Может ли исследовательское мышление избавить от душевных страданий!
Путем логических рассуждений можно прийти к выводу, что если бы вы придерживались только — яподчеркиваю: только — своих желаний и предпочтений и если бы вы никогда— я подчеркиваю: никогда — не отклонялись в сторону нереальныхтребований о том, что все ваши желания непременно должны исполняться, товам крайне редко доводилось бы по-настоящему расстраиваться.
Почему?
Потому что когда вы говорите о том, что предпочитаете, то, как правило,начинаете со слов: «Мне очень нравится— или: я предпочитаю —успех, одобрение, комфорт…» И завершаете заключением: «Но если я неполучаю этого, жизнь не кончается. Я все равно буду счастлив (правда, возможно,не так, как хотелось бы) и без этого».
Или: «Я определенно не люблю, я ненавижу провалы, неодобрение,неудобство…» — и заключение: «Но если я испытаю неудачу, неприязньокружающих или боль, я переживу это. Я не умру от этого. Я всеравно буду счастлив (хотя и не так, как хотелось бы), даже несмотря на всенеприятности».
Если же вы настаиваете на том, что должны, обязаны получить илисделать что-то, то вы размышляете следующим образом: «Поскольку я предпочитаю успех, одобрение, комфорт или удовольствия, я обязательно, во чтобыло ни стало должен получить это. Если я не получу желаемого, чтонепременно должно произойти, это будет ужасно, я не переживуэтого Если я не смогу добиться успеха, значит, я — неполноценнаяличность, значит, этот мир — ужасное место, в котором я не получаютого, что мне полагается по праву. А так как я никогда не получутого, чего хочу, — значит, я всегда буду несчастен».
Если ваши размышления протекают по такому не предполагающему отклоненийпути, то, значит, вам нередко приходится испытывать тревогу, ненависть,враждебность или жалость к себе. Попробуйте неуклонно придерживаться своихглубоко въевшихся понятий о том, что должно и не должно иметь место, ипосмотрите, как вы при этом будете себя чувствовать!
Неужели все эти безусловные и категорические требования к себе и ковсему миру являются единственным источником эмоциональных проблем? Нет, это несовсем так. Подоплекой одних расстройств — например, психозов или эпилепсии —действительно является излишняя требовательность. Другие же душевныепроблемы — например, глубокая депрессия или алкоголизм — могут быть вызваныфизическими недугами, которые способствуют формированию извращенного мышления.
Но обычные эмоциональные расстройства или неврозы (к которым относятсябольшинство переживаний тревоги или гнева), как правило, вызваны завышеннымитребованиями. Относится ли это к тем случаям, когда человек страдает от чувстванеполноценности? Несомненно. По странной иронии чувство неполноценностивозникает в результате требований, выполнить которые под силу одному Господу.
Рассмотрим такой пример: Стили, двадцати трех лет, обладатель юридическогодиплома, стоящий уже на полпути к ученой степени в области юриспруденции,получил, кажется, все, о чем только можно мечтать, — включая, к слову сказать,отличную фигуру, безупречную внешность, любящих—и к тому же фантастическибогатых— родителей. И все-таки Стили чувствуем себя изгоем. У него нет нидрузей, ни подруг, ни своего круга общения, и он не способен говорить ни о чем,кроме законов и бизнеса. Он тщательно и продуманно ненавидит себя.
Возможно, у него был старший брат, которому наука общения давалась без труда?Может быть, его грызет подсознательное чувство вины за то, что он испытываетвожделение к своей матери? А может быть, в шестом классе его осмеяли нафутбольном поле за неудачную игру?
Или отец застал его за мастурбацией, накричал на него и пригрозил отрезатьпенис?
Ничего подобного. Стили практически не переживал никаких душевных травм вдетстве и преуспевал во всем, за что только принимался.
И все-таки?..
Достигнув половой зрелости, несмотря на любовь и поддержку родителей,несмотря на успехи в школе и в спорте, юноша себя возненавидел.
Почему?
Потому что, разговаривая с людьми, он терялся. У него писклявый голос, ктому же он слегка шепелявит. Но по Натуре он чрезвычайно требователен к себе ивсегда требовал от себя умения красиво говорить. Чем больше он Настаивал натом, что должен говорить красиво, тем больше запинался и заикался. Вконце концов он вовсе замолчал и замкнулся в себе.
