост, крылья и т. п.) или обильно изображены и «усложняю­щие» компоненты. Кроме того, следует обратить внимание на ха­рактер контурных линий: примитивные или заштрихованные, есть ли повторы линии, неаккуратность линий и соединений, от­резки из наложенных друг на друга линий, заштриховка частей рисунка, отклонение от вертикали, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется по приведенному выше сценарию. Что касается тематики, то изображенных животных подразделя­ют на угрожаемых, угрожающих и заурядных (собаки, кошки, слоны; зайцы, волки, птицы, муравьи и др.). По большому счету, любое изображение, которое вас попросят нарисовать, будет ха­рактеризовать именно вас. Поэтому увлекаться и рисовать, скажем, зубастое агрессивное животное (или, если это рисунок человека, слишком расфуфыренного человека) не стоит. Изоб­раженное животное выражает отношение рисующего к самому себе, представление о себе самом, то есть отождествление себя по значимости (со львом, кошкой, свиньей, мухой и т. д.). Уподобление животного человеку (например, двуногое прямохо­дящее животное или животное, одетое в человеческую одежду, в том числе и «очеловечивание» морды, похожесть лап на руки и т. д.) говорит об эмоциональном несовершенстве, «детскости», соответственно степени выраженности «очеловечивания» жи­вотного.

Уровень агрессивности определяется численностью, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с тем или иным элементом изображения. Особую значимость здесь приобретают прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




Обратит внимание психолог и на акцентирование половых при­знаков — вымени, сосков, груди при «очеловечивании» образа животного и др. Таким образом рисующий выражает свое отно­шение к полу, вплоть до зацикленности на сексуальных проб­лемах.

Очень внимательно следует отнестись к рисунку, на котором изоб­ражены механические элементы: например, вставленные в глаза фонарики или рукоятки вместо лап. В этом случае можно пред­положить у рисующего шизофрению.

Названиеможет выражать целесообразное сочетание смысловых элементов (летающий пес, зеброжираф и т. д.). Другой вариант — научное словообразование, иногда уподобленное латинскому языку («кошковидный воронериус» и т. п.). В первом случае можно говорить о рациональности, во втором — о демонстратив­ности, сосредоточенной в основном на представлении своего ин­теллекта.

Встречаются и абсолютно не имеющие никакого смысла назва­ния («баракубча», «ликошандр» и др.), олицетворяющие несе­рьезное отношение к людям, неумение обращать внимание на тревожные знаки, превосходство эстетических составляющих в понятиях над рациональными.

Еще одна категория — шутливые названия, вроде какой-нибудь «кракозябрушки», что указывает на шутливо-снисходительное отношение к людям.

Инфантильные названия состоят, как правило, из повторяющих­ся элементов («пан-пан», «ки-ки» и др.).

Тяга к фантазированию (главным образом защитного свойства) проявляется чаще в очень длинных названиях («абарубакинок-вада-пададерия» и др.).

Психогеометрический тест

Автор данной методики Сьюзен Деллингер, специализирующаяся на социально-психологической подготовке управленческих кадров (США), считает, что ее система способна всего за 5 минут предста­вить исчерпывающую информацию о человеке, начиная с особеннос­тей его характера и вплоть до манеры одеваться и перспектив карьер­ного роста. Методика увидела свет в 1989 году в качестве составляющей

психогеометрии — практической системы анализа личности. По сло­вам С. Деллингер, в основе психогеометрии лежат представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга, а также концепция К. Юнга о психических типах.

Несмотря на кажущуюся незамысловатость, психогеометрический тест представляет собой довольно информативный и надежный ин­струмент. Исследования многих психологов, направленные на изуче­ние связи этой методики с данными других психологических тестов, подтвердили результативность психологических характеристик гео­метрических форм личности. При этом можно говорить о степени до­стоверности результатов порядка 80-85 %.

Достоинствами психогеометрического теста являются его компакт­ность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов), до­ступность (инструкцию способен понять даже дошкольник), простота и удобство для группового исследования.

Тест с успехом применяется для выявления индивидуально-пси­хологических особенностей кандидатов и особенностей их поведения в различных ситуациях в практике профориентационной работы или при создании эффективной команды.

