Организация функционировая ПС в образовательном учреждении 4 страница
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни коррекционного анализа:
нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).
общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;
возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.
Профессиональная рефлексия психологом нормы психического развития как исходный момент построения коррекционных воздействий. Рефлексия - 1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний; 2) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми ( в социальной психологии )
Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия - это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Самой необходимой способностью психолога является умение распознавать любое отклонение от нормального функционирования или развития "объекта" (индивида, малой группы) в процессе общения с ним.
Структура личности психолога многообразна, наиболее важными ее компонентами являются: профессиональная рефлексия, психологическая направленность, профессиональная активность, профессиональные знания и умения, психологические способности, психологическое мышление и воображение, профессиональное самосознание, которые выражаются в психологической деятельности и общении. Профессиональная рефлексия психологом нормы психического развития должна быть исходным моментом построения коррекционных воздействий. Педагог-психолог должен отталкиваться от осознания и анализа норм психического развития при разработке различных коррекционных программ.
Проблема эффективности психологической коррекции в работе практического психолога. Вопрос оценки эффективности коррекционной и развивающей работы на сегодняшний день является дискуссионным. Такое положение связано с тем, что предметом коррекции часто являются функции не поддающиеся прямым измерениям. Кроме того в ходе психокоррекции активизируются или подвергаются воздействию различные уровни психики, что также усложняет процесс оценки эффективности данного вида психологической работы. Определенную трудность при оценке эффективности коррекционной и развивающей работы представляет и то, что непосредственный результат коррекции требует закрепления в течение довольно длительного времени (приблизительно 6 месяцев). Таким образом, собственно об эффекте психокоррекции можно говорить тогда, когда достигнутые в ходе психокоррекционной работы изменения станут внутренними автоматическими действиями и приобретут статус индивидуальн,о-психологических качеств клиента. На качество закрепления результатов психокоррекции влияют многие факторы. Одними из самых значительных факторов являются те, которые связанны с ближайшим окружением ребенка и социальными условиями жизни. Данные факторы не всегда поддаются контролю и часто характеризуются непредсказуемостью.
Предполагается, что в ходе психокоррекционной и развивающей работы происходят определенные изменения как в психике клиента, так и в его жизнедеятельности. При оценке эффективности психокоррекции, следовательно, необходимо выявить динамику этих изменений. Параметрами оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы являются динамические показатели изменений, происходящих в различных сферах: симптоматической; психологической; социальной; философской.
Под симптоматическими изменениями понимаются изменения, происходящие в сфере психологических симптомов корригируемой проблемы или развиваемой функции. При оценке данного параметра выявляется динамика изменения психологических, а при необходимости и других, симптомов проблемы. По окончании психокоррекционной работы определяется наличие или отсутствие психологических симптомов, регистрируемых до ее начала, или появление новых патологических симптомов. Изменения в симптоматической сфере позволяют судить о наличии (отсутствии) проблемы, степени ее выраженности, переходе проблемы в другое качество.
Психологические изменения определяются путем выявления изменений во всех психологических аспектах: когнитивном, эмоционально-волевом, личностном, коммуникативном, поведенческом. При оценке эффективности по данному параметру выявляются изменения в как сфере, которая подвергается непосредственной коррекции, так и опосредованные изменения в других сферах психики клиента. Таким образом, определяются психологические изменения в целом.
Под социальными изменениями понимается:
- изменения показателей социальной адаптации клиента;
- изменения в сфере ближайшего окружения клиента.
Философские изменения определяются при оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы с подростками и взрослыми. Данный параметр предполагает оценку изменений в морально-ценностной и мировоззренческой сфере.
Каждый из предложенных параметров является важным для оценки эффективности психокоррекции. Однако судить об успешности психокоррекционной работы можно только при комплексном учете данных параметров оценки.
Методы оценки эффективности. Не существует уникальных и универсальных методов оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы. Для этого используются методы психодиагностики и психокоррекции. Каждый психодиагностический и психокоррекционный метод содержит оценочный потенциал. При оценке эффективности этот потенциал ставится ведущим для решения задач оценки эффективности психокоррекции.
При выборе методов для оценки эффективности психокоррекционной работы необходимо учитывать специфику каждого метода; его «сильные и слабые» стороны; валидность; реальность в осуществлении и т. п. Для подбора оптимального оценочного пакета методик необходимо предусмотреть возможность оценки:
- субъективных и объективных параметров;
- комплекса параметров, определяющих эффективность психокоррекции;
- прогностических параметров.
При оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы большое значение имеют методы, содержащие самодиагностический, самоаналитический и самоооценочный потенциал. Наиболее полную и объективную картину эффективности позволяет представить сочетание проективных и статистических методов.
В качестве проективных методов оценки эффективности могут выступать:
- субъективно-отчетные: дневники наблюдений; дневникиотчеты; самоотчеты и т. п.;
- сочинения: домашние; выполненные в ходе занятия;
- метод неоконченных предложений;
- рисуночные тесты;
- и т. п.
Важно, чтобы оценочные проективные методики строились по принципу обратной связи. Вся проективная оценочная диагностика должна подкрепляться объективно-статистической. По окончании психокоррекции наиболее оправданной можно считать диагностику эффективности по тем причинным факторам, которые лежали в основе тех или иных подлежащих коррекции явлений. Но здесь возникает трудность повторного тестирования, т. к. для учета эффективности необходимо проводить диагностику теми же приемами, которыми диагностировались причинные факторы.
