Получение информации о клиенте и его чувствах

Пример работы с парами.

«Думаю, сейчас самое время, чтобы каждый рассказал, как именно он видит, что сейчас происходит между вами. Но только одно условие: не произносите при этом ни слова. Расположите себя и своего партнера так, чтобы стало ясно, в каких вы отношениях друг с другом. Каждый из вас может стоять, сидеть, падать на колени, смотреть в упор на другого или же отворачиваться от него, подходить вплотную, или держаться поодаль — главное, покажите наглядно, каковы сейчас ваши отношения».

Примеры работы с семьей.

«Мне очень интересно узнать, как каждый из вас видит свою семью. Фред, расставь членов семьи таким образом, чтобы стало ясно, как они относятся друг к другу. А теперь покажи, как они относятся к остальным людям».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 «Скульптурирование»

Цель:Дать возможность учащимся освоить на практике «скульптурирование», уделяя особое внимание таким оборонительным позам, как «заискивание» и «обвинение».

Инструкция:Практическое занятие проводится в классе. Причем учащиеся объединяются в группы по три человека.

Лимит времени:полтора часа.

План работы:

1. Группа выбирает, кто будет «психотерапевтом».

2. «Психотерапевт» ставит двух остальных учащихся в позы таким образом, чтобы один из них оказался «обвинителем», а другой «заискивал», т. е. примерно так, как это показано на рис. 4.2.

3. «Психотерапевт» велит «обвинителю» произнести несколько раз «Это все ты виноват», при этом он должен обращаться непосредственно к коленопреклоненной фигуре «за-

Получение информации о клиенте и его чувствах - student2.ru

Заискивание/обвинение

Рис. 4.2. Позы из методики «скульптурирование»

искивателя», который в свою очередь каждый раз покорно отвечает: «Прости, если можешь, это я во всем виноват».

4. «Психотерапевт» просит рассказать каждого, что испытал тот, беря на себя такую гротескную роль.

5. «Психотерапевт» просит «клиентов» принять обычные позы и подолжает выявлять их реакции.

6. Учащиеся всем классом обсуждают полученный опыт.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 «Скульптурирование»

Цель:Дать возможность учащимся закрепить практические навыки в проведении этой техники.

Инструкция:Занятие проводится в классе. Учащиеся объединяются в группы не меньше, чем по пять человек.

Лимит времени:Примерно один час непосредственно на проведение методики «скульптурирование».

План работы:

1. В каждой группе выбирают своего «психотерапевта» и «клиента». Трое других берут на себя роли членов семьи «клиента».

2. Затем «психотерапевт» просит «клиента» расставить своих домашних таким образом, чтобы их позы отражали вза-

имные отношения друг с другом, так как это видится непосредственно «клиентом».

3. После этого «психотерапевт» просит всех «застыть» в позах секунд на 20.

4. Затем «психотерапевт» самым подробным образом расспрашивает каждого, и особенно «клиента», какие чувства он испытывал, будучи такой «скульптурой».

5. Вслед за этим «психотерапевт» просит «клиента» создать новую «скульптурную композицию», которая бы показывала, кем он хотел бы стать в семье.

6. «Психотерапевт» выясняет, какие чувства испытывал «клиент» и другие члены семьи, являясь частью новой «скульптурной композиции».

7. «Психотерапевт» строит новую «композицию» и просит «клиента» занять место одного из членов семьи, чтобы увидеть их семейные отношения с совершенно иной стороны, и почувствовать «каково другим».

8. После чего «психотерапевт» выясняет, какие чувства испытывал «клиент», исполняя новую для себя роль.

9. Класс объединяется и обсуждает, как кому удалось отработать новую методику и что каждый по этому поводу думает.

Резюме

По мнению Сатир, начальная стадия психотерапевтического процесса нужна главным образом для того, чтобы подготовить прочную базу для последующих изменений. На этой стадии психотерапевт устанавливает с человеком контакт, помогая тому обрести уверенность в том, что его принимают вместе с его проблемами, почувствовать себя в безопасности, чтобы он смог полагаться на психотерапевта и доверять ему. Для установления прочного контакта с человеком Сатир использовала психотерапевтические навыки обращения, выслушивания и наблюдения. После этого она стремилась дать почувствовать человеку ценность и неповторимость собственной личности, и тут на помощь к Сатир приходили навыки пробуждения надежды, актуализации внутреннего по-

тенциала, гармонизации, признания, индивидуального подхода, отражения, уточнения, нахождения сути, «наведения мостов» и рефрейминга.

Когда Сатир чувствовала, что удалось установить доверительные отношения с человеком, она стремилась привлечь его внимание к процессам, которые заставляют страдать и приводят к внутренней рассогласованности. Для этого Сатир применяла в ходе психотерапии третий блок методик: «карта семьи», переплетение, выявление, обучение и «скульптурировние».

Глава 5

Промежуточная стадия

Достигнув промежуточной фазы, Сатир делала все, чтобы подтолкнуть человека на путь изменений. Для этого она в первую очередь вовлекала его в психотерапевтический процесс, чтобы затем постепенно пересмотреть его дезадаптивные поведенческие паттерны и открыть перед ним новые горизонты возможностей. На рис. 5.1 перечислены навыки, которые использовала Сатир для достижения этих целей.

Наши рекомендации