Что касается непосредственно комплектации групп, то стоит обра­тить внимание на то, что могут быть как случаи одинакового выбора фигур, так и «геометрического конфликта», когда первая выбранная фигура одного представителя команды является последней в ряду предпочтений другого. Такая ситуация может указывать на напряжен­ность во взаимоотношениях, но вместе с тем и послужить их восста­новлению и упрочению.

Такое тестирование можно и даже желательно проводить не только с соискателями, но и в уже сложившихся коллективах. По его резуль­татам становятся понятными метания босса-«прямоугольника», про­тивостояние «треугольного» заместителя, «правда жизни» бухгалте-ра-«квадрата». Как только представителями группы будет признано право других на индивидуальность, это послужит первым и самым боль­шим шагом к началу гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Стоит отметить, что кажущаяся простота данной методики может сыграть плохую службу неопытному психологу, решившему, что уж с этим-то тестом он разберется в два счета. Как и в случае с другими методиками, заключения по результатам данного тестирования дол­жен сделать опытный специалист.

116 I Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




Как вы понимаете, обмануть этот тест также не составляет особого труда. Главное, хорошо знать, что собой представляет каждая из фи­гур. Но при этом вы не всегда можете располагать сведениями, какая из фигур окажется более симпатичной рекрутеру и какой именно кол­лектив он желает подобрать. Но зато вы можете подумать над тем, ка­кая личность лучше всего подходит на предлагаемую должность.

Инструкция

Посмотрите на предложенные ниже фигуры (рис. 3.2) и выберите ту, которая, по вашему мнению, наиболее похожа на вас и глядя на которую, вы можете сказать: «Это я». Оставшиеся четыре фигуры тоже расположите в порядке вашего предпочтения. Первая выбран­ная вами фигура — это ваши ключевые, господствующие свойства характера и черты поведения. Три следующие можно рассматривать в качестве вспомогательных, но не интенсивных свойств вашего ха­рактера, а пятая указывает на ту разновидность людей, с которыми у вас могут возникать серьезные проблемы. В том случае, если вы зат­рудняетесь выбрать первую, главную фигуру, выберите две и трактуй­те значение обеих.

Показатели и интерпретация - student2.ru

Рис. 3.2. Фигуры для психогеометрического теста

Интерпретация

Если вы выбрали квадрат,это указывает на ваше трудолюбие. Большая работоспособность и старательность, позволяющие дости­гать завершения начатого, — основные качества Квадратов. Упор­ство и методичность позволяют им стать настоящим профи в своей сфере деятельности. Содействует их профессионализму и постоян­ная жажда информации, так как они — собиратели разнообразных сведений. Информация, которой они владеют, строго классифици­рована и разложена по полочкам. Именно поэтому люди этого типа способны выдать нужную информацию молниеносно и заслуженно считаются «ходячими энциклопедиями» как минимум в своей об­ласти.

Страстью Квадратов является мыслительный анализ. Они скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем, чрезвычайно вни­мательны к мелочам, частностям и предпочитают во всем отлажен-ность системы. Их мечта — четко спланированная жизнь, и им не по нраву изменения привычного хода событий. С завидным упорством они организовывают и людей и пространство вокруг себя. Эти особен­ности способствуют тому, что часто Квадраты становятся прекрасны­ми администраторами, исполнителями, а вот стоящие управленцы встречаются среди них не так часто. Излишняя приверженность к ме­лочам, потребность в дополнительных сведениях для принятия реше­ния лишает Квадрата оперативности. Педантичность, порядок, почти слепое следование правилам и приличиям способны развиться до крайности, и когда наступает момент для принятия решения, и осо­бенно в том случае, когда оно связано с риском, Квадраты нарочно или ненамеренно оттягивают его принятие.

Помимо этого, рациональность, эмоциональная сухость и холод­ность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с окружаю­щими.

Треугольникявляется символом лидерства, и большинство из лю­дей, которые предпочитают эту фигуру, считают лидерство своим кре­до. Самая специфическая черта настоящего Треугольника — способ­ность фиксировать свое внимание на главной цели. Треугольники — деятельные, безудержные, сильные личности, которые ставят перед собой четкие цели и, как правило, достигают их.

Все свое внимание такие люди заостряют на самом важном. Их мощ­ная прагматическая направленность ориентирует мыслительный ана­лиз и ограничивает его поиском действенного в данной ситуации ре­шения задачи. Это очень уверенные в себе люди, стремящиеся быть правыми во всем. Сильная потребность правильно действовать и управ­лять положением дел, решать не только за себя, но и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей с другими. Гос­подствующая установка в любом вопросе — это расчет на победу, выигрыш, успех! Треугольники любят риск и могут быть недостаточ­но терпеливы к тем, кто сомневается в принятии решений.

