Вопрос. Процесс управленческого контроля

В процессе контроля различается три этапа:

- выработка стандартов и критериев

- сопоставление стандартов и критериев с реальными резуль­татами деятельности предприятия

- принятие необходимых кор­ректирующих действий.

1 этап. Выработка стандартов и критериев

Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стан­дарты, используемые для контроля, должны быть выработаны из многочисленных целей и стратегий предприятия. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенное т. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых, должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по от ношению к которому можно оценить степень выполнения рабо­ты. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля на предприятиях потребительской"коопе­рации: достичь уровня доходности розничного товарооборота и/ определенный период /год/ до 5,5%. Конкретный критерий /и данном случае 5,5% к обороту/ и определенный период времени /год/ называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть полу­чено для достижения поставленных целей предприятия. Подоб­ные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на вопросы ''Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных це­лей?" и "Что осталось не сделанным?"

Относительно легко установить показатели результатив­ности для таких величин как объем розничного товарооборот величины прибыли. Однако некоторые важные цели и задачи кооперативных предприятий выразить в числах затруднительно Например, качество торгового обслуживания населения. Для этого используются расчетные показатели.

Невозможно выразить показатель результативности непо­средственно в количественной форме, но это не должно служить оправданием того, чтобы не устанавливать контрольных стан­дартов. Даже субъективный показатель лучше, чем ничего. Руководитель не может эффективно осуществлять контроль без показателя результативности какого-либо типа.

2 этап. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами

На этом этапе менеджер должен определить, насколь­ко достигнутые результаты соответствуют установленным стан­дартам, а также насколько допустимы или относительно безо­пасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй ста­дии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий, Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в опреде­лении масштабов отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

3 этап. Действия.

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не пред­принимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Ничего не предпринимать: основная цель контроля со­стоит в том, чтобы добиться четкого положения, при котором процесс управления предприятием действительно заставлял бы его функционировать в соответствии с планом. Если сопостав­ление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.

Устранить отклонения: система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они пе­рерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устра­нении настоящей причины отклонения. Смысл корректировки функционирования предприятия во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения предприятия к нормальному функционированию.

Пересмотр стандартов: не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на пла­нах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

Вопрос. Процесс управленческого контроля - student2.ru Вопрос. Процесс управленческого контроля - student2.ru

План:

1) Влияние и методы влияния.

2) Власть и формы власти.

Наши рекомендации