«К двадцати трем годам Стили стал крайне робким и замкнутым. Никто не сомневался в том, что он ненавидит Себя. Но почти никто не догадывался, что в основе этой ненависти лежит завышенная требовательность — его неутолимая потребность быть безупречным и идеальным во всех отношениях и столь же абсолютное неприятие собственных посредственных результатов в какой бы то ни было области. Лишь после нескольких месяцев РЭТ я смог показать Стили, как много ненужных и губительных обязанностей он возложил на себя — включая, например, следующее требование: «Я должен все делать абсолютнo безупречно. Если я говорю нечетко и невразумительно — чего ни в коем случае нельзя допустить, — то тем самым я демонстрирую, что ничего не стою. А потому, если я не могу говорить блестяще, то не лучше ли мне вообще помолчать?»
Сначала Стили не допускал и мысли о собственном максимализме. Но в конце концовон смог разглядеть те завышенные требования, которые сам к себе предъявлял. Кактолько он распознал эти требования и начал применять методы РЭТ для того, чтобыоспорить свои установки, как только он понял, что не обязан говоритьхорошо, его покинуло страшное чувство неполноценности. Несмотря на то что онпродолжает шепелявить и голос его так и остался писклявым, он пересталзамыкаться в себе и начал общаться с людьми все больше и больше — и в концеконцов превратился в прекрасного собеседника.
Не все эмоциональные расстройства проистекают из так называемоговысокомерного мышления. Но большинство — наверняка. Если вы требуете от себя никогда,ни при каких обстоятельствах не допускать неудач, то потребуйте уж заодно иникогда не становиться невротиком. Стили, например, прекрасно понимал, что онневротик, — и тем не менее добивал себя, все более и более углубляя свойневроз.
Он постоянно твердил себе: «Другие люди не так робки, как я. Как это глупо,что я робок, а все остальные даже не знают о подобной проблеме! Я не долженбыть невротиком. Так нервничать — это просто идиотизм!» Вот как он сам создалсебе вторую проблему — невроз по поводу невроза.
Если вас мучает невроз, то в большинстве случаев можно утверждать, что высами довели себя до такого состояния посредством нелогичного мышления,оторванного от реальности. Во-первых, вы уже родились с талантом восприятия исоздания разрушительных идей. Во-вторых, вам неплохо помогает в этом окружение,которое создает реальные проблемы (нищету, болезни, несправедливость) ипоощряет негибкое мышление (например: «Если у тебя способности к музыке, тыпросто обязан непременно стать выдающимся музыкантом»).
И все-таки главным источником невроза являетесь вы сами. Высознательно и подсознательно ставите себя в положение жертвы — и это, кстати,является вашим свободным выбором. Попробуйте выбрать другой путь —откажитесь от невротических реакций по любому поводу.
Возможно ли это?
Да, это возможно, и именно об этом говорится в моей книге. Вы можетенаучиться исследовательскому мышлению. Блестящий психолог Джордж Келли еще в1955 году указал, что каждый человек по своей природе является Исследователем. Вот,к примеру, вы прогнозируете, что произойдет, если решиться накопитьденег и купить хорошую машину. Приняв такое решение, вы затем наблюдаете зарезультатами и проверяете, подтверждают ли они ваш прогноз. Сможете ли вынакопить достаточно денег? Если да, то сможете ли вы купить хорошую машину? Этонадо проверить.
В этом и заключается суть исследовательского метода. Выдвигается приемлемаягипотеза или догадка, затем Проводятся эксперименты, которые либо подтверждают,либо опровергают эту гипотезу. Ведь гипотеза — это ещене факт, это лишь допущение, предположение. И вы проверяете ееистинность. Если гипотеза оказывается ошибочной, вы отбрасываете ее ивыдвигаете новую. Если она оказывается верной, то вы принимаете ее для пробы,но тем не менее всегда готовы изменить ее, если позднее появятся противоречащиеей факты.