Они очень не любят оказываться в положении неправых и с большой неохотой признают свои ошибки. Можно говорить, что они замечают лишь то, что хотят, и потому не склонны к перемене своих взглядов, часто бывают безапелляционными, не терпят возражений и преимуще­ственно поступают так, как считают нужным. Но при этом они довольно



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




успешны в обучении тому, что отвечает их прагматической установке, содействует достижению главных целей, и, как губка, поглощают по­лезную информацию.

Треугольники — честолюбцы. Если делом чести для Квадрата явля­ется достижение высшего качества выполняемой работы, то Треуголь­ники жаждут добиться значительного положения, завоевать высокий статус, проще говоря, сделать карьеру. Из них получаются менеджеры самого высокого уровня. Они обладают великолепной способностью убеждать начальство в важности своей работы и работы своих под­чиненных и за версту чуют выгоду. Основная негативная черта Тре­угольников — сильный эгоцентризм, курс на себя. На пути к Олимпу представители «треугольной» формы не изъявляют особой деликат­ности относительно этических норм и способны идти к своей цели бук­вально по головам. Эта позиция свойственна Треугольникам, которых никто своевременно не остановил. Такие люди вынуждают всех и вся вращаться вокруг себя, и, пожалуй, наша жизнь без них не имела бы своей изюминки.

Представители прямоугольникасимволизируют состояние перехо­да и перемен. Это преходящая форма личности, которую могут «носить» остальные четыре относительно постоянные фигуры на обусловленных стадиях жизни. Это личности, недовольные нынешним своим существо­ванием и вследствие этого занятые поисками лучшего. Факторы пря­моугольного состояния могут быть самыми разнообразными, но связы­вает их одно — важность изменений для определенного человека.

Ключевым психическим состоянием Прямоугольника является бо­лее или менее осмысливаемое состояние смущения, запутанности в проблемах и расплывчатости в отношении себя на данный момент.

Наиболее типичные признаки Прямоугольников — нелогичность и непредсказуемость действий на переходном этапе. Они могут до­вольно заметно меняться даже в течение суток. Изменения в их пове­дении мгновенны и непредсказуемы. Как правило, Прямоугольники страдают от заниженной самооценки, в них чувствуется стремление стать лучше, они ищут новые способы работы и стиля жизни. Такие люди способны смутить и насторожить окружающих, чем вынуждают последних уклоняться от общества «человека без стержня». И это яв­ляется нешуточной проблемой Прямоугольников, поскольку общение с окружающими им нужно как воздух.

Разумеется, люди этого типа обладают и многими положительны­ми качествами, притягивающими к ним людей: пытливостью ума, не-

поддельным интересом к жизни, смелостью, но, к сожалению, не очень умело используют их. Прямоугольники с легкостью могут хвататься за то, чего никогда до этого не выполняли, они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, без труда постигают все новое. Однако им очень мешают в жизни такие качества, как из­лишняя доверчивость, внушаемость, наивность, которые дают окру­жающим отличные возможности для манипулирования Прямоуголь­никами.

Круголицетворяет гармонию. Отдавшие предпочтение это фигуре заинтересованы в хороших межличностных связях. Главная ценность для Круга — люди, их благополучие. Это наиболее доброжелательная из всех представленных фигур. Как правило, круг становится тем свя­зующим звеном, которое скрепляет и трудовой коллектив, и семью.