Цели и задачи оценки эффективности психокоррекционной и развивающей. Общим назначением оценки эффективности является определение степени достижения целей психокоррекционной и развивающей работы. Сутью психокоррекционной работы является взаимодействие двух сторон – психолог и клиент. Таким образом, успех совместной деятельности складывается из эффективности усилий обеих сторон. Поэтому задачи оценки эффективности психокоррекции могут касаться аспектов связанных с активностью: а) психолога; б) клиента; в) совместной.
А) При оценке эффективности деятельности психолога выявляются (определяются):
- Эффективность (правильность) выбранной тактики и стратегии психокоррекционной работы в данном случае.
- Эффективность (качество) осуществления психокоррекционных мероприятий.
- Эффективность (степень) учета индивидуально-психологических особенностей клиента и специфики психологической проблемы.
- Эффективность (степень) учета социально-педагогических факторов закрепления результатов психокоррекции и развития.
Б) При оценке активности и состояния клиента необходимо определить:
- Параметры и динамику изменений в: - познавательной; - эмоционально-волевой; - коммуникативной; - лично-
стной; - поведенческой сфере.
- Параметры мотивации участия в психокоррекционной работе.
- Параметры самостоятельной активности.
В) При оценке совместной активности учитывается:
- Параметр установления психокоррекционного контакта между психологом и клиентом.
- Параметр независимости и самостоятельности клиента при завершении психокоррекционной работы.
Не существует уникальных и универсальных методов оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы. Для этого используются методы психодиагностики и психокоррекции. Каждый психодиагностический и психокоррекционный метод содержит оценочный потенциал. При оценке эффективности этот потенциал ставится ведущим для решения задач оценки эффективности психокоррекции.
Единство психодиагностики и коррекционно-развивающей работы в практической психологии. Необходимость существования в практической психологии образования диагностико-коррекционного, диагностико-развивающего направления работы. Необходимость существования психодиагностики и коррекции в деятельности психолога.
Единство диагностики и коррекции развития является одним из принципов психолого-педагогической коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.
Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей.
Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип отражает взаимодополняющую связь процессов психологической диагностики и коррекции.
Реализуется в трех аспектах.
• Во-первых, в основе психокоррекционного воздействия лежит целенаправленная комплексная психодиагностика. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зон актуального и ближайшего развития ребенка. Диагностический этап позволяет выявить характер, интенсивность и возможные причины трудностей развития, исследовать специфику ведущей деятельности и индивидуальнотипологические особенности ребенка. На основании психодиагностического заключения формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.
• Во-вторых, тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи. Так, процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. В процессе психокоррекции заложен мощный диагностический потенциал. Психокоррекционные мероприятия способствуют раскрытию всех сторон психики: так, коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции; конфликтные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции.
• В-третьих, коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики изменений личности, поведения, деятельности ребенка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет соотнести психокоррекционную динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства психологического воздействия. Таким образом, диагностические процедуры «пронизывают» весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.
Права и обязанности психолога образования.
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, настоящим Положением, приказами и инструкциями Государственного Комитета по народному образованию РФ.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
6. Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, РОНО, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации, педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не повреди», т. е. принимать решения и вести работу в. формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов или третьих лиц.
8. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений.
10. Вести запись и регистрацию всех видов работ.
Психолог имеет право:
1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
2. Убеждать администрацию и вышестоящие инстанции о создании условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
3. Отказываться от выполнения распоряжений администрации и тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы, определяемым настоящим Положением.
4. Знакомиться с документацией.
5. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
6. Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия срешением комиссии (оставление на второй год и т.п.) психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
7. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
8. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
9. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.
10. Вести работу но пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.
11. Иметь учебную и факультативную работу в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
12. Обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьникам (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.).
13. Обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.-постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
Ответственность педагога-психолога:
-педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
-педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протокол обследований. документации в установленном порядке;
-педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах ребенка.
- психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке
Обязательнаядокументация ПС в ОУ
Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения - являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат:
• количественные данные о проведенной в течение года работе.
• основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической, службы
• научно-методические средства, применявшиеся в работе
• качественную характеристику проведенной работы.
Обязательной документацией педагога-психолога являются:
- план работы на год, согласованный с руководителем МО и утверждённый руководителем ОУ (определяет цели, направление и содержание работы);
- ежемесячный план работы, утверждённый с руководителем ОУ (определяет содержание деятельности педагога-психолога на данном этапе);
- циклограмма работы педагога-психолога (позволяет планировать еженедельные затраты времени рабочей нагрузки);
- журнал консультаций педагога-психолога;
- заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования;
- журнал учёта групповых форм работы;
- карта психологомедикосоциальной помощи ребёнку;
- программа работы педагога-психолога с группой;
- коррекционная работа (для учреждений специального образования);
- программа коррекционно-развивающих занятий (для учреждений специального образования);
- программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
- аналитический отчёт о работе педагога-психолога (предоставляется руководителю МО и руководителю ОУ).
При увольнении педагог-психолог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.
Журнал учета проведенной работы - включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской)
Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы
Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:
• цели и направления программы
• адресата
• авторство
• краткое содержание
Аналитический отчет о проведенной работе за год - пишется в свободной форме, включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы
• обеспеченность их решения научными, методическими средствами
• основные проблемы и трудности в работе
• перспективные направления работы.
Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы; с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др.
Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Карта содержит:
1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдении и других форм работы;
• дата и время работы
• основания для работы
• формы работы (название метода, необходимые комментарии, краткий вывод)
• перспективы дальнейшей работы
2. Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.
3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом.
4. Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
План работы должен включать следующие графы:
№ | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр., проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающих контроль за исполнением.
В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр., оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3 План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работыпсихолога в данном учреждении, должен составляться на год.