Это научный, исследовательский метод. Его нельзя считать свободным отошибок, он часто дает неточные результаты. Но это лучший метод, с помощьюкоторого можно обнаружить «истину» и понять «реальность». Многие мистики иапологеты религии говорят о том, что наука дает лишь ограниченную картину мираи что можно достичь Абсолютной Истины и Космического Понимания одной толькоинтуицией или прямой эманацией космической энергии из Вселенной. Это оченьинтересные теории — или гипотезы. Но пока они не доказаны. Скорее всего, мыникогда не сможем ни подтвердить, ни опровергнуть их. А потому они не относятсяк области науки.
Научный метод заключается не только в том, чтобы с использованием логики ифактов подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию. Важнее другое — происходитпостоянный пересмотр теорий, их изменение, попытки заменить их более новыми исостоятельными идеями, более плодотворными догадками. Метод науки отличаетсягибкостью и открытостью в отличие от жесткости догматизма. Он ищет болеесовершенную, но никак не Абсолютную Истину (с большой буквы!).
Принципы РЭТ, описанные в этой книге, говорят о том, что антинаучное,иррациональное мышление является главной причиной эмоциональных расстройств ичто если, освоив РЭТ, вы предпочтете научное решение, то сможете по своей волеотказаться быть несчастным практически в любой ситуации. Да! В любой!
Если вы будете последовательно гибко и по-исследовательски мыслить вотношении своих потребностей, ценностей и пристрастий, то не позволите импревратиться в разрушительные догмы. Вы думаете: «Разумеется, я хочу успешносделать карьеру, жить с тем человеком, которого люблю…» Но вы уже не станетефанатически (и совершенно ненаучно) требовать: (1) «Я непременно должен сделатькарьеру», или: (2) «Я могу быть счастлив только с ней!», или: (3) «Еслия не сделаю карьеру и отношения с партнерами будут складываться не так, как онидолжны складываться, — значит, меня по праву можно считать пропащимчеловеком».
РЭТ также показывает, что, если вы все-таки продолжаете искренне верить вправомерность своих жестких требований, тем самым делая себя несчастным,вы всегда можете воспользоваться исследовательским методом мышления ипересмотреть свои представления, удалить их с корнем и снова начать мыслитьразумно. Ведь эмоциональное здоровье заключается именно в этом — в здравом,разумном, научном мышлении. РЭТ утверждает, что практически невозможнооставаться невротиком, если отказаться от всех догм, от нетерпимости ифанатизма. Если вы мыслите научно, то сможете допустить, принять — дажепусть вам это и не нравится — некоторые неизбежные затруднения иперестать воспринимать их со «священным ужасом».
Разумеется, это у вас вряд ли получится на все сто процентов.
У вас, например, столько же шансов стать отличным ученым, сколько и —пианистом или писателем. Вы ведь Обычный человек, которому свойственноошибаться, а потому вы едва ли сможете достигнуть совершенства.
Если хотите, можете бороться за то, чтобы достигнуть настолько высокогоуровня, насколько вам это нужно. Но лучше и не пытайтесь добиться совершенства!Нет, вы, конечно, можете желать совершенства, вы можете предпочитатьстремиться к нему, но, уж будьте добры, откажитесь от переживаний, когда у васчто-то не получается. Ведь даже желание истинного совершенства тщетно. Ауж требование совершенства — это просто безумие!
Итак, даже досконально изучив эту книгу и скрупулезно выполняя всерекомендации, вы не станете безупречным исследователем — как не станете иабсолютно удовлетворенным и счастливым человеком до конца жизни. Если выжаждете пожинать плоды подобной химеры, обратитесь лучше к одному измногочисленных культов, которые обещают вечное блаженство. Наука — это не путь1 рай. Но она может предложить достаточно реалистичный планрационально-эмотивной терапии.
Если хотите бороться с несчастьем, призовите на помощь науку. Дайте ейреальный шанс. Работайте над тем, чтобы мыслить рационально, оперируя реальнымипонятиями, проверяя свои гипотезы о самом себе, о других людях, об окружающеммире. Не будьте наивны. Не позволяйте призрачному журавлю в небе увлечь вас вникуда. Долой простодушное мышление. Расстаньтесь наконец с детскими грезами.Отбросьте их прочь!
Да, да, отбрасывайте! Снова — и снова — и снова!
