Тема 9. Теория и практика массовой информации

Журналистика: многоплановость понятия и практики. Журналистка - многоплановость понятия. Социальные роли журналистики (экономическая, политическая, духовно - идеологическая, информационно- коммуникативная). Функции журналистики: рекреативная, информационная, управленческая, пропагандистская и т.д.

Агитация и пропаганда как одна из функций журналистики. Определение агитации и пропаганды. Сходство и отличия. Мировоззрение, мнение, убеждение, поведение - и влияние на них агитации и пропаганды.

Глобализация информационных процессов. Информационное общество. Становление информационного общества. Информационные революции. Черты информационного общества. Последствия информатизации для современного общества.

Особенности информационной структуры в различных странах.

Понятие информация: ее виды и особенности. Социальная информация. Понятие информация, условия информированности. Социальная и массовая информация – сходства и различия.

Классификация современных СМИ. Понятие СМИ (аудиовизуальные, аудиальные, визуальные). Типологические черты: легитимность, издательские характеристики, регион распространения и т.д.

Идейно - теоретические концепции свободы печати. Авторитарно – монархическая концепция (религиозно - клерикальная, фашистская, монархическая мораль); буржуазно - демократическая и (ранняя - либертарианская и модель социальной ответственности) социальная концепция свободы печати .

Организационные принципы построения СМИ. Структура редакции. Основные принципы: системности и специализации. Линейная и пирамидальная структура редакции. Место и роль ПР в редакции.

Управление информационными потоками и СМИ. Понятие новость. Создание и усиление - приёмы. Цель создания информационного потока.

Источники новостной информации. Особенности деятельности информационных агентств. Редакционные базы данных. Интернет как средство управления информационными потоками.

Жанровые разновидности журналистских произведений. Современные жанры: информационные – заметка, интервью, репортаж, отчет; аналитические – статья, корреспонденция, письмо, обзор печати, обозрение, рецензия; художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет. Основные жанровые группы: новостная журналистика, проблемно-аналитическая, интерактивная, очерковая, просветительская журналистика.

Профессиональная этика в журналистской деятельности. Понятие профессиональная этика. Профессиональный долг, честь, ответственность. Профессионально - этические кодексы журналистов. Цель и значение.

Современный этап развития журналистики. Основные этапы развития журналистики в XX в: журналистика тоталитарного государства, советская журналистика в годы ВОВ, журналистика эпохи социального застоя, трансформация организационных и жанровых принципов журналистики в постсоветский период.

Полиграфические процессы и полиграфическая техника. Функции, задачи и принципы оформления печатных изданий. Особенности восприятия формы периодических изданий. Шрифтография. Оформление постоянных элементов периодического издания. Эстетика печатной полосы.

Особенности деятельности фотожурналиста. Основное оборудование фотосъемки. Технические и эстетические правила фотосъемки. Законодательные и этические проблемы деятельности фотожурналиста.

Особенности современного радиовещания и телевещания. Организационные принципы радиовещания. Студия звукозаписи и ее оборудование. Внестудийные комплексы. Цифровая звукозапись. Общая характеристика, практика и прогноз развития в России и за рубежом следующих видов телевещания: эфирное, сотовое, кабельное, интерактивное, спутниковое и цифровое ТВ.

Интернет и его использование в журналистской деятельности. Интернет как источник журналистской информации. Интернет как канал коммуникации с целевой аудиторией журналиста. Виды Интернет-изданий, основные признаки. Этика поведения в Интернете.

Наши рекомендации