Люди этого типа — наилучшие коммуникаторы из пяти представлен­ных форм, поскольку являются прекрасными слушателями и к тому же обладают высокой восприимчивостью и способностью сострадать. Они умеют ощущать и радости, и горести других как свои собствен­ные, и поэтому неудивительно, что окружающие тянутся к таким лю­дям. Представители «круглой» формы способны превосходно распо­знавать людей — вычислить какого-нибудь лжеца для них не проблема. Круги очень переживают за своих коллег по цеху, в связи с чем заслу­женно пользуются их любовью. Но из-за того, что они ориентированы скорее на людей, чем надело, а ко всему прочему, сверх меры стремят­ся угодить любому, из них получаются довольно слабые менеджеры и начальники, ведь основная задача Круга — сохранить мир любой це­ной. Именно поэтому они стараются избегать жестких позиций и при­нятия непопулярных решений. Нет ничего более отвратительного для тех, кто выбрал эту фигуру, чем межличностный конфликт. Образно говоря, Круги счастливы, когда «мир во всем мире», именно поэтому они практически всегда готовы идти на уступки. Помимо этого, Круги не отличаются решительностью, а ведет к тому, что над ними могут взять верх более сильные фигуры, например Треугольники. Но, по всей видимости, Кругов меньше всего беспокоит то, кто приберет к своим рукам власть: главное, чтобы все были довольны и счастливы, и только в одном Круги способны проявить решительность: если во­прос касается морали или несправедливости.

Зигзаг— символ креативности и творчества, что объясняется уже одной только необычностью этой формы по сравнению с другими представленными, ее разомкнутостью. Как правило, избравшие эту



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




фигуру — эстеты. Сочетание совершенно неодинаковых, отличных друг от друга идей и создание на этой основе чего-то свежего, необыч­ного — вот что по вкусу Зигзагам. В отличие от Кругов, они совершен­но не заинтересованы в компромиссе и добиваются своего не путем уступок, а, напротив, заострением конфликта идей и выстраиванием новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Применяя свое врожденное остроумие, они могут быть весьма насмешливыми, откры­вая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги предраспо­ложены к тому, чтобы видеть мир всегда преображающимся, и поэто­му нет ничего более тоскливого для них, чем постоянство, рутина, штамп, директивы и установки, статус-кво или люди, всегда соглаша­ющиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут плодотворно работать в заведомо структу­рированных условиях. Их нервируют четкие вертикальные и горизон­тальные связи, жестко фиксированные обязанности и однообразие ра­боты. Им требуется разнообразие и высокий уровень стимуляции на служебном месте. Они желают быть независимыми от других в своей работе. Если эти условия соблюдены, Зигзаги оживляются и приступа­ют к выполнению своего главного предназначения — генерировать но­вые идеи и способы работы. Зигзаги никогда не удовлетворяются ме­тодами, посредством которых вещи делаются в настоящее время или делались в прошлом. Они направлены в будущее и прежде всего инте­ресуются возможностью, а не реальностью. Отсюда и такие их качества, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг — самый восторженный и экспансивный из всех представ­ленных вариантов. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он делится ею со всей вселенной. Зигзаги без устали рекламируют свои идеи и способны мотивировать всех вокруг себя, но, к сожале­нию, им не хватает дипломатичности: они горячи, очень экспрессив­ны, что, наряду с их эксцентричностью, часто не дает возможности проводить свои идеи в жизнь. Ко всему прочему, они слабоваты в про­работке конкретных составляющих и не очень настойчивы в доведе­нии начатого дела до конца, так как с потерей свежести пропадает и увле­чение идеей.

Графологический анализ

Как уже говорилось, к прохождению большинства тестов вполне возможно подготовиться заранее и повлиять на результат, обратив его

в свою пользу. Однако, как уже упоминалось ранее, существуют и та­кие тесты, обмануть которые считается маловероятным. Таким слож­ным методом тестирования является графология, или анализ почерка человека.

Графологический анализ — довольно обширное исследование осо­бенностей почерка по множеству признаков, характеризующих чело­века как уникальную в своем роде личность.

То, что почерк сугубо индивидуален и неповторим, как и отпечатки пальцев, отлично знают все (особенно криминалисты). Но отпечатки пальцев даны человеку с момента появления на свет и вряд ли способ­ны поведать что-либо о характере их владельца, а вот почерк связан непосредственно с активной психомоторной деятельностью мозга. Как бы ни учили нас правильно выводить первые буквы, школьная одно­типность почерка со временем исчезает и он приобретает беглость и осо­бенности. Подделать почерк, в принципе, вполне реально, но грамот­ный эксперт почти всегда сможет установить подделку, ведь личная манера написания текста чаще всего воспроизводится нами безотчетно, и эту безотчетность даже самый одаренный мошенник не в состоянии отобразить стопроцентно. Темп его письма либо затормозится (и это сразу станет заметным опытному глазу эксперта), либо утратит какие-то специфические признаки подлинника.

Все графологи полагают: коль уж мозг интуитивно управляет рукой пишущего, то между особенностями почерка и качествами характера непременно должна наличествовать связь. При этом почерк главным образом отображает врожденные качества характера, те, которые изме­нить очень сложно; а если все-таки получается, то меняется и почерк.

Такой тест дает достоверную информацию о психологическом со­стоянии тестируемого и сведения о его индивидуальных и профессио­нальных наклонностях, характере, а также о тех достоинствах и недо­статках, которые человек в повседневной жизни предпочитает скрывать. Графологический анализ очень часто проводится еще до собеседова­ния, а потому дает возможность менеджеру по персоналу заранее ото­брать бесперспективных и недобросовестных работников, определив такие личностные качества, как неискренность, чрезмерная вспыль­чивость и конфликтность. Кроме того, проанализировав особенности почерка, менеджер сразу будет обладать информацией о ваших про- фессиональных наклонностях. Иначе говоря, такой тест может «рас-познать» ту сферу деятельности, в которой человек может добиться наибольшего успеха.



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты I 123



Нельзя сказать, что данный метод тестирования применяет практи­чески каждый работодатель, и даже уместнее будет оговориться, что в настоящее время эту методику используют при профотборе доволь­но редко. Однако, несмотря на это, ее популярность растет и в первую очередь она вызывает интерес при наборе специалистов руководяще­го состава из-за особой важности подобных должностей.

Проводится такое тестирование несколькими способами. Соиска­телю могут предложить написать некий текст для дальнейшей оцен­ки, либо менеджер просто попросит заполнить анкету или принести от руки написанное резюме.

ВНИМАНИЕ

Кандидат может и не знать, что стал объектом тестирования.

Однако наиболее достоверную информацию о человеке можно по­лучить в том случае, если в распоряжении специалиста будет не менее 15 написанных от руки предложений на нелинованном листе в не­официальном оформлении. Естественно, что деловая корреспонден­ция с актуальными для ее стиля полями, отступами, аккуратно выве­денными буквами и ровными строчками не даст исчерпывающего представления о характере писавшего. Для проведения анализа графо­логи предпочитают брать образцы, написанные тестируемым без осо­бого усердия (пристальное внимание уделяется концовке, где буквы выводятся уже не так тщательно), но в спокойной обстановке. Неже­лательны в качестве образца студенческие конспекты, тексты сочине­ний на экзаменах, врачебные рецепты, заявления и т. п. Оптимальным вариантом считается тот, когда тестируемому неизвестно, с какой це­лью его просят написать несколько предложений.

Рассказать обо всех без исключения тонкостях графологии в этой книге невозможно, однако можно обозначить некоторые моменты и особенности почерка, которые характеризуют личность человека. Например, почерк предприимчивого, делового человека чаще всего та­кой же разборчивый и понятный, как и сознание его собственника. Вычурные «хвостики» и виньетки — признак чрезмерного самомне­ния (кстати, почерк шизофреников часто отличается вычурностью и нарочитой стилизованностью).

Опытный графолог оценит не только форму и особенность букв, но и их наклон, силу нажима и даже величину оставленных полей. Так, если поля очень маленькие, это указывает на бережливость (в крайнем варианте — скупость) писавшего. А очень широкие говорят о широте натуры, расточительности, хвастовстве и стремлении к роскоши.

Направление строк тоже дает важные сведения. У жизнелюбивых и честолюбивых личностей они гордо карабкаются вверх, а у пессими­стов и прочей вялой и неуверенной в себе публики понуро соскальзы­вают вниз. Если же строчки неизменно вьются змейкой, то пишу­щий — наверняка ловкач, дипломат, переменчивая и нетерпеливая личность. Ну а когда строчки прямые, как в школьной тетрадке, то это говорит о характере спокойном, волевом, уверенном в себе и разве что несколько прямодушном.

Теперь о слитном написании букв. Если буквы пишутся слитно и на­поминают вьющуюся веревочку, это характеризует человека предпри­имчивого и умеющего логически мыслить. Некоторое отделение букв друг от друга в словах указывает на мечтательность и непрактичность, а в случае, когда буквы написаны раздельно, можно говорить о том, что пишущий — несомненный эстет, образное мышление которого до­минирует над абстрактным.