И что же — наступит золотой век? Нет Вы больше никогда не будете страдать? Сомневаюсь.Сможете ли вы свести на нет свою тревогу, депрессию, гнев? Скорее всего, вамэто не удастся.
Но я могу пообещать вам следующее: чем более научным, исследовательским,рациональным, реалистичным станет ваше мышление, тем меньше будет вашеэмоциональное напряжение. Оно не исчезнет совсем — мы ведь не нелюди и несверхлюди. Но оно станет намного слабее. А с годами, по мере того как вашнаучный взгляд на мир будет укрепляться и развиваться, неврозы тоже будутослабевать.
Можно ли это гарантировать? Нет, но такой прогноз вполне вероятен.
РЭТ-упражнение № 2
Вспомните, когда вы в последний раз были чем-то сильно встревожены. Что вастак обеспокоило? Встреча с незнакомыми людьми? Положение дел на работе? Отношенияс человеком, который вам дорог? Экзамены? Собеседование при поступлении наработу? Предстоящая партия в теннис или в шахматы? Поступление в университет? Угрозастрашного диагноза? Несправедливое отношение к вам?
Отметьте, какие конкретно требования успеха или одобрения породили вашутревогу. Какие «должен» или «обязан» стояли перед вами?
«Я должен произвести на этих людейхорошее впечатление!» «Еслия хочу, чтобы меня ценили на работе, я должен это сделать!» «Мне нравится этот человек, ия должен заслужить его одобрение!»
«Этот экзамен очень важен. Я обязан сдать его на «отлично»!»
«Это хорошее место, и я непременно должен понравитьсянанимателю».
«Если я выиграю эту партию в теннис (или вшахматы), то докажу всем, что я хороший игрок. А потому я обязан выигратьи показать всем, какой я мастер!»
«Школа, в которую я поступаю, самая хорошая, ия очень хочу туда попасть. Значит, я обязан поступить, а иначе это будетпросто ужасно!»
«Если бы у меня была эта страшная болезнь, этобыло бы слишком ужасно, это было бы невыносимо. Я должен знатьнаверняка, что этой болезни у меня нет!»
«Я относился к ним хорошо, и значит, они тоже обязаны относиться ко мне так же. Они не должны поступать со мной несправедливо.Это ужасно, что они так делают!»-
В каждом случае поищите слова, выражающие ваши предпочтения («Я хотел бы получитьэту работу») и ваши заповеди или требования («Значит, я должен получитьэту работу. Я просто не переживу отказа»).
Проделайте то же самое в отношении недавно пережитой депрессии. Отыщите еепричину и попробуйте настойчиво выделить те требования, которыеспособствовали развитию депрессии. Например:«Поскольку я хотел получить эту работу, то должен был как следуетподготовиться к собеседованию, но я этого не сделал так, как нужно, —следовательно, я идиот, который не заслуживает такой хорошейработы».
«Я должен был больше тренироваться,чтобы выиграть этот теннисный матч, но я не тренировался столько, сколько должен был бы, и это доказывает, что яленивый чурбан, который никогда ничего не добьется ни втеннисе, ни в чем бы то ни было другом!»
Вспомните, какие требования вызвали ваш гнев, направленный противдругого человека,— в связи с тем или иным событием. Например: «После того как ябуквально лез из кожи, чтобы достать Джону денег, он не вернул мне долг, хотя обязанбыл это сделать. Он просто безответственный тип! Он не имеет права так. сомной обращаться!» «Ямогла бы пойти на пляж в субботу, но сидела и глупо ждала воскресенья, а тутпошел дождь. Ведь должна же быть в воскресенье хорошая погода! Дождьпошел — это просто ужасно. Это непереносимо, когда я так хочу напляж!»
Всякий раз, когда вы чувствуете тревогу, депрессию или гнев, имейте в виду,что, скорее всего, в таких случаях вы не только очень сильно хотите чего-то,вы требуете, чтобы все происходило только так, а не иначе, требуете, чтобывы обязательно получили то, чего хотите. Итак, ищите слово «должен». И неоставляйте своих попыток до тех пор, пока не найдете. Если у вас не получается,обратитесь за помощью к друзьям, родственникам или РЭТ-терапевтам. Проявитенастойчивость!
Глава 4.