Крупные буквы говорят об активности, коммуникабельности и уве­ренности в себе. Мелкие — об осмотрительности, расчетливости и не­общительности. Если размер букв постоянно меняется, это свидетель­ствует о неистовом и неугомонном характере. Закругленные буквы расскажут о кротости и сентиментальности, угловатые — об эгоизме, ветвистые — о смелости и великодушии.

Немалую роль играет и наклон букв. Сильный наклон влево — пока­затель неестественности, хитрости, умения владеть собой. Буквы на­клоняются то вправо, то влево — это показатель переменчивости и не­решительности. Ну а если буквы почти ложатся на бок — налицо невоздержанность и горячность. Большой* наклон вправо: пишущий не выносит никакого прессинга со стороны, прямое положение букв — искренность и выдержка.

Как уже говорилось, определенную информацию графолог может получить и из автографа. Одним росчерком пера мы, сами того не ве­дая, выдаем о себе целый пласт важной информации:

♦ простой — смелость и уверенность в себе;

♦ зигзагообразный — неуравновешенность;

♦ перечеркнутый — импульсивность;

♦ подчеркнутый — предприимчивость;

♦ очень сложный, замысловатый — сочетание мании величия с ком­плексом неполноценности.

Нередко эксперты в качестве образца берут анкеты, которые со­искатели заполняют при приеме на работу. Хотя мировая практика



Глава 3. Психологические опросники и тесты

Проективные, графические и графологические тесты




Показатели и интерпретация - student2.ru Показатели и интерпретация - student2.ru предполагает, что анализ почерка делается только по согласию с его ав­тором (в нашем государстве закон по этому поводу вообще пока молчит), будьте всегда начеку, то есть если вам предлагают написать что-либо, не исключайте вероятности графологического тестирования и предпри­мите ряд определенных мер для улучшения своих показателей.

Итак, как уже говорилось, обмануть графологическое тестирование маловероятно, но несколько улучшить его результаты все же можно. Для этого, во-первых, нужно делать отступы от краев таким образом, чтобы все четыре поля листа напоминали ровненькую рамочку. Важно также не позволять строчкам виться или изменять направление, необ­ходимо, чтобы они были ровными и прямыми. Если у вас неразборчи­вый почерк, старайтесь писать предельно разборчиво. Если ваш почерк — образец каллиграфии, позвольте себе легкую небрежность, спонтанность. Приветствуется, если буквы имеют наклон вправо, сочетают в себе как округлость, так и угловатость форм, в меру узки или широки.

Печатный стиль написания букв лучше не использовать: некоторые графологи относятся к нему с предубеждением и полагают, что человека, который постоянно использует этот стиль, можно заподозрить в склон­ности к шизофрении в сочетании с аномальным педантизмом и комму­никативной зажатостью. Другие менее категоричны и считают, что ни­чего страшного в этом нет, просто у человека с такой манерой письма, очевидно, есть какие-то проблемы (или комплексы), но это ни в коем случае нельзя считать показателем отклонений, мешающим работе.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас были хорошие условия для тести­рования: шариковая ручка с темной пастой, большой, нелинованный лист, непременно с подложенными под него несколькими листами. Стол, стул, поза — удобные. Подумайте о своем настроении — оно не должно быть угнетенным, хотя опытный эксперт все равно смо­жет установить, насколько повлияли на почерк расположение духа, утомление и нервозность.

Предупредите эксперта, носите ли вы очки, принимаете ли сильно­действующие препараты. Он должен знать и ваши пол и возраст. Пи­сать важно на родном языке. Если вы уже забыли, как пользоваться ручкой, или у вас не очень красивый почерк, не тревожьтесь. На ре­зультаты анализа это не повлияет. Можете взять дополнительное вре­мя, чтобы поупражнять руку.

И последнее. Если вы убеждены, что сумеете контролировать свою руку в течение всего отведенного для тестирования времени, то може­те попробовать улучшить заключение эксперта. Если же такой уверен-

ности нет, лучше оставайтесь собой. Не усердствуйте чрезмерно, пи­шите автоматически. Не меняйте почерк: графолог догадается, что вы пытаетесь что-то утаить.

Попробуйте себя в роли эксперта-графолога. Проверьте свой почерк.

ВНИМАНИЕ

Настоящий полный графологический тест в состоянии провести только специалист.

Графологи утверждают, что их сфера — не только наука, основан­ная на графологических таблицах, но и искусство, опирающееся на опыт и интуицию.

Наши